21 апреля. Сщмч. Сергий (Родаковский)

21 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь.  21 апреля 2015 года

Сегодня свои именины совершают христиане, нареченные в честь новомученика, священномученика протоиерея Сергия Родаковского.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Священномученик Сергий родился в 1882 году в городе Житковичи Мозырского уезда Минской губернии в семье псаломщика Петра Родаковского. В 1904 году Сергей Петрович окончил Минскую Духовную семинарию, был рукоположен во священника и служил в Успенском храме в селе Лавришево Новогрудского уезда Минской губернии.

В 1915 году отец Сергий переехал в город Переславль Владимирской губернии, был назначен священником санитарного поезда и в 1916 году направлен на фронт полковым священником 4-го Драгунского полка, где служил до расформирования полка в апреле 1918 года. В том же году епископ Георгий назначил отца Сергия настоятелем Троицкой церкви в селе Таль Бобруйского уезда Минской губернии и возвел в сан протоиерея.

Протоиерей Сергий был арестован 20 февраля 1933 года по обвинению в том, что он «при развертывании коллективизации в деревне Таль, повел активную контрреволюционную работу на срыв таковой. Инициатор распространения версии о приезде в Белоруссию Римского папы, который собирает большие крестные ходы. В феврале 1933 года, выполняя задания по лесозаготовкам, жаловался на плохую жизнь при советской власти, говоря: «Настало время, приходится и мне повозить дрова, какой я уж год страдаю…» В феврале 1933 года, хороня церковного старосту, плачущим женщинам говорил: «Не плачьте, он страдал за Христа, помер в заключении».

Будучи допрошен, отец Сергий сказал, что виновным себя не признает; хорошо зная, как священнослужитель, Евангелие, он в нем не находит никаких указаний на форму государственного устройства, и тем более землеустройства, и потому выступать против коллективизации на основании Евангелия не мог. Евангелие говорит о нравственных отношениях людей и их развитии. «Как сознательный гражданин и христианин, не проводил никакой агитации против советской власти, и указание на то, будто я, ловя рыбу с Семеном Стебуном, говорил, что власть скоро падет, уже потому не соответствует истине, что я с ним никогда рыбы не ловил, а следовательно, его показания ложны. При погребении Афанасия Муравейко я мог сделать замечания стоящим в головных уборах – это могло быть, но указывать на то, что до этого довела советская власть, я не мог, так как считал бы это агитацией. При разговоре  мной сказано, что ко мне являлся на квартиру представитель РИКа вместе с членом сельсовета и предлагал отказаться от священства и послужить советской власти, на что я ответил, что, будучи верующим, на себя маску надеть не могу и, пока есть верующие и есть возможность, буду продолжать священнослужение. Считать себя пророком и указывать, что скоро будет война, я не мог. В церковь вместе с женой я прихожу одним из первых, а равно и ухожу домой последним, так что сопровождающих меня почти никогда не бывает; указание на то, что 30 апреля 1932 года при возвращении домой я вел агитацию с сопровождающими меня, считаю ложью.

Одной из причин уклонения от вступления в коллектив считаю то, что представители местной власти в начале образования коллектива ударили и по религиозным чувствам верующих. Многие стали считать, что вступить в коллектив – это значит отказаться от веры, тем более что в то время и на меня, как представителя общины верующих, посылались все, как говорится, беды: непосильный налог, почти в полтора раза более доходности; суд, выселение из дома, который прихожане купили в 1927 году для квартиры священника; лишение имущества, так что была отнята моя последняя кровать, чугуны и прочее (о чем была подана жалоба прокурору, ответа на которую до сих пор не имею), и принудительные работы в продолжение шести месяцев. Без сомнения все это влияло на верующих, которые смотрели на меня как на мученика за веру. При наделении колхоза землей, когда там происходили беспорядки, я находился на работах и приезжал домой только для совершения богослужения и необходимых треб. Совершая в настоящее время требоисправления как для единоличников, так и для коллективщиков, я не делаю никакой разницы между ними; ни один из вошедших в коллектив не может пожаловаться на иное отношение к себе как к единоличнику; как на одних, так и на других я смотрю с их нравственной стороны. То, что вступивший в коллектив должен быть неверующим, я считал такой взгляд неправильным. Для убеждения других допускаются меры убеждения, а не принуждения. В заключение могу сказать, что возводимые на меня обвинения считаю ложными».

