Телевизионное путешествие по Наровчатскому и Нижнеломовскому районам Пензенской области

13 октября 2010 г.

Салолейские 40 родников - в лесу, в одиннадцати километрах от трассы Нижний Ломов - Наровчат - одно из самых древних святых мест Пензенского края. Историки и этнографы предполагают, что этот удивительный уголок природы мог почитаться в мордовском народе еще в языческие времена. А в 1660-х, практически одновременно с крепостью Пенза, появился на Салолейской горе Успенский женский монастырь. Постепенно собирались инокини, строились деревянные здания, выделили обители и земельные угодья. Но время было неспокойное - в глухих лесах по берегам Мокши встречалисьнередко и разбойники, и с юга совершали набеги кочевники. И вот в 1689-м по просьбе настоятельницы перевели монастырь в более защищенное место - в Верхний Ломов. А на Салолейку пришли монахи. Пустынь стала мужской. И благополучно просуществовала еще несколько десятилетий. Здесь последние годы жизни провел иеромонах Маркелл, отправленный в ссылку четвертый настоятель знаменитой Саровской пустыни. В 1756 году Салолейскую обитель приписали к более крупному Нижнеломовскому Казанскому монастырю, а через восемь лет упразднили совсем. Есть старинное предание о том, как появились салолейские источники. Якобы проходили здесь отряды то ли разинцев, то ли пугачевцев, разграбили обитель и убили 40 иноков, и тогда забили здесь 40 источников. Но ведь во времена Разинщины монастырь был женским, а ко времени Пугачева уже упразднили и мужской. Да и в любое другое время число иноков на Салолейке никогда не достигало сорока. Так что как согласовать предания с историческими фактами - никто не знает. И это не единственная загадка Салолейки. Так, еще несколько десятилетий назад здесь были и полуобвалившиеся пещеры - кто и когда их выкопал, так и неизвестно до сих пор.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать