Жизнь Даниловского монастыря

9 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте!  В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях наместник Даниловского ставропигиального монастыря города  Москвы, архимандрит Алексий Поликарпов. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

 - Добрый вечер!

 - Уважаемые телезрители,  обращаю ваше внимание, что мы работаем в прямом эфире. В течение часа вы можете позвонить нам в студию и задать свой вопрос по телефону в Москве 8  (495) 781 49 54. Тема нашей сегодняшней программы -  «Жизнь Даниловского монастыря».

Батюшка, вы являетесь наместником одного из древнейших монастырей столицы  - Даниловского ставропигиального  мужского монастыря города Москвы. Расскажите об истории  монастыря – как он создавался,  и как он  живет по сей день.

 - Московский Свято-Даниловский монастырь учрежден и основан святым благоверным князем Даниилом, младшим сыном Александра Невского в  конце ХIII века. Первый общежительный монастырь в Москве. Обитель пережила все, что пережила  Москва, пережила Русь. Это были и набеги монголо-татар, были пожары, были бедствия, трудности. Были поляки. Под Даниловом, как говорит  летопись, каждый день были бои. Были французы. Строки  скупо говорят, что французы большого урона не нанесли, но только ободрали раку князя Даниила и  эти серебряные листы унесли с собой. И год 1930-й - это закрытие обители  уже при Советской власти. Постепенно храмы отбирали, постепенно святыни перебирались из одного храма в другой и вот, в 1930 году обитель закрыта. Скорбно и трудно. Очевидцы рассказывали, что когда закрывали монастырь, то люди плакали. А около стен обители бегал и прыгал такой юродивый гугнивый иеродиакон Пимен -  радовался и смеялся. И когда ему сказали: почему же ты так поступаешь, он сказал: а наши «колякола» еще зазвонят. Получается, что заглядывая далеко вперед, он говорил о будущей славе Даниловского монастыря, потому что в год закрытия,  колокола Даниловские  (а это были один из лучших звонов Москвы и России, полностью сохранившиеся!) были проданы в Америку. Один американский предприниматель купил их и передал в дар Гарварду, поскольку сам был выпускником этого университета. Там как раз строилось общежитие, и на одной из башен этого общежития были установлены колокола.

В свое время пытались организовать там русский звон, выписывали из России известного в то время колокольного мастера Сараджева, звонили мигранты, но, наверное, так не получалось,  потому что звон был нецерковный. И, в конце концов, колокола остались висеть на этой башне, но звон был на бейсбольный матч, еще какие-то торжественные случаи минут по 10-15. Как такового, колокольного звона не было.

Год 1983.Открытие обители, передача Данилова монастыря Русской Православной Церкви по просьбе Святейшего Патриарха и Священного Синода. Монастырь был передан с целью проведения торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Зашла речь и о колоколах. Тогдашние дипломаты известили теперешнего митрополита Владимирского Евлогия (он был  первым наместником) о том, что даниловские колокола находятся в Гарварде. Завязалась переписка, но она была безрезультатной в то время. Был один из американских президентов в монастыре,  но тем не менее, передачи колоколов не было.

И вот, славная  дата -  700 -летие со дня преставления князя Даниила послужила толчком.  Завязалась переписка, и потом состоялась поездка делегации. Был утвержден Попечительский совет, который возглавил митрополит Климент, при участии в этом совете и тогдашнего представителя Президента в Центральном округе Георгия Полтавченко, представителя монастыря. Делегация отправилась в Америку, в Гарвард. Состоялась встреча с вице-президентом Гарварда. Поначалу скупые строки  говорили о том, что колокола сохранились и висят там. Мы, в свою очередь, поблагодарили их за сохранение этого сокровища, потому что если бы это находилось в России, трудно было бы предугадать их судьбу. Это могла быть просто переплавка на металл. И такое произведение искусства, память церковная, была бы стерта с лица земли.

