Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 18 июня 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Михаила, Николая, Игоря, Константина, Федора, Леонида, Георгия.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Михаила Вотякова.
Священномученик Михаил родился 5 ноября 1881 года в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 году Михаил окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899 – 1901-м и в 1903 годах Михаил прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 году – выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903 году – экзамен на псаломщика и в том же году поступил псаломщиком в храм святителя Николая в селе Жукотино Чистопольского уезда.
10 декабря 1906 года Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковно-приходских школах .
В 1911 году диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 году был рукоположен во священника к Покровскомухраму в селе Кумья Козмодемьянского уезда.
В этом храме в 1917 году у отца Михаила начались искушения. Староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника.
Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 года некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Они писали: «На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей... С цельюпримирения прихожан со священником отец благочинный собрал 23 октября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все, а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда они подписались.
Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор подписали только десять домохозяев. Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать недействительным и самое дознание неполным и односторонним...»
Епископ согласился с ними, и отец Михаил был оставлен служить в этом храме, однако отношения между прихожанами оставались напряженными, и в 1919 году он был переведен в храм святых равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден, во время гражданской войны и голода еще более обнищал, и положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало и вовсе отчаянным.
В 1921 году прихожане храма в селе Красный Яр Чистопольского уезда стали просить отца Михаила к себе, но пока прошение дошло до епископа Мамадышского Иоасафа, управлявшего тогда Казанской епархией, туда был определен уже другой священник. В 1923 году храм в селе Кулаково был властями закрыт, и отец Михаил был назначен в Покровский храм в селе Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея.
В 1929 году протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930 году был направлен служить в Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника.
20 апреля 1931 года председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором писали, что «священник Михаил Вотяков... каждую службу выступает с “проповедью”, где упоминает колхозы. По разговорам женщин, которые восхваляют выступления... он начинает свою проповедь с жизни какого-нибудь святого и кончает тем, что вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время. Почти всегда во время выступления с “проповедью” Вотяков доводит до плача присутствующих в церкви... Сельсовет считает, что Вотяков в церкви... ведет антисоветскую работу... агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать... Изоляция Вотякова необходима в связи с проведением весенней посевной кампании и коллективизации».
20 апреля 1931 года отец Михаил и с ним одиннадцать крестьян были арестованы и заключены в тюрьму в городе Чистополе.
28 апреля всем арестованным крестьянам было предъявлено обвинение, в котором, в частности, говорилось, что они «просили помочь священнику в уплате... налогов... упорно требовали на собрании открытия церкви, говоря, что нам никаких колхозов не надо, также и советской власти, отдайте нам церковь, так как мы хотим молиться».
На следующий день следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал. «К населению я с такой просьбой не обращался, – сказал отец Михаил, – со стороны верующих я получал что-либо из пищи, но денежных средств я от верующих не получал... В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера».
30 апреля следствие было закончено и составлено обвинительное заключение; все арестованные обвинялись в том, что «они, будучи настроены враждебно по отношению к советской власти и представляя из себя контрреволюционную группировку, вели систематическую агитацию и распространяли провокационные слухи».
12 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 года и погребены в общей безвестной могиле.
Хочется поблагодарить всех вас, дорогие телезрители, за молитвы, за внимание и заботу, особенно тех, кто посильно жертвует на восстановление Успенского собора в городе Екатеринбурге. Было так необычно, когда в паломничестве, во время крестного хода то с одной, то с другой стороны подходили люди и передавали записочки и лепты на восстановление собора. И так этими маленькими ручейками, дай Бог, будет восстановлен храм.
Особо хочу поблагодарить рабу Божию Екатерину, которая, будучи пожилым человеком, передала значительную - как мне кажется - для пенсионера сумму. Парадокс в том, что пенсия небольшая, а люди умудряются и внукам помогать, и милостыню творить. Как это происходит? Некоторые ведь получают большие деньги и не могут удовлетворить своих потребностей, наверное, все дело именно в них. Человек должен уметь держать себя в определенных рамках воздержания, потому что все, что мы в основном желаем для себя, это плод наших распущенных прихотей. Человеку совсем необязательно столько есть, а потом еще и тратить деньги на разные системы похудания. Вот «проблема» - сначала много съесть, а потом много потратить на способы все это «сжечь». У некоторых пожилых людей - к сожалению, не у всех - приходит в норму отношение к внешней жизни и собирается душа. Кто-то умеет управлять своим телом, своей жизнью и помогать. Это очень важно, потому что все мы очень скоро умрем. Утешительно звучит? Да! Ведь закончится жизнь со всеми ее трудностями и скорбями, и тогда начнется жизнь настоящая, а пока все это лишь ее преддверие, все мы находимся в ее притворе, в ожидании прихода полноты жизни. Пока лишь иногда бывают радость, мир, пусть даже малый, а потом все опять сметается суетой, страстями, грехами, и душа вновь беспокоится, теряет свое место, болит и мучается - и так до конца жизни. До тех пор, пока человек не встанет перед Христом и не услышит: «Добрый рабе, благий и верный. Ты в малом был верен, над многим поставлю тебя. Войди в радость Господа Своего». Какие замечательные слова! «В малом бы верен» - это то малое, что было дано нам в жизни, и через которое мы можем достичь великого. Каждому по силам дает Господь. Кому-то по силам жить на пенсию, а кому-то управлять заводами, газетами. Главное не путать цель со средствами. Основная проблема современного человека в том, что он запутался, замутился. Ему внушили, что цель его жизни - взять от нее все: получить все возможные удовольствия, удовлетворить все свои потребности, как можно больше потребить, испытать, посетить. И человек перевернулся с ног на голову; стоит на голове и думает, что цель жизни - это деньги, маммона во всех ее проявлениях.
Деньги - это только средство, в том числе и для стяжания благодати Духа Святого: они могут приносить духовную пользу, когда служат бедным, когда человек, обладающий средствами, может ими делиться. Для этого Бог и дал ему деньги. Конечно, сам человек тоже прилагает усилия, но дает их Бог, одним дает меньше, другим - больше. Для чего Он дает их? «Я был голоден. Ты накормил Меня? Я был болен. Ты посетил Меня?» Но это для людей, живущих на одну зарплату или пенсию. А для людей со средствами другие дела: «Я был болен - ты построил Мне больницу? Я был голоден - ты открыл благотворительную столовую? Я был нагим - ты открыл приют для странников?» Как граф Шереметьев, который в свое время построил в Москве приют для странников, не просто дом, а целый дворец. Прошло много лет, а золотая табличка не этом здании напоминает, что жил такой человек и средства свои не в ресторане в картишки спускал, а о бедных заботился. О нем помнят люди, а главное - Бог не забывает о нем в вечности. Поэтому, дорогие мои, не путайте цели и средства, будьте внимательны и старайтесь ни к чему земному не прилепляться, потому что настоящие радости - в вечности. Помогай нам всем Господь.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!