Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 7 июня 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Ионна, Елены, Иннокентия.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, преподобномученика иеромонаха Тавриона (Толоконцева).
Отец Таврион родился 5 августа 1871 года в Никольском уезде Вологодской губернии, в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении наречен был Матфеем. 26 августа 1908 года он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и 26 июня 1912 года был зачислен в него послушником. 23 декабря 1920 года на Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и наречен Таврионом.
После закрытия в 1925 году подворья он обосновался при церкви в честь Ржевской иконы Божией Матери, исполняя послушание певчего. Несколько монахов Валаамского монастыря сняли квартиру недалеко от этого храма и образовали монашескую общину с общим уставом, трапезой и послушаниями. Все они служили в Ржевской церкви священниками и певчими, и весь доход сдавался избранному общиной казначею, который выдавал в месяц по пять рублей на личные нужды. Казначей общины хранил и часть средств Валаамского монастыря.
7 октября 1930 года в квартире, где жили монахи, был произведен обыск, изъяты все монастырские средства, а братия, и среди них монах Таврион, арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. В ОГПУ монаху Тавриону предложили ответить на некоторые вопросы, в частности, лишен ли он избирательных прав и если был лишен, то когда, и если восстановлен, то когда. Монах Таврион ответил, что гражданских прав он лишен, но когда был лишен, не помнит, и не восстановлен в них, поскольку не ходатайствовал о восстановлении.
Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах Таврион из крестьян и не имеет священного сана, спросил его, чем он собирается заниматься дальше. «Пока существует Церковь – буду служить ей», – ответил тот.
16 октября следователь вызвал его на допрос. Отвечая на его вопросы, монах Таврион сказал: «При Ржевской церкви я живу в общине монахов, в церкви служу певчим... Все священники, диаконы, певчие, сторожа, уборщики и вообще весь руководящий и обслуживающий состав церкви состоит из нас, монахов... Я и все монахи нашей общины часто между собой говорили, что при советской власти плохо жить служителям культа, мы все лишены пайка... хлеба и других продуктов, которые даются по книжкам, что духовенство без всякой вины арестовывают, высылают и даже расстреливают. Но мы считаем, что власть эту Господь послал людям за грехи... апостолом Павлом сказано, что всякая власть от Бога, надо молиться, и Бог даст, что власть улучшится и советская власть будет относиться лучше к служителям Церкви».
13 ноября 1930 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «По ликвидации в 1925 году московского подворья Валаамского монастыря, группа монахов во главе с монахом-экономом... присвоив себе часть имущества и ценностей монастыря, организовали при Ржевской церкви нелегальный монастырь»; монахи «распускали провокационные слухи о гонении со стороны советской власти на религию, о предстоящем свержении советской власти, доказывая, что власть эта от антихриста и что надо усиленно молиться о скорейшем ее падении».
23 ноября 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила монаха Тавриона к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Вологодскую область. По окончании ссылки он остался жить в Вологодской области, и в 1937 году архиепископ Велико-Устюжский Питирим пригласил его приехать в Великий Устюг, и он поселился в сторожке при храме Иоанна Предтечи.
Тем временем храмы один за другим закрывались, священники арестовывались; бывало, что храм и не был официально властями закрыт, но уже не было священника и, соответственно, не было и богослужения. Жившие рядом с одним из таких храмов монахини стали упрашивать монаха Тавриона, чтобы он похлопотал за их храм и сам пошел бы в этот храм священником. Он согласился и поехал хлопотать об этом в Москву и в Архангельск, так как в Великом Устюге архиерея уже не было. В Москве он встретился с митрополитом Сергием (Страгородским). Все его хлопоты окончились, однако, ничем, и он возвратился в Великий Устюг. В это время стали арестовывать всех еще остававшихся на свободе священников и монахов и наиболее активных мирян.
3 декабря 1937 года монах Таврион был арестован и в тот же день допрошен.
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания об этом! – потребовал от него следователь.
– Такой деятельности я не вел, поэтому показаний дать не могу.
На этом допросы были закончены, и монах Таврион был препровожден в вологодскую тюрьму. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 марта 1939 года он был отправлен в тюрьму в город Грязовец, а 4 апреля того же года в Новоезерскую исправительно-трудовую колонию, располагавшуюся в зданиях разоренного Новоезерского монастыря.
Монах Таврион (Толоконцев) скончался в Новоезерской исправительно-трудовой колонии 7 июня 1939 года и был погребен в безвестной могиле.
Часто в храм приходят люди в одном и том же состоянии: душа не на месте, не складывается ни личная, ни профессиональная жизнь – все плохо. Когда начинаешь вникать, понимаешь, что иначе и быть не может, ведь человек «ходит на голове»: все, что он делает, вопреки закону жизни. Господь говорит: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Человек ежедневно избирает проклятие и смерть, которые есть плата за грех, ведь всякий грех лишает жизни. Он систематически разрывает свое сердце грехами: живет в «упорядоченном» блудном сожительстве, которое сейчас называется «гражданским» браком. Но то, что человек придумал в свое оправдание, не означает, что это по пути с законом Божиим.
Иногда человек удивляется, почему Бог «не слышит» его молитвы, хотя совсем недавно было ощущение, что Он помогал и заботился. Начинаешь отвечать и по глазам видишь, что человек ожидает слов о том, что «блудники Царства Небесного не наследуют», «блуд - это грех». Но сказать ему хочется о том, что Бог не слушает грешников, а слушает лишь тех, кто чтит Его. Ведь так же и в человеческих отношениях: если один человек все время делает другому гадости, поступает против его желания и воли, разве он рассчитывает, что тот будет к нему благорасположен? Так не бывает. Если изо дня в день мы делаем то, что угодно врагу Божиему, живем сатанинской волей, как можем думать, что Господь будет слушать нас? Это невозможно. Как невозможно с грехом или с грехом пополам быть счастливым. Измени свою жизнь, переверни ее, соверши решительное покаяние, очистив и ум, и сердце, и поступки, и слова – исправь ее, и ты увидишь чудо Божие. Начни процесс покаяния. Многие думают, что достаточно прийти, выплеснуть какое-то эмоциональное состояние, батюшка что-то скажет, прочитает - и все будет хорошо, можно спокойно возвращаться, как пес на свою блевотину или как вымытая свинья, которая идет валяться в своем калу - все это выражения апостола Петра (2 Пет. 2, 22). .Всякий человек, возвращаясь от Бога к прежней жизни, таким и является.
Покаяние - это поворот на 180 градусов: шел на север - развернулся и пошел на юг. Понятно, что в большинстве случае это невозможно сделать за один раз. Нет среди нас, например, преподобных Таисий, которая встретилась с Иоанном Коловым, осознала свою греховную жизнь и ушла от нее в монастырь, а по дороге Господь забрал ее душу. Как столп света возносилась ее душа к небу, потому что Господь принял ее покаяние - решительное изменение, отвержение прежнего образа жизни. У нас же в основном постепенный процесс. Но надо поступать и решительно: смертный грех не даст сохранить душу в целостности, он все время будет раскалывать ее. И что бы ни делал человек, благодать, которую он получает в таинствах, молитве, делах милосердия, будет уходить из души. Поэтому надо восстановить целостность души, а это в первую очередь совершается покаянием - искренним, осознанным, решительным поворотом жизни - и последующей епитимьей, потому что покаянный труд является обязательным условием.
Когда человек входит в церковную жизнь, то обычно не несет никаких покаянных трудов за предыдущие греховные годы, а то и десятилетия. Но это необходимо для исцеления души, и если этого нет, Господь попускает промыслительные скорби и смирение. Лучше осознать это, подойти к священнику и попросить благословение на покаянный труд, которым может быть служение в милосердии, например посещение больного одинокого человека (в каждом приходе есть такие нуждающиеся). Или позаботиться о бездомных, а если позволяют средства, поддержать какую-нибудь многодетную семью. При желании всегда можно найти служение милосердия, которое человек будет осознанно нести за прежние грехи. Можно заботиться о детях-сиротах, потому что редкий человек избежал греха против собственных детей, которые могли бы прийти в этот мир. Надо искупать это покаянным трудом, не только словами, но и делами. И через какое-то время, когда душа уврачуется от грехов, окончательным «лечебным» действием является принятие Тела и Крови Христовой, которые уврачевывают, заживляют раны - происходит исцеление, душа становится целостным сосудом, пригодным для принятия Божией благодати. Но это процесс и труд, а не магическое действие - очень важно решительное движение самого человека навстречу Богу.
Помогай нам всем Господь.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!