Зашла речь о том, что мы бы хотели возвратить эти колокола  в Россию. Но явилась такая мысль, что им тоже нужно иметь что-то в память, взамен. Были активные профессора, которые поднимали этот вопрос, близкие  к общежитию. Их мыслью было то, что такая ценность должна принадлежать России, вернуться на Родину. Они  занимались этим. Прошло несколько лет с тех пор. В  России была делегация  университета, они объехали несколько наших колокольных предприятий и выбрали себе на Воронежском  колокольном заводе «Вера» звоны. Решили,  что там они закажут комплект колоколов, который явится копией даниловских, и  эти  новые колокола будут висеть на колокольне в Гарварде, а старые отправятся в Россию.

Да, это было нелегко, шел переговорный процесс не так быстро, как хотелось бы. Было благословение Святейшего Патриарха, и когда нас спрашивали, где же вы найдете средства для возмещения, мы говорили, что Бог поможет, народ на это откликнется. Святейший Патриарх Алексий II обратился с  просьбой к предпринимателю Вексельбергу,  и его Фонд принял активное участие в этом. Благодаря такой финансовой поддержке дело сдвинулось. Сначала в 200, году один колокол прибыл в Россию. Его встречали Святейший Патриарх и Президент Медведев в монастыре. И потом уже  из-за океана -  все остальные, из-за океана через Санкт-Петербург, Великий Новгород Тверь. Была торжественная встреча, они прибыли в Москву.

Это такая милость Божия, и нам есть о чем вспомнить сейчас, благодарить Бога, благодарить людей доброй воли, потому что это было такое движение ума и сердца, и московский Свято-Данилов монастырь получил свою святыню. Эти колокола по сей день возвещают нам правду  Божию, возвещают милость Божию к нам, недостойным людям. Колокола были на колокольне в этот период  - до возвращения Гарвардских, но это были колокола, собранные со старых колоколен заброшенных храмов. И когда вернулись родные, те были возвращены по старым адресам, так что никто не остался обиженным. Обычно спрашивают: а что же стало с теми колоколами.

И сейчас эта тема – колокольная, существует в Данилове. Самый ближний пример -  это организация курсов колокольных звонов колокольных мастеров, которые сейчас открыты и идет набор. Такая школа будет работать. Каждое последнее воскресенье сентября в обители организуется колокольный фестиваль, приглашаются известные мастера- звонари со всей России, они собираются на колокольне. Внизу, на дворе ставятся стулья, собираются слушатели и  зрители, и вот так колокола возвещают славу Божию.

 - Много участников собирается?

  -Да, довольно много. Из разных городов.  Из Великого Новгорода, Твери, Ярославля, Вологды, Ростова Великого, Владимира. Клирики, миряне и каждый привносит свое звучание, каждый показывает свое мастерство. Все это не просто услаждает слух, это подвигает нас к Богу, к небу.

  -То есть, участники этого фестиваля, скажем так – шлифуют свое мастерство, или это просто фестиваль, чтобы себя показать?

 -  Я думаю, что они шлифуют свое мастерство. К каждому показу, к каждому рассказу нужно подготовиться. Люди воспринимают эту колокольную культуру, слушают умом и сердцем, очищаются.

  - Сколько храмов насчитывается в обители на сегодняшний день?

- В обители семь храмов с приделами. Самый главный храм  - Троицкий, храм Святых Отец Семи Вселенских Соборов – самый древний. История его такова, что Иван Грозный хотел в Москве в каждом околотке построить храм во имя Святых Отцов Первого собора, Второго, Третьего, Четвертого. Те храмы не сохранились, а сохранился храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В нем разные приделы   - князя Даниила, святых мучеников Бориса и Глеба, пророка Даниила, преподобного Даниила Столпника, потому что обитель была учреждена князем Даниилом во имя своего  покровителя преподобного Даниила Столпника.

 - Вопрос из Курска от рабы Божьей Татьяны - по Евангелию от Матфея. Когда Господь был в Сирии, он лечил больных прокаженных бесноватых лунатиков.  От чего Господь лечил лунатиков?