24 марта протоиерей Сергий был допрошен в последний раз. «Слухи о том, что будет ехать Римский папа, по деревне Таль ходили, – сказал он, отвечая на вопросы следователя. – От кого слышал, не знаю: я над этим только посмеялся, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю».

21 апреля 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Сергия Родаковского к расстрелу, он был расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Сегодня особый день в церковном году, который именуется Радоницей. Сегодня мы молитвенно поминаем всех от века представльшихся православных христиан, и до них доносится весть о Светлом Христовом Воскресении. В течение девяти дней никакого заупокойного поминовения в церквях ради праздника Воскресения Христова не совершалось.

Сегодня по всему лицу земли в православных храмах впервые звучат молитвенные воздыхания об отшедших отцех, братьях и сестрах наших. Очень хочется вновь поделиться с вами замечательным произведением Василия Никифорова-Волгина, который с точки зрения детского впечатления и расскажет о переживаниях этого удивительного праздника — Радоницы.

  «Есть такие дни в году, когда особо поминаются усопшие. К таким дням принадлежит и Радоница. Она всегда во вторник на второй неделе по Пасхе. В Радоницу живые ходят на кладбище христосоваться с усопшими. В этот день грех думать о смерти, ибо все мы воскреснем. Накануне, или рано утром, в церквах служат заупокойную утреню. Она не огорчает, а радует. Все время поют «Христос Воскресе», а вместо «надгробного рыдания» раздается пасхальное: «Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне».
Хорошее слово «радоница»! Так и видишь его в образе красного яйца, лежащего в зеленых стебельках овса, в корзинке из ивовых прутьев.

И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно и со смыслом одно только слово,  видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй, вслушайся... Вот, например, слово «ручеек». Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками!

Или другое слово — зной. Начнешь долго тянуть букву «з», то так и зазвенит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору.

Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: ввв-и-ю... Сказал как-то при мне своим басом дворник Давыд — гром, и я сразу услышал громовой раскат за лесною синью.
 

В день Радоницы много перебрал всяких слов и подумал с восторженным, впервые охватившим меня чувством:

- Хорошо быть русским!
 

Мы пошли на кладбище. Каждая травинка, каждый распустившийся листок на деревьях и кустах, и все живое вместе с мертвым было освещено солнцем. Везде служили панихиды. С разных сторон обширного старинного кладбища долетали Голоса песнопений:
 

Со духи праведных скончавшихся...
Воскресение День просветимся людие...
Смертию смерть поправ...
Вечная память...
 

На многих могилах совершались «поминовение». Останавливаясь у родных могил, трижды крестились и произносили: «Христос Воскресе!» Хоть и говорили кругом о смертном, но это не пугало.
 

«Жизнь бесконечная... Все мы воскреснем... Все встретимся...», — доносились до меня слова священника, утешавшего после панихиды богатую купчиху Задонскую, недавно похоронившую единственного сына. Между могил с визгом бегали ребята, играя «в палочку-воровочку». На них шикали и внушали: «не хорошо», а они задумаются немножко и опять за свое. Батюшка Знаменской церкви отец Константин, проходя с кадилом мимо ребят, улыбнулся и сказал своему дьякону:
 

— Ишь они, бессмертники!…
— Да шумят уж очень...
— Нехорошо это... на кладбище...
— Пусть шумят... — опять сказал батюшка, — смерти празднуем умерщвление!


На ступеньках усыпальницы, похожей на часовню, сидел сухощавый и как бы щетинистый старик и говорил сердитым голосом, без передышек и заминок, окружавшим его людям:
 

Поминальные дни суть: третины, девятины, сорочины, полугодины, годины, родительские субботы и вселенские панихиды. Это мы знаем, — сказал кто-то из толпы.
 

