17 августа. Преподобномученик Михаил (Жук)

17 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 17 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Михаила, Иоанна, Дионисия, Константина, Семена, Димитрия, Евдокии.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, преподобномученика иеромонаха Михаила (Жука).
 

Преподобномученик Михаил – в миру Михаил Григорьевич Жук – родился в 1872 году в селе Монастырек Равва-Русского уезда Львовской губернии (в то время Австро-Венгрия, ныне Украина, Львовская область, Жовкивский район), происходил из крестьянской семьи. В 1887 году окончил гимназию. Известно, что даже после ее окончания будущий преподобномученик всю жизнь продолжал работать над своим образованием, читал книги научного и религиозного содержания.

Проживая в селе Смолино, Михаил с 16 лет служил псаломщиком в храме, занимался крестьянским трудом. Женился, но рано овдовел. Во время Первой мировой войны львовские земли были заняты русскими войсками. В 1915 году в числе беженцев Михаил Жук попал в Россию и тогда же стал жителем Мордовского края, поселившись сначала в городе Краснослободске, а затем переехав в село Аксел Темниковского уезда Тамбовской губернии.

Сердцем уже давно склоняясь к жизни монашеской, Михаил Григорьевич подает прошение архиерею определить его в какой-нибудь монастырь и в 1924 году становится послушником Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в Краснослободском уезде Пензенской губернии. В 1926 году послушника Михаила рукополагают во иеромонахи. После закрытия монастыря он служит на приходах в ряде сел Мордовии: Сивинь, Новое Синдрово, Новое Девичье, Старое Зубарево.

Первый раз отца Михаила арестовали в 1930 году за то, что он «оставил в церкви на ночь огонь». Второй арест состоялся в феврале 1932 года. Отпустили в марте без каких-либо объяснений. Третий и последний арест состоялся в июне 1937 года. Было предъявлено обвинение: «участник систематических собраний группы служителей религиозного культа, на которых прорабатывали методы агитации среди верующих против советской власти, всячески делали попытки к дискредитации вождей компартии». Виновным себя отец Михаил не признал, от веры своей не отрекался.

11 июля 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила иеромонаха Михаила к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение.

Преподобномученик Михаил был причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

 

«Счастье вдруг, в тишине постучалось в двери...» - слова этой любимой многими песни ясны и понятны (особенно при воспоминаниях об этой прекрасной картине). Каждый человек хочет быть счастливым. Но что такое счастье, и как к нему прийти? Как избежать пути к несчастью, отчего оно зависит? Один человек поделился: «Батюшка, всё у меня в жизни есть, а счастья нет. Как его найти? Как его удержать?» «Счастье - оно как птица. Упустишь и не поймаешь. А в клетке ему томиться, тоже ведь не годится. Трудно с ним, понимаешь?»

«Юношей я был очень жалок, и особенно жалок на пороге юности; я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: “Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас”. Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить». Это одно из самых известных и наиболее часто цитируемых мест «Исповеди» Блаженного Августина точно указывает: христианство требует не только определенного взгляда на мир, но и вполне определенного поведения; не только интеллектуального усилия, но и воли; не только решимости, но и поступка. Блаженный Августин точно описывает это состояние, когда он рационально уже понял, что христианство — истина, но не был еще готов стать христианином.

Описанное Августином — путь многих, если не каждого. Долгий, непростой путь. И сложность этого движения отнюдь не в нахождении рациональных аргументов. Христианство никогда не разочарует искателя самых сложных интеллектуальных высот и глубин (хотя наверняка и покажет ему их относительную ценность). Сложность — в верном определении цели и в движении по направлению к ней. Вспомним еще раз, что один из возможных переводов греческого слова ἡ ἁμαρτία (грех) на русский язык — промах. Тот, кто грешит, промахивается. Тот, кто хочет стать счастливым через грех, — никогда не достигнет счастья.

Почему? Во-первых, в погоне за бесконечным набором маленьких удовольствий мы принимаем каждое из них за подлинное и скрываем от себя истинное, ни с чем не сравнимое наслаждение. А во-вторых, никто из тех, кто купался в этих удовольствиях и ни в чем себе не отказывал, никогда не говорил, что жизнь во грехе сделала его абсолютно счастливым. Обратных же примеров сколько угодно.

И все же — человек всегда ищет счастья. В любые времена и эпохи, в любой стране и любой религии. Счастье всегда соседствует с радостью. Всегда радуйтесь! (1 Фес 5:16) — обращается к нам апостол Павел. Но все же не — «будьте счастливы». В русском переводе Библии слово «счастливый» встречается нечасто (если вообще встречается). Однако в греческом оригинале Евангелия это слово присутствует. Просто переведено более возвышенным и поэтичным славянским «блаженный».

Хорошо известны христианину и критерии подлинного счастья:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:3–11)».*

Вот алгоритм  пути к истине и жизни. Путь ко Христу начинается с первой ступени. Это именно лествица, лестница: невозможно перепрыгнуть через ступеньку. Поэтому несколько наивно звучат переживания новоначальных христиан, что они не могут и не умеют любить, не любят людей и Бога. Конечно, их переживания достойны сокрушения, потому что мы действительно не любим ни Бога, ни ближних. Но надо иметь трезвую оценку своих возможностей и жизненных обстоятельств, своего состояния. Сначала надо осознать свою немощь и нищету: да, действительно я «червь, а не человек, поношение человеков», прах и пепел, грешник, но не великий - как часто о себе заявляют люди, которые даже в этом хотят быть великими - а простой, тривиальный, жалкий грешник, как и многие другие.

Чистота сердечная - это уже шестая ступень, правильные чувства и свойства любви приобретаются через пять ступенек. Поэтому бессмысленно ожидать от себя этого, неоправданные ожидания приводят к ненужной грусти и печали. Надо потихонечку, постепенно, но последовательно и усердно двигаться указанным путем начиная с начала: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Когда человек осознаёт себя под гнетом грехов, когда понимает, что погибает и нет сил сопротивляться злу ни внутри, ни снаружи, тогда начинает призывать Спасителя от всего сердца: «Господи, спася мя, погибаю», «Господи, помилуй!», «Господи, без конца согреших», «Господи милостив буди мне грешному». И это призывание, искреннее и от всего сердца, постепенно прививает душе смиренномудрие, то есть смиренное мудрование - правильную оценку своих сил и возможностей, не высокоумие, когда я все могу, я центр, пуп земли и т.д., а понимание, что я жалкий, ничтожный грешник. Но эта трезвая оценка своих сил дает возможность переключиться с себя. Наша проблема в том, что мы слишком зациклены на себе. Как точно заметил святитель Феофан Затворник, гордый человек подобен древесной стружке, закрученной вокруг себя: вроде бы много, а внутри пусто. «Сам дрянь дрянью, а все твердит – несмь, якоже прочии человецы». Правильная оценка своего состояния дает возможность со смирением призывать благодать Божию.

Далее приходит Господь, и начинается самый удивительный, самый прекрасный и интересный путь - путь внутрь себя, познание себя, встреча с самим собой. Путь, в котором человек и обретает подлинное счастье, не сиюминутное, эпизодическое, а вечное блаженство. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

*Владимир Легойда. Про счастье // Фома. Май 2015 № 5 (145).

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​