 - Лечил от болезни, исцелял их от этой тяжелой, трудной болезни. Выводил их, прежде всего не медицинскими средствами, хотя мы  знаем, что  в Евангелии написано – иногда Он употреблял для этого слюну, брал твердь земную, но исцелял силой духовной от влияния нечистой силы, от влияния духовной немощи, которая проявлялась физически.

 - Спасибо. Какие святыни есть сегодня в обители?

 -  Прежде всего в монастыре мы имеем (к сожалению не имеем полностью) мощи князя Даниила. В годы революции они были утрачены, хотя до этого они находились в раке целыми. Мы имеем частицы мощей, которые были возвращены и имели такой чудесный образ возвращения из Америки, потому что духовные дети владыки Феодора увезли с собой часть мощей. Митрополит Феодосий Американский их вернул в обитель. Часть мощей вернули другие насельники – прежде всего этого мощевик в Троицком соборе, часть мощей находится в храме Святых Отец.

Икона Божьей Матери «Троеручица», большая частица мощей святого благоверного Александра Невского, память которого совершается вместе с памятью князя Даниила - 12 сентября. В Покровском храме находятся мощи преподобного исповедника Георгия Даниловского, который в дореволюционные годы являлся насельником обители, потом претерпел ссылку, гонения и уже возвратившись из ссылки, скончался в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище, держа Чашу со Святыми Дарами в руках. Причащаясь, он в это время скончался.

Частицы многих мощей в Троицком соборе, есть большой мощевик и там мощи многих святых находятся. Совершаются чудеса и исцеления и по сей день. Преподобный Даниил отзывается на молитвы, обращающиеся к нему. Много есть случаев исцеления. Приведу разные примеры.

Однажды в обитель пришли муж с женой, уже пожилые. В надкладезной часовне там набирают воду. И вот они, по примеру других, также взяли воды, набрали в бутылочку  и принесли домой. Видимо, они были не очень церковные люди - принесли домой эту бутылочку, поставили, и забыли о ней. Муж должен был обратиться к врачам, у него подозревали онкологию, и он должен был по этому поводу лечиться. Ему во сне является старец и говорит: у вас есть вода, потребляй ее и будешь здоров. Как обычно бывает   - видел сон и забыл. Так ему несколько раз являлся преподобный князь Даниил и напоминал о святыне, которая была  у них в доме. Этот старичок стал употреблять воду  и потом пошел к врачу. Врач свидетельствует, что от болезни не осталось  и  следа.

Еще очень известен святой благоверный князь Даниил, как помощник в квартирных вопросах. Думаю, что  для многих это насущный и важный вопрос. Многие рассказывают о тех чудесах, которые они получили сами, их семьи. Так одна женщина говорила, что они много лет стояли на очереди, и как это иногда случается, им отказали. Но она не теряла надежды.  Она вспомнила, что ее мать всегда обращалась с молитвой  к князю Даниилу. И вот она купила акафист  князю Даниилу, все-таки продолжала ходить и во время ожидания молилась святому, призывала его в своих молитвах, просила  о помощи. И против ожидания, они действительно получили замечательную квартиру и благодарили за это князя Даниила.

У жителей Даниловой слободки, которая была около монастыря, был такой обычай. Когда они о чем-нибудь просили Бога, когда начинали какие-то свои дела – они  шли в храм, к мощам святого. Каждый, по достатку своему, ставил свечу и обращался с просьбой. И уходили они в надежде, что молитвы их услышаны, святой откликнется. Действительно, так и бывало. Есть много разных других случаев - когда военные, не имеющие постоянного места жительства, не имеющие постоянного жилья – матери их и сами они, когда кажется, исчерпаны все надежды, упования, вспоминали, что надо обращаться  к святым.  И князь Даниил слышал их – и много тому примеров, когда получали  квартиры, и  довольные и счастливые благодарили Бога.

Напротив монастыря находится Четвертая больница. Там много больных. Братья туда ходят причащать, исповедовать. Больны знают о том,  что обитель напротив, что там есть святыни. Так, одна женщина, которая лишилась слуха, в течение нескольких дней была на излечении. Кажется, были потеряны все надежды, и ее осенило, что надо же бежать к святому! Она действительно, прибежала к мощам, приложилась. Для себя отметила, что здесь красивые цветы,  но запаха она не чувствует. Помолилась, обратилась с горячей искренней молитвой к князю Даниилу и возвращаясь, она почувствовала этот чудесный запах, а выходя, услышала  и гомон птиц, и звон колоколов. Помощником и покровителем ее явился князь Даниил.

Если позволите, еще об иконе Божией Матери «Троеручица». Это древняя икона  находится в Троицком соборе - слева на столпе. В монастыре есть обычай: по пятницам вечером читается акафист – одну пятницу Покрову Божией Матери, а другую – «Троеручице». Эта икона издревле чтима в монастыре, и от нее чудеса совершаются и по сей день. Так, у одной женщины стала сохнуть рука. Ей сказали, что она исцелится перед иконой Божией Матери. И она просила Богородицу, бывала в разных местах, обращалась к разным святым иконам. Однажды, в одну из пятниц она пришла в Троицкий  собор, где совершался молебен. Она помолилась, постояла, потом взяла свою сумку, отправилась на вокзал и поехала домой. Проснувшись, уже в поезде, она стала осознавать, что молилась в соборе она правой рукой, которая была больна, и сумку она взяла как обычно, правой рукой. И она убедилась в том, что исцелилась,  что она получила помощь от иконы Божией Матери.

Однажды в наше паломническое бюро поступил звонок. Просили устроить  экскурсию по святыням монастыря, но ничего не говорить о чудесах, которые от них совершаются.  Просьбу учли, устроили экскурсию. Эта группа пришла в Троицкий  собор и один из людей (им  оказался человек, по просьбе которого экскурсия совершалась) сразу встал на колени перед иконой Божией Матери. Все время, пока группа находилась в храме, слушала экскурсовода, он стоял перед иконой. Потом они ушли, а через некоторое время поступил звонок – что этот человек, просивший экскурсию и который просил не рассказывать о чудесах, он в прошлом фронтовик. У него были ранены ноги, были пожизненные боли, и он не мог просто заснуть, и это постоянно его беспокоило. А когда он пришел в Троицкий собор, то его как что-то подтолкнуло: расскажи Божией Матери о всех своих болезнях, и ты будешь услышан. Он так и сделал – встал на колени, обращался к Ней, просил Ее  о помощи, и вот таким образом Богородица ему помогла. Много разных чудес о разном говорят. Один человек пришел и почувствовал, что он получил исцеление от болезни сердца.

Молятся у мощей преподобного исповедника Георгия, получают духовное состояние. Молятся перед иконой святителя Спиридона Тримифунтского. Те,  кто бывал в монастыре -  видели, убедились в его помощи, а кто не был – милости просим прийти. Святитель Спиридон помогает, слышит, отзывается на наши просьбы. Часто его называют великим чудотворцем, скорым помощником. Некоторые люди называют его покровителем дел коммерческих – кому в чем он помог. Бедному человеку помог найти насущное, другому человеку помог в его делах. Святитель Спиридон помогает всегда. Часто ему пишут, записки кладут за иконы и прикладываются к его башмачку. По преданию, которое есть около мощей святителя Спиридона на Корфу в Греции, он ходит в башмачке своем по острову, по земле вообще и утешает  людей страждущих. Такой башмачок там имеется у  иконы святителя Спиридона. И на наши молитвы, и на наши просьбы и на наши скорби он скоро отзывается. Ему молятся и о хлебе насущном, и о том, чтобы он помог материально. Есть ярко свидетельствующий пример. Был он не стяжателем, он был пастухом бедным простым уже, потом он стал епископом. Даже на иконах он изображается в пастушечьей шапочке. К нему пришел бедняк на острове был неурожай, и у него не было хлеба. Он пришел просить у святителя просить немного денег и хлеба, потому что он обратился к богатому человеку, у которого было зерно, но тот отказал - без денег не дал. И вот обратившись к святому Спиридону, этот бедняк просил о помощи. Святой пошел в сад (как потом выяснилось) помолился и вынес ему оттуда золотую змейку. Эту змейку бедняк заложил у богача, получил хлеб. А из следующего урожая расплатился со святым Спиридоном. На его глазах святитель помолился, бросил эту змейку, и она уползла в сад – стала тем животным, которым была до этого.

Много чудес у святых. Они настолько близки к нам настолько слышат наши просьбы, что подчас это кажется чем-то невероятным, потому что это против законов бытия, подчас  и против законов природы. Потому что по молитве  и будет вам. Молитесь, и будет вам.  Так нам говорит  слово Божие. И это разные чудеса, которые совершаются в обители. Так, каждый день мы видим людей которые идут , ставят в благодарность свечечки. На Корфу есть такая песня, в которой говорится: «И ставят люди на песке свечи Спиридону». Не только в храме, но и рядом, потому что у греков есть обычай ставить свечи в песок. И мы видим, что к нам тоже приходят люди, и вот эта великая святыня объезжает и Россию – правая рука святителя Спиридона. Обычно греки не разделяют мощи на части, если они целые. Были целыми  и мощи святителя Спиридона. Тот, кто там бывал, видел, что в специальном саркофаге под стеклом его лицо – древнее, черное, и вся его фигура. А сейчас к нам в Россию привозят из митрополии правую руку его. Она была в свое время отделена католиками, когда они брали святыни с Востока и увозили в Рим. И вот до некоторого времени – до 80-х годов ХХ века, правая рука святителя Спиридона находилась в Риме, потом ее возвратили. Сейчас она находится на престоле во время богослужения, а к мощам всегда можно приложиться. И эта десница  сейчас путешествует по России, приносит верующим радость, облегчение, вспоможение по вере и по молитве.

 - В вашем монастыре будет десница?

 -  Нет, в этот раз не будет. У нас она уже была дважды. Мы имеем святыню - шапочку и икону святителя Спиридона.

 - Звонок из Тверской области. Когда привозили честную десницу святителя Спиридона в Данилов монастырь я ничего об этом не знала.  Когда узнала, было уже поздно, и завтра святыню должны были увозить  приехала в Данилов монастырь уже в пол-одиннадцатого вечера. И что удивительно – никого не было, хотя  днем была большая очередь.   Была и десница святителя, и икона святого Луки. Я приложилась  несколько раз, прочитала акафист. Такое чудо было у меня, спаси Господи вас!

 - Слава Богу! Вы напомнили о святителе Луке – известном и почитаемом  не только в России, но и за рубежом. Святителя Луку очень почитают греки, много чудес совершается У нас в монастыре икона святителя Луки с частицей мощей   - в Покровском храме, в нижнем храме, там где каждый день совершаются молебны. Там можно прийти, приложиться и там еще есть мощевик с частицей мощей, которые мы получили в дар из Италии – мощи святителя Николая. Так что святынь много,  и каждый святой отзывается на наши просьбы. Но и нам, в свою очередь, надо отзываться на их благодеяния доброй жизнью, молитвой и таким церковным устроением и настроением. Бог услышит, Бог поможет, если мы сами будем жить по вере.

 -Батюшка, насколько интенсивна жизнь Данилова монастыря на сегодняшний день?