— Знать-то вы знаете, а что к чему относится, мало кто ведает. Почему по смерти человека три дня бывает поминовение его? Не знаете. Потому, чтобы дать душе умершего облегчение в скорби, кою она чувствует по разлучении с телом.

В течение двух дней душа вместе с ангелами ходит по земле, по родным местам, около родных и близких своих, и бывает подобна птице, не ищущей гнезда себе, а на третий возносится к Богу.

— А в девятый? — спросила баба.
 

— В этот день ангелы показывают душе различные обители святых и красоту рая. И душа люто страждет, что не восхотела она на земле добрыми делами уготовить себе жилище праведных...
 

В это время пьяный мастеровой в зеленой фуражке и с сивой бородою с тоскою спросил старика:
 

— А где же пьяницы? Какова их планида?
 

— Пьяницы Царствия Божия не наследуют! — отрезал старик, он мне сразу не понравился.

Все стало в нем неприятно, даже усы его щетинистые и злые. Мне захотелось высунуть язык старику, сказать ему «старый», но в это время заплакал пьяный мастеровой:
 

— Недостойные мы люди... — всхлипывал он, — мазурики! И за нас-то, мазуриков и сквернавцев, Господь плакал в саду Гефсиманском, и на Крест пошел вместе с разбойниками!
 

Мне захотелось подойти к пьяному и сказать ему словами матери: слезы да покаяние двери райские отверзают. Старик посмотрел прищуренным вороньим глазом на скорбящего пьяницу, облокотившегося на чей-то деревянный крест, и сказал как пристав:
 

— Не нарушай общественной тишины! Не мешай людям слушать, греховодник!

...В течение тридцати дней душа водится по разным затворам ада, а за сим возносится опять к Богу и получает место до Страшного Суда Божия... И почему такие хорошие святые слова старик выговаривает сухим и злым языком? — думал я. — Вот мать моя по-другому скажет, легко, и каждое ее слово светиться будет... Выходит, что и слова-то надо произносить умеючи чтобы они драгоценным камнем стали. Мимо меня прошли две старухи. Одна из них, в ковровом платке поверх салопа, говорила:
 

— Живет, матушка, в одной стране птица  и она так поет, что, слушая се, от всех болезней можно поправиться.


Время приближалось к сумеркам, и Радоница затихала. Все реже и реже слышались голоса песнопений, но как хорошо было  слушать их в эти еще не угасшие пасхальные сумерки.

— Христос Воскресе из мертвых...»

Во всем, как хотите, дорогие мои, чтобы поступали с вами, и вы поступайте с ними. Каждому из нас будет это очень важно, хоть сейчас мы об этом и не задумываемся, живем легкомысленно, о завтрашнем дне не помним. Независимо от того, верим мы или не верим, живем по Божиему закону или против Бога, придет день, когда для каждого из нас будут важны молитвы об упокоении нашей души. Важно, чтобы нашлось хотя бы несколько человек, которые от всего сердца захотят за нас помолиться. Это зависит от того, насколько человек, прожив жизнь, оставил в сердцах память любви. Насколько мы этой любовью друг с другом связаны. Любовь не может умереть, даже если человек перешел в иную жизнь, это является самым сильным связующим звеном. Именно от любви рождаются искренние, глубокие молитвы.

Надо постараться, чтобы мы, прожив жизнь, смогли оставить в сердцах людей след  нашими добрыми делами и нашей деятельной любовью. И тогда наверняка, когда мы окажемся по ту сторону, найдется хоть один человек, который воздохнет от всего сердца о поминовении и упокоении нашей души. Для этого в том числе надо потрудиться в воспитании собственных детей, потому что дети учатся примером. Такие моменты церковной жизни нужно всегда использовать, чтобы взять детишек в храм, послужить с ними панихиду.  Если есть возможность, съездить с ними на кладбище, поубираться на могилке, проявить свою любовь к усопшим предкам, чтобы и  о нашей душе, которая очень скоро перейдет от жизни временной в жизнь бесконечную,   детки и внуки заботились с любовью - молитвенно, сочувственно, делами милосердия, добра и молитвенной памяти. Помогай нам всем Господь.

Протоиерей Евгений Попиченк

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать