Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 13 июня 2015 года
Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Бориса, Николая.
Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.
Сегодня Святая Церковь совершает память новомучеников и исповедников Церкви Русской священномученика Философа, пресвитера и его сыновей мучеников Бориса и Николая.
Мученик Николай Орнатский родился 4 мая 1886 года в Санкт-Петербурге в семье священника Философа Орнатского.
Получив первоначальное образование в 10-й Санкт-Петербургской гимназии, он поступил в Императорскую военно-медицинскую академию. Во время учебы в академии Николай вступил в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения, возглавляемое отцом, и принял деятельное участие в создании церковно-народного хора при храме преподобного Серафима Саровского на станции Графская.
В 1910 году Николай окончил академию и в 1911 году был определен на службу младшим врачом в 197-й пехотный Лесной полк. В том же году он был прикомандирован к Свеаборгскому лазарету для научно-практического усовершенствования. С 1911 по 1914 год он служил врачом в составе 199‑го пехотного Кронштадтского полка.
В 1913 году Николай обвенчался с девицей Серафимой, дочерью протоиерея Иоанна Успенского, полкового священника лейб-гвардии Финляндского полка.
С 1914 года принимал участие в военных действиях в составе 6-й Автомобильной роты 9-й армии и был награжден тремя орденами. После окончания мировой войны он вернулся домой, занялся частной врачебной практикой и пел в храме в церковном хоре.
Мученик Борис Орнатский родился 30 мая 1887 года в Санкт-Петербурге. Окончив 10-ю Санкт-Петербургскую гимназию, он в 1908 году поступил в Константиновское артиллерийское училище. По окончании училища он был произведен в подпоручики и в 1911 году назначен служить в 49-ю артиллерийскую бригаду, исполнял обязанности учителя бригадной учебной команды, помощника заведующего учебной командой и заместителя заведующего бригадным офицерским собранием. В 1913 году Борис был произведен в поручики и в том же году назначен служить в 3-ю батарею 23-й артиллерийской бригады, с которой принял участие в боевых действиях против германцев в составе 9-й армии. В 1916 году Борис был произведен в штабс-капитаны. Во время Первой мировой войны за отличия в боевых действиях Борис Орнатский был награжден пятью орденами.
После возвращения с фронта он жил вместе с родителями, помогая в храме отцу.
1 августа 1918 года в канун празднования памяти святого пророка Илии протоиерея Философа пригласили отслужить всенощную на Охте в Ильинском храме при Пороховом заводе. По возвращении домой он сел ужинать вместе с семьей – супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны, вдовой убитого протоиерея Петра Скипетрова. Вдруг раздался звонок, и в дверях появились вооруженные матрос и два красноармейца. Матрос приказал сделать обыск, затем велел священнику ехать с ними, пообещав, что он скоро вернется. Николай вызвался сопровождать отца, и тогда матрос приказал и Борису следовать с ними, и они были заключены в тюрьму Чрезвычайной комиссии.
Прихожане Казанского собора, узнав об аресте протоиерея Философа, отправили к властям несколько делегаций, но власти не приняли их. «Наконец, в воскресенье, после обедни, в сквер перед собором собралась многотысячная толпа, главным образом женщин, которая с пением молитв, хоругвями и иконами двинулась по Невскому проспекту на Гороховую улицу освободить отца Философа. Из толпы вышла делегация, которую коммунисты приняли и уверили, что они отца Орнатского скоро выпустят и что он находится на Гороховой в камере в полной безопасности. Толпа, успокоенная, разошлась».
В ту же ночь всех обреченных на смерть вывезли на берег Финского залива. Перед казнью протоиерей Философ, успокаивая приговоренных к смерти офицеров, которых числом было более тридцати, произнес спокойно и кротко: «Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». И, встав на колени, спокойным и ровным голосом прочел молитвы на исход души.
На прошлой неделе мы совершили небольшую паломническую поездку по святыням Русской земли, посетили Владимир, Муром, Суздаль, Дивеево; молились у преподобного Серафима, благоверных Петра и Февронии, преподобного Илии Муромца. Каждый человек должен в какой-то степени являться собирательным сокровищем жизненного опыта от встреч с людьми, духовного чтения. Любая поездка и любая нестандартная ситуация полезны тем, что христиане, отправляющиеся в паломничество, едут посмотреть, как живут добрые христиане, подвижники и монахи, как они молятся, как проходят службы и послушания - всегда важно, чтобы перед глазами был добрый пример.
Преподобный авва Дорофей говорит, что одно из условий научения страху Божиему - жить рядом с человеком, у которого он есть. То же самое можно сказать и о научении благоговению: надо жить рядом с благоговейным человеком. Как научиться милосердию? Видеть пример милосердия, и не показного, а искреннего. Так же и послушанию можно научиться, видя пример послушания.
Несколько наблюдений из поездки. Наша группа была большая, поэтому билеты на поезд купили в разные вагоны, и одной семье необходимо было поменяться с кем-то местами, чтобы ребенок ехал рядом с родителями. Спрашивали у разных людей, не могли бы они перейти в лучшие условия, но в другой вагон. Люди реагировали по-разному, кто-то отвечал, что здесь своя компания и здесь интереснее. Встал один иеромонах и сказал: «Я пойду». Примеряешь к себе эту готовность и поиск, кому отдать себя в услужение. Это то христианское качество, которое у каждого из нас должно быть на первом месте. Кто хочет быть первым у Бога, будь всем рабом. Надо всегда быть ориентированным на то, кому бы отдать себя в услужение. Не ждать, пока тебя попросят, предложат, пообещают денег, а наоборот, помогать бескорыстно. Не рассчитывая, что вот сделаю поклон этому важному человеку, а потом обращусь к нему с просьбой о помощи, и будет «взаимовыгодное сотрудничество». Как жаль, что в основном только в монастырях воспитывается эта готовность встать и совершить обычный христианский поступок. Как бы была прекрасна наша жизнь, если бы каждый крещеный человек был бы сориентирован именно таким образом: предупреждал бы просьбу. К тебе еще не обратились, а ты уже по взгляду, некоему движению к тебе понимаешь, что от тебя просят. Насколько бы светлее была жизнь.
Другая ситуация говорит о том насколько мы должны быть внимательны и насколько наша любовь должна быть нелицемерной и нелицеприятной. У входа в магазин сидел нищий и, обращаясь ко входящим, просил купить ему продуктов. Молодой человек, откликнувшись на просьбу, купил кефир и бросил в пакет нищего, сказав: «На!» По-видимому, в этом жесте и интонации было что-то столь высокомерное, что нищий возбудился: «А что ты мне как собаке подаешь, разве я пес? Как же тебя воспитали? Почему ты так относишься к людям?» Он сказал очень важные вещи, которые, дай Бог, чтобы воспринял этот молодой человек. Часто бывает, что мы творим дела милости как некое одолжение, считая, что мы облагодетельствовали человека. Надо помнить, что в служении больному, нищему, голодному, заключенному, он более благотворит нам, чем мы ему. Надо очень твердо усвоить этот духовный закон - это всегда возможность послужить Христу. Ведь к Нему мы бы не обратились свысока: «На! возьми!», но всегда с любовью: «Пожалуйста, не соизволите ли принять от меня сию милость?» Это очень важный момент, дорогие мои, здесь есть над чем задуматься. Помогай нам всем Господь.
Священник Евгений Попиченко
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!