 -  Мы живем в центре Москвы, но утешаем себя мыслью, как говорил святитель Амвросий Оптинский, «можно жить и в миру, но не на яру, а тихо». Мы стараемся совершать богослужения – утром и вечером. Начало братского молебна, прежде всего, в будничные дни в 6 часов. Братья совершают молебен князю Даниилу. После этого полунощница, утренние молитвы, Литургия. Вечером, в 5 часов вечернее богослужение, утреня. В праздничные и воскресные дни  - всенощная. В субботу и в воскресенье совершаются две Литургии – ранняя в 7 и поздняя в 9. Каждый день совершаются молебны в Покровском храме, исповедь и причастие. Кроме того, в монастырь можно всегда прийти на беседу к священнику. В братском корпусе есть священник каждый день, это  его послушание и все недоуменные вопросы, беседы тревоги можно изложить этому батюшке и своей священнической властью, своим пастырским словом он поможет.

В Даниловом монастыре есть свое издательство «Даниловский благовестник». Книги, которые там издаются, есть в наших иконных лавках. Иконы, которые пишутся в монастыре, церковная утварь. Данилов монастырь имеет несколько подворий - в Рязанской области, в Подмосковье есть несколько подворий. И мы, братья обители, либо под руководством братии трудники, рабочие занимаются выращиванием пшеницы, ячменя, овощей. У нас есть свое молоко и молочные продукты, есть пасека в Рязанской области на подворье – свой мед. Нынче, слава Богу, хороший урожай яблок. Это все представлено в монастыре, так что можно прийти и приобрести для себя, как Божье благословение. Когда человек это с верою получает, то получает исцеление души и тела.

Обитель активно занимается с молодежью. У нас есть центр духовного развития детей и молодежи. Это, прежде всего работа в воскресной школе, с детьми, которые сами приходят, и с детьми, которые приводят своих родителей впоследствии, как это обычно бывает. Дети, которые слушают о том, что же такое вера, как они должны подходить к церковным понятиям, как они должны читать Евангелие,  потом вырастают, становятся юношами и девушками, подростками и взрослыми людьми, создают свои семьи, либо определяют свою жизнь в служении Богу в монашестве и вот эта ниточка не прерывается. Известен лагерь отдыха  для детей и молодежи «Звезда Вифлеема». Мне запомнился пример, когда одна мусульманка привела своего ребенка в наш лагерь. Ее спросили  - почему же к нам? Она ответила, что у нас нет ничего подобного, а у вас здесь плохому не научат. Это важно, что дети познают веру. Вера растет, умножается, и сердце наполняется ею. Тогда тот, кто живет по вере, может на нем – на этом человеке и на нас сбудутся евангельские слова «Тако да просветится свет  твой  пред человеки  яко да видя  добрые дела твоя  и прославят Отца вашего иже есть на небесах». Это важно.

Обычно спрашивают: а есть ли у вас святые. Мы говорим, что мы грешные, но мы пытаемся говорить о святости. Свой опыт святости, наверное, у каждого христианина православного, у каждого монаха свой. Но мы знаем Слово Божие, и Слово Божие нас питает, поддерживает и обличает подчас, ибо зная свои немощи и недостатки, мы говорим о том, чтобы другие люди – а это подчас наше послушание, это проповедь, это издание литературы, о том, чтобы и другие люди шли вослед Христа. Это важно. Мы видим, как обновляются наши храмы. Я думаю, что каждый из верующих  людей, тот, кто постоянно ходит в церковь видит, что старые люди, к сожалению, уходят, но появляются новые, молодые, и это отрадно. Всем известна такая добрая шутка владыки Ювеналия, когда у него однажды спросили за рубежом  - известно, что Русская Церковь  - это в основном пожилые люди, и что же будет, когда старушки умрут. Он ответил: а наши старушки бессмертны. Мы видим, что, слава Богу, есть поросль, есть обновление и добрая ротация.

Так что обитель старается возвещать истину. Это важно, потому что возвещая истину, мы сами себя воспитываем, но и насколько получается, воспитываем других.

 - Батюшка, какая главная функция монастыря и  чем монастырское служение отличается от приходского служения?

 -  Монах отрекаясь от  мира  - не того что за стеной, а  от мира как совокупности страстей, являет для себя  своей целью, что он будет служить Христу Единому, пойдет за Ним. Он приносит монашеские обеты - нестяжания, безбрачия, послушания. И когда совершается монашеский постриг, то постригаемый спрашивает послушника находящегося, перед ним, будет ли он все это исполнять. Тот говорит: Ей Богу содействующе честный отче. То есть, да если Бог мне поможет, я это исполню.

Здесь человек не двоится в своих мыслях. Сказать, что он непременно спасется? Да, он спасется, если он будет спасаться. Сказать, что человек, живущий в миру, имеющий семью, погибнет? Никак нет, потому что Евангелие едино для всех – и для мирян и для монахов. Но монашеский путь самый прямой, он трудный, но Господь  и помогает на этом пути. Святые отцы говорят, что если бы люди знали, насколько трудна монашеская жизнь, то не пошли бы. А если бы знали, какие утешения ждут человека, который стремится во след Христа, то все бы оставили все и пошли бы за Богом. Так что каждый получает свой талант.  У святителя Игнатия говорится, что монашествующие получают сто талантов  на ниве Христовой, но при условии, что они трудятся и спасаются. Вдовствующий человек – шестьдесят талантов, человек семейный –  тридцать: он еще имеет утешения. Человек, который посвятил себя  Единому Богу, должен помнить об этом, чаще себе напоминать. слова Евангелия: «Царствие Божие нудится» -  то есть усилием берется, в русском переводе. И употребляющий усилия достигает его.  Это должно быть девизом монашеской жизни.

Самый яркий пример тому – святая Афонская гора. Туда не пускают женщин. Иногда говорят, почему не пускают куда-то женщин, если они туда стремятся. Действительно, женщин много в Церкви, они занимают, в хорошем смысле, первое место, потому что они предали свою душу и сердце Богу, они семьи свои устремляют ко Христу. Но есть места физически для них недоступные – это святая гора Афон, где иноки мужского пола совершают непрестанные молитвы и являются примером для нас, живущих уже во всей Православной Вселенной.

 - Вопрос от телезрительницы Виктории: поясните, почему в наше время считается допустимым вход женщин в мужские  монастыри, почему допускается такое искушение.

   - Хороший вопрос. Если эта женщина, наверно, благочестивая христианка, считает это искушением,  то она может быть недалека от истины. Если прихожане возносят не только молитвы, но и смотрят по сторонам, то эти взгляды может, кого-то соблазняют, либо о них соблазняются,  и это плохо. А мы  приходим в обитель потому, что здесь в полной мере братия монастырей стараются возносить свои молитвы, стараются, чтобы сердце их было посвящено Христу, и  вот эти чувства и мысли передать приходящим сюда прихожанам – как женщинам, так и мужчинам. В этом духовном плане сказано, что во Христе нет  ни женского, ни мужеского пола, а вся единая тварь во Христе. Если эта женщина считает, что  через женщин  - через нее, в частности, приходит искушение - это ее право не ходить по мужским монастырям, а  ходить в женские или в другие храмы, где нет таких соблазнов. Мысль, сама по себе,  может быть верная.

 - Есть такое мнение,  что в монастырь уходят. Все же - в монастырь уходят или приходят?

 - По-разному, наверное. И приходят и уходят. Уходят в монастырь отчего? Из мира,  который мешает человеку спасаться. А приходят – потому что приходят в обитель Отца  Небесного, приходят ко Христу, приходят для того, чтобы соединить свое сердце с Богом. Перед постригом – это такой сакраментальный момент, постригающий говорит: много путей ко спасению, не только этот.   Но привели они - когда наших братьев постригают или сестер в монашество - вот сюда, на это место.  Так что и ушел человек из мира, испытав себя и пришел ко Христу. Там говорится: повинуйся старцу яко Христу. Христос невидимо стоит, принимает твое исповедание. Внешний знак – постригаются власы главы крестообразно, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, дается иное имя, так что у человека начинается новая жизнь

 - У нас остается немного времени. Хотелось бы поговорить  о святом Данииле Московском. Буквально на этой неделе, в пятницу, 12 сентября, в церковном календаре значится это имя. Для Свято-Даниловского монастыря Москвы святой Даниил Московский дорог, как основатель и первый попечитель обители. Чем дорого это имя в целом для государства Российского?

