27 марта. Прп. Венедикт

27 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 27  марта 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых Ростислава, Михаила.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня  Святая Церковь совершает  память преподобного Венедикта.

Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в итальянском городе Нурсии в 480 году. В 14 лет святой был отправлен родителями на учение в Рим, однако, угнетенный окружавшей его безнравственностью, он решил посвятить себя другой жизни. Вначале святой Венедикт поселился при церкви святого апостола Петра в селении Еффеди, но молва о его подвижнической жизни заставила уйти его дальше в горы. Там он повстречал отшельника Романа, который постриг его в монашество и указал ему для жительства отдаленную пещеру. Время от времени отшельник приносил святому пищу. Три года в полном уединении святой вел суровую борьбу с искушениями и превозмог их. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждавшие жить под его руководством. Число учеников настолько выросло, что святой разделил их на двенадцать общин. Каждая община состояла из двенадцати иноков и составляла отдельный скит. Каждому скиту преподобный дал игумена из своих опытных учеников. У самого Венедикта остались ради назидания только новоначальные иноки. Установленные им строгие правила для монахов не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований.

Наконец он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал Монте-Кассинский монастырь, который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, который впоследствии был принят многими западными монастырями и до 1595 года выдержал более 100 изданий. Устав предписывает инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вменяется в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей. Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства. Каждый вновь поступающий должен пробыть послушником в течение года, чтобы изучить устав и привыкнуть к монастырской жизни. На всякое дело испрашивается благословение. Главою общежительного монастыря является игумен, имеющий всю полноту власти: он судит, учит и вразумляет. Игумен выслушивает советы старших и опытных братьев, однако решение выносит единолично. Исполнение устава строго обязательно для всех и рассматривается как важная ступень, приближающая к совершенству.

Святой Венедикт удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения, многих исцелял молитвами. Свою кончину преподобный предсказал заранее. Его сестра святая Схоластика также прославилась строгой подвижнической жизнью и причислена к лику святых.

Абсолютное большинство людей в наше время пребывает в жуткой, убивающей человека страсти уныния, которая происходит из отсутствия стремления к духовному. Лишь десятые доли от общего процента крещеных людей живут церковной жизнью,  чтобы оставалось время для духовного чтения, регулярного посещения храма, участия в Таинствах, молитвы. Это признак того, что душа человека жива, его дух устремлен к стяжанию Духа Святого. Если этого в жизни нет, и человеку некогда почитать, помолиться, пойти в храм, то значит, он ищет отговорки. Духовный закон прост: человек, который хочет - ищет возможность, который не хочет — ищет причину. Если у человека нет времени на духовную жизнь, он мертв душой, она сосредоточена исключительно на биологической жизни тела. Но душа не может жить телом - это противоестественно. Душа живет духом, а дух питается благодатию Божией. В соединении с Духом Божиим душа вносит иное устроение и в телесный режим человека.

Уныние — это всепоглощающая смерть. Выражается она в постоянном стремлении к развлечениям. Человеку нужно понаблюдать за собой в течение дня, чтобы увидеть, сколько в его жизни пустого времяпрепровождения. Мы все так заняты, деловые, бежим, стремимся. Очень многое из того, что занимает наше время, особо и не нужно, потому что это сверх необходимого трата и времени, и сил, в том числе в заработке. Человек работает на трех работах. Спрашиваешь его: «Зачем?» Наши раскормленные страсти побуждают человека жить в постоянной гонке за прибылью. Но даже если убрать труд, то огромное количество времени тратится на пустые разговоры, перекуры, просмотры видео и прослушивание музыки, «лазание» по Интернету, новостям. Все это время, которое ничего полезного для нашей жизни не приносит. Человек проводит жизнь впустую, ничего для вечности не приобретая. Более того, он расстраивает и развращает свою душу. Ничто так не развращает человека и его духовный настрой, как невнимание к Богу и духовным законам.

Один из удивительных способов приведения себя в порядок — устав, распорядок дня, когда человек приучает себя вовремя ложиться, вовремя вставать: «хвори и боли не будете знать». Хорошо бы вовремя садиться за стол, вовремя открывать духовные труды святых отцов. Это время должно быть запланировано, как у нас запланированы какие-то рабочие процессы. То, что человек приобретает из святоотеческого писания, по ценности превосходит многие другие наши дела. Нужно попытаться настроить жизнь по порядку. Это замечательный эксперимент. Уныние часто зависит от беспорядка, когда человек не знает, что главное, а что нет. Попробуйте жить по уставу, много от этого получите пользы, как те христиане, которые живут в монастыре или на некоторое время приезжают в паломничество. Человек входит в определенный ритм: служба, послушание, духовное общение, трапеза, молитва. Вроде, ничего особенного не изменилось, а на душе появляются мир и радость. В течение дня есть время и на работу, и на отдых, и на молитву. Все сбалансировано - и в сердце возвращается мир.

Мы читаем во время Великого поста труд святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетический опыт». В нем есть такая глава, которая называется «Чин внимания себе для живущего посреди мира». Обязательно почитайте, это коротенький, но очень емкий текст. Попытайтесь вникнуть в те упражнения, которые предлагает святитель. «Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны и мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения. Тогда удобно будет сохранять внимание к себе и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума». Далее святитель дает важные практические замечания: «Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию к себе. А разгорячение в крови, как то: от излишнего употребления  пищи, от усиленного телодвижения внимание от души и и духовного переключает. От воспаления гневом человек не может ни о чем думать, кроме как об обиде. Упоение тщеславием рождает множество помыслов и мечтаний, иначе рассеянность. Святые отцы предписывают желающему  внимать себе воздержание в пище».

Далее, святитель пишет о распорядке дня: как хорошо его начинать, проводить, что нужно делать, чтобы в течение дня не забывать про Бога и как его заканчивать: «Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она не казалась приманчива и благовидна». Враг нашей души — это та «вата», которую мы «катаем» в себе. Наш ум должен заниматься богомыслием или размышлением по конкретному поводу. А «катание» мечтаний: «кабы я была царицей» развлекает наш ум. «Всякая мечтательность — скитание ума вне истины, в стране призраков, несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности — утрата внимания к себе, рассеянность ума  и жесткость сердца при молитве, а отсюда душевное расстройство», - пишет святитель. Так много душевно расстроенных людей из-за того, что они не внимают тем процессам, которые происходят в их душах. Почитаем труды святителя Игнатия, напитаемся его советами и попытаемся организовать свою жизнь более внимательно. Помогай нам всем Господь.

 

Протоиерей Евгений Попиченко

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать