Аудио |
|
Скачать .mp3 |
"Большой русский художник - и с русской душой", - так охарактеризовал живописец Михаил Васильевич Нестеров Бориса Михайловича Кустодиева. Яркий и самобытный, певец исконной Руси с ее традициями, Кустодиев за всю свою недолгую жизнь создал более 700 прекрасных картин, отражающих дореволюционную жизнь русского человека. Его живописные работы наполнены радостью бытия, и это несмотря на то, что многие из них были написаны во время жестокой болезни их создателя. А в стране властвовали революция, гражданская война, разруха, голод. Открыть для себя творчество известного русского живописца и познакомиться с его биографией читателям поможет альбом, который вышел в свет при содействии двух Издательств – петербургского «Золотой век» и московского «Бертельсманн Медиа Москау» в серии «Галерея русских художников». Альбом так и называется – «Борис Кустодиев». ***
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отец художника, Михаил Лукич, преподавал в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу и логику. Он умер от скоротечной чахотки, когда мальчику не исполнилось и двух лет, и заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Семья жила на пенсию 30 рублей и арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминал позже Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони... Это были живые типы Островского...». Яркие детские впечатления тех лет легли в основу многих живописных образов художника.
Рисовать мальчик начал рано, лет с пяти, а в 1887 году, посетив выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, окончательно решил стать художником. Он учился в церковно-приходской школе, а затем в гимназии, после окончания которой его, как сына бывшего преподавателя, приняли на казенный счет в духовную семинарию. С 15 лет Борис начал заниматься у астраханского художника Павла Алексеевича Власова, которого до конца жизни считал своим лучшим учителем. В 1896 году, не окончив семинарию, он едет поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не принимают из-за возраста — Кустодиеву уже 18. Тогда он поступает в Петербургскую академию художеств, где его наставником становится художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен Илья Ефимович Репин.
«На Кустодиева, - писал впоследствии Илья Ефимович, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу». Мастер приглашает ученика участвовать в работе над большим групповым портретом — картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Кустодиевым было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины. Параллельно с этой работой он создает портреты своих современников, и один из них отмечают золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Наряду с портретами художник представляет на выставках и жанровые картины. Одна из главных тем творчества Кустодиева определилась уже тогда — он писал шумные, многолюдные ярмарки в родных ему приволжских городах.
В январе 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьевне Прошинской, с которой познакомился во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года за дипломную работу «Базар в деревне» художник получает в академии золотую медаль и право на оплаченную поездку за границу сроком на один год. В декабре супруги с новорожденным сыном Кириллом едут в Париж, а потом в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Соскучившись по родине, художник возвращается домой – в «благословенные края нашей благословенной русской земли», - не использовав и половины предоставленного ему срока. После возвращения Кустодиев много работает, становится членом ряда художественных сообществ. Помимо живописи занимается книжной графикой и карикатурой.
Из биографии известно, что семья художника снимала квартиру на Мясной улице в Петербурге. А летом выезжала в дом-мастерскую «Терем» в Заволжье, в Кинешемском уезде. Борис Михайлович любил эти свободные от городской суеты места, здесь много и плодотворно работал. «Как мне скучать, - говорил он, - когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни — пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят...». В этот период он пишет многофигурные картины с увлекательными сюжетами, полными подробностей провинциального быта, такие как, например, «Ярмарка» и «Деревенский праздник». Живопись его становится красочной, приближаясь к народному искусству. Итог развития этой темы - полотно «Масленица» - панорама народного гуляния, праздника в русском провинциальном городе.
С 1909 года у художника стали проявляться первые признаки страшной болезни: опухоль спинного мозга. Лечение в Швейцарии на время улучшило его состояние. Но уже в 1916 году Кустодиеву делают несколько многочасовых операций. Во время одной из них, по воспоминаниям дочери художника, «профессор Цейдлер вышел сам и сказал, что обнаружен темный кусочек чего-то в самом веществе спинного мозга ближе к груди, возможно, придется перерезать нервы, чтобы добраться до опухоли, нужно решать, что сохранить больному — руки или ноги. "Руки оставьте, руки! — умоляла мама. — Художник — без рук! Он жить не сможет..." В течение полугода после операции папе не разрешали работать, но он, украдкой от врачей, все же рисовал. Наконец, сказал врачам: "Если не позволите мне писать, я умру!" — Пришлось разрешить».
Всю дальнейшую жизнь Кустодиев был прикован к креслу-каталке, но это время его жизни было необычайно плодотворным. К этому периоду относится ряд самых известных полотен мастера. Так, в 1919 году была написана картина «Московский трактир». Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским, иконой, фреской». Именно тогда была создана и кустодиевская «Масленица», полная веселого морозного счастья, словно противопоставленная болезни автора. Кроме того, большинство картин последнего десятилетия жизни мастера были написаны только благодаря его удивительной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений. «Что бы я стал теперь делать, — говорил Кустодиев, — когда не хожу с 1917 года? А вот сейчас вспоминаю и рисую! Когда пишу: у меня всегда стоит картина перед глазами, я ее как бы целиком списываю и срисовываю. Мне легко, так как стоит захотеть, и я могу заказать голове картину, и эти картины сменяются, как в кино. Иногда от виденного голова пухнет. Я помню купчих, которые жили за нашим домом в Астрахани, помню, во что была одета та или другая купчиха или купец».
На предложения уехать лечиться за границу Кустодиев отвечал: «Я русский, и как бы трудно нам всем сейчас здесь ни было, я никогда не покину свою Родину!». Он не оставил и свою излюбленную «купеческую» тему, варьируя ее на разные лады. В эти годы появляются такие произведения как «Балаганы», «Купчиха за чаем», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» и многие другие, о которых Федор Иванович Шаляпин написал: «Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы — вообще все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении».
*** Как отмечают издатели, «энергия и жизнелюбие художника были поразительны. Находясь в инвалидном кресле», он не был сломлен духовно. «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин», — говорил Кустодиев. Продолжая неустанно работать, он создавал яркие, полные жизни полотна. Кроме того, посещал театральные премьеры и даже совершал дальние поездки по стране. Но болезнь продолжала безжалостно подтачивать силы художника. Однажды незначительная простуда перешла в воспаление легких, и его сердце не смогло справиться с недугом. Борис Михайлович Кустодиев скоропостижно скончался 26 мая 1927 года в Ленинграде, оставив потомкам огромное наследие – свои картины, в которых отражена неизбывная любовь ко всему русскому! Частично это наследие представлено и на страницах этого альбома.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!