 -  Преподобный князь Даниил является и мужем государственным. Он был великим князем, он умел держать меч  в руках, он должен был отражать врагов внешних, устроять государство. Он, будучи младшим сыном Александра Невского, наследовал он него самый малейший удел. Москва была тогда самым малейшим уделом. Но он имел нрав мудрый и миролюбивый. Тогда было много междоусобиц между родными и его братьями - другими сыновьями князя Даниила. Он старался внести мир,  и ему это удавалось. Он избегал подчас кровопролитий, призывал к миру и являл собою пример. Так, он взял к себе в Москву рязанского князя Константина, который хотел привести монголо-татар в Москву. Он его взял, но держал как гостя. Под Дмитровом братья совещались, и война не развязалась, и дело закончилось миром. Москва постепенно становилась таким крепким ядром. К Московскому княжеству присоединилось Переяславльское княжество, когда скончался племянник князя Даниила князь Иван,  любивший своего дядю и завещавший  ему свое княжество. И мудрый Даниил не перенес столицу в Переяславль, хотя это было большое княжество, а присоединил его к Москве. И так постепенно Святая Русь около Москвы стала большим и крепким государством. Князь Даниил завещал похоронить себя, (уже приняв монашество) в обители, им основанной. Имя его и восхвалялось и прославлялось,  к имени его обращались, но и забывали иногда о нем. Один воин, встав на его надгробную плиту на кладбище, когда ему сделали замечание, что это великие князья, сказал: да мало ли великих князей. Конь, на которого тот собирался вскочить, понес и разбил его. Мудрость князя Даниила, и святость его, благоразумие, его великая любовь к Церкви, Богу и людям прославили его иже со святых.


 - В этот же день отмечается память и другого великого русского святого – Александра Невского, его отца. В вашем монастыре как раз  находятся частицы мощей как Даниила Московского, так и Александра Невского. Будет открыт доступ к  мощам в день праздника?

-Конечно. Они и почитаются равно и молятся им.  Это такая большая святыня и опора.

 - Я знаю, что как раз в пятницу, в день Александра Невского и Даниила Московского в Даниловском монастыре совершать богослужение будет Святейший Патриарх Кирилл.

 - Да, Святейший Патриарх Кирилл  будет совершать Литургию в день князя Даниила, в 8 часов утра в Троицком соборе. А до этого, в 7 часов и 9 часов утра будет совершаться Божественная Литургия в храме Святых Отец. Накануне будет совершаться Всенощное бдение в храме Святых Отец и в Троицком  соборе. Так что милости просим, будет исповедь, Причастие и благодать Божия, которую каждый молящийся чувствует, когда святые как бы невидимо присутствуют здесь, особенно в это время, поможет,  утешит и  в святые те дни, и во все дни жизни нашей, аминь.

 - Батюшка, для тех, кто пожелает прийти в этот день в обитель святого благоверного князя Даниила Московского, напомните, как пройти туда.

-  Даниловский вал, 22, метро Тульская, «серая» ветка.

 - Благодарю вас, батюшка, за нашу сегодняшнюю беседу. Время, к сожалению, уже подходит к концу, и в завершении благословите наших телезрителей.

- Господи, нас всех благослови! Благодарю  за внимание. Братья  обители просят святых молитв. Поздравляем всех  с грядущим  праздником, и еще раз приглашаем в Данилов монастырь на праздник князя Даниила.

 - Спаси Господи, батюшка! Нашим телезрителям напоминаю, что у нас в гостях был наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы, архимандрит Алексий Поликарпов. Всего вам доброго, спасибо.

 

Расшифровка: Галина Парамошина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать