30 июня. Мученица Пелагия Балакирева

30 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 30 июня 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Пелагии, Максима.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученицы Пелагии Балакиревой.

 

Мученица Пелагия родилась 8 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева.

Первоначальное образование Пелагия получила в сельской школе; долгое время жила вместе с отцом, помогая ему по хозяйству.

В 1927 году она перешла жить в село Шарапово Егорьевского района, устроившись работать сторожем при местной Троицкой церкви. Здесь она стала помогать настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому и со временем была избрана старостой храма.

18 ноября 1937 года Пелагия вместе с настоятелем и другими прихожанами Троицкой церкви была арестована и заключена в Таганскую тюрьму в Москве.

Протокол допроса со свидетельскими показаниями против нее подписал секретарь Шараповского сельсовета; он хорошо знал, что подписывает лжесвидетельство, но, желая избавиться от священника и активных прихожан и закрыть храм, делал это вполне сознательно.

На следующий день после ареста Пелагия была допрошена.

– Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобой на сельсовет ввиду его отказа в постройке церковной сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу! – потребовал от нее следователь.

– Да, я действительно собирала подписи прихожан под данной жалобой.

– Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу!

– Действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов дня – когда были престольные праздники и исполнялись требы, чем срывались колхозные работы.

– Вы обвиняетесь в проведении антисоветской агитации. Признаете ли себя виновной в предъявленном вам обвинении?

– Да, признаю себя виновной, вела антисоветскую агитацию.

На следующий день снова состоялся допрос, и следователь спросил Пелагию, подтверждает ли она свои показания предыдущего дня. Осознав, что ее затягивают на путь опасного лжесвидетельства против себя, она заявила:

– Показания свои подтверждаю... но антисоветской агитации я не вела и виновной себя не признаю.

– На какие средства живете? – спросил ее следователь.

– Я проживаю у благочинного Сперанского на средства церковной общины.

– Какие обязанности вы выполняете в церковной общине?

– Помимо поручений священника при его службе, я исполняю обязанности церковной старосты.

27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Пелагию к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

В 1940 году все приговоренные по этому делу написали жалобы. Были передопрошены свидетели, некоторые из них не подтвердили данных ими ранее показаний. Несмотря на это, приговор был сочтен законным в силу принадлежности обвиняемых к Церкви, гонимой тогда безбожными властями.

Пелагия Балакирева скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле.

 

Одно из важнейших условий духовной жизни - стремиться со вниманием наблюдать за собой, не только за действиями, но и за словами и чувствами. А также сохранять свое сердце в сокрушении, видении своих немощей, - это удивительное средство предохранения от осуждения других. Когда человек видит собственные болячки, ему нет дела до болячек других. Также необходимо пребывать в покаянии; величайшее искусство - научиться покаянию как покаянному процессу. Многие сводят это к исповеди, причем формальной. Иногда видно, как человек во время службы, стоя к исповеди, что-то пишет на листочке. Он пришел на богослужение, но вместо того, чтобы быть с Богом, например, параллельно читает правило ко Причастию. Если пришел на Причастие, то сосредоточься на молитве. Бывают такие обстоятельства, что не успел прочитать правило. Если то произошло нерадению, тогда лучше Причастие перенести. Но если не смог физически, тогда постой на молитве, почитай про себя Иисусову молитву, настройся на богослужение и подойди к Чаше, а молитвы ко Святому Причастию прочитай позже, чтобы напитать душу молитвенным общением. Не надо все превращать в фарисейство и формализм - вычитывать во что бы то ни стало молитвы. Бывает, что человек уже к Чаше стоит и все читает по молитвослову, а за два человека до нее облегченно выдыхает: «Фу, успел, прочитал». Это нездоровое отношение к молитве.

Покаяние – это не только исповедь, поэтому недостаточно во время службы что-то написать на бумажке, прийти к батюшке, зачитать, получить «допуск» к Причастию и на этом успокоить свою совесть.

Хочется поделиться с вами наблюдениями опытного духовника схиигумена Саввы (Остапенко) по поводу покаянного труда:

«Покаяние, как всякая добродетель, не сразу и не всем дается. Надо просить у Господа дара покаяния».

То есть вымаливать, чтобы Господь послал дар покаяния.

«Некоторые из христиан, проводя сравнительно благочестивую жизнь, иной раз не знают, в чем каяться. Есть хорошее средство - вспоминать, в чем обычно их обвиняют окружающие люди, которым со стороны виднее наши пороки».

Надо вспомнить, что говорят коллеги по работе или домашние, которые точно не соврут, потому что не стесняются.

«Главный грех - неведение своего духовного сердца. Таким христианам необходимо просить у Господа: «Даруй ми зрети моя прегрешения.

Таинство Исповеди очищает сердце. Но как загрязненное белье сначала постирают, а потом утюжат, так и сердечную нечистоту надо не только омыть слезами покаяния, но и разгладить, то есть изгладить все шероховатости с ближними, загладить вину перед ними, вознаградить обиженного нами человека, иначе чистота нашего сердца и после исповеди будет измятой и неглаженной».

То есть необходимы  плоды покаяния - исправление отношений - если это возможно.

«Убоимся мнимой праведности фарисейства. Если только подумаем о себе хорошо, то беда: такие мысли - мерзость для Бога. Будем сознавать свое убожество и спасемся. Поэтому будем благодушно переносить клевету, напраслины, укоризны».

Очень непростое упражнение - благодушно переносить клевету и напраслину. Человек не способен претерпеть и справедливое обвинение - сразу начинает оправдываться, выкручиваться. А когда клевета, то это особый подвиг.

«Если перенесем все благодушно, то  этот день будет для нас спасительным. Если же кого укоряем и вводим в соблазн, то день для нас погибельный, потерянный. Убоимся фарисейского превозношения себя, умствования, непослушания старшим, ведь за это человеку даются епитимьи от Бога, разные болезни.

Скромность и смирение в сознании себя грешником привлекают благословение Божие. За лицемерную исповедь ангел-хранитель жалуется Божией Матери на такую душу, а Матерь Божия скорбит о таком человеке, зная, что за свою нераскаянность он уготовляет себе крест скорбей и страданий.

По слову святителя Иоанна Златоуста, есть три степени спасения: первое не грешить; второе - согрешивши, каяться; третье - кто плохо кается, тому безропотно терпеть находящие скорби и болезни».

«Некоторые путают гнев  с горячностью. Гнев, раздражение, злоба - это одно. Горячность - это когда горячо служат Господу, горячо работают Ему ради того, чтобы спасти человека.

Как видишь, до человека не доходят ласковые слова, приходится говорить ему строго, а некоторые думают, что это батюшка сердито говорит; не сердито, а строго - это значит горячо.

Горячность есть ревность о спасении ближнего. Иоанн Златоуст был строгим, святитель Николай тоже был строгим. Серафим Саровский, преподобный, не мог терпеть неправды. Приходится иногда проявлять горячность и к своим духовным чадам: надо собрать всех своих овец, чтобы ни одна не пропала. Есть такая пословица: за одного битого двух небитых дают. Слышали? В пастырском богословии сказано, что отец духовный нам дается не для дружбы, а для спасения. С батюшкой надо иметь страх Божий, надо подходить под благословение и лишних слов не говорить, тогда благословение будет подкреплением вашей немощи, даже исцелением душевных недугов».

Видите, какую силу имеет благословение батюшки, если вы будете подходить к нему с благоговением. Все это сказано из серьезнейшего духовного опыта, и к каждому слову надо относиться весьма и весьма ответственно, потому что мы порой слишком расхолаживаемся и в отношении к церковной жизни, и к исповеди, и благословению священника, воспринимая его порой как бездушную и безжизненную формальность. Если же правильно относиться к  благословению, оно может даже принести исцеление души, особенно, если это духовник. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать