Он продлится всего две недели и завершится 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы. От этого празднования он и получил свое наименование.
Успенский пост установлен перед двунадесятыми праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Традиция соблюдения этого постного подвига дошла до нас с древних времен христианства.
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».
Прежде всего, пост - это то время, когда христиане уделяют наибольшее внимание своей духовной жизни – участвуют в церковных богослужениях, исповедуются и причащаются за время поста. Это то время, когда душевные усилия направляются на борьбу с наиболее обременительными для христианской души страстями и привычками. Пост – это и время добрых дел, дел милосердия. Потому что наша вера, которую мы стремимся укрепить постом, утверждается и нашими делами. «Без дел вера мертва», - говорит апостол.
Телесные труды поста предполагают посильное воздержание от скоромной пищи животного происхождения. Позволяются грибы, крупы, овощи и фрукты, растительное масло в субботние и воскресные дни. Если следовать уставу Успенского поста, в понедельник, среду и пятницу предполагается сухоядение. Во вторник и четверг - вкушение горячей пищи без масла. В двунадесятый праздник Преображения Господня, который отмечается 19 августа - разрешается рыба.
Конец лета дарит нам овощи, богатые витаминами и полезными веществами, поэтому несмотря на то что Успенский пост по своей строгости может сравниться с Великим, он издавна считался на Руси приятным и легким.
На время Успенского поста выпадают и три радостных праздника - Спаса, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй - на середину.
Спасы примечательны тем, что с каждым из них связано благословение некоторых продуктов питания нового урожая.
В первый день Успенского поста, 14 августа, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - первый Спас. С древности в Константинополе был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. В Русской Церкви это празднество соединялось с воспоминанием Крещения Руси в 988 году святым князем Владимиром Киевским. Поэтому в этот день совершается освящение воды. (Пчелы, мед). Также освящается мед, благословляется вкушение его нового сбора. Поэтому в народе первый Спас получил еще название Медовый, с этого времени принято было пробовать первые медовые соты нынешнего лета.
19 августа Церковь отмечает праздник Преображения Господня в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор - второй Спас. (Яблоки на ветках, плоды в корзинках, перед самым люфтом - освящение плодов на службе). Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудов целого года является зримым образом будущего преображения мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья - те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название «Яблочный Спас».
28 августа празднуется Успение Божией Матери. В день Успения завершатся Успенский пост. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае – рыбой и тогда мясо начинают есть со следующего дня - праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, или третьего Спаса. В третий Спас было принято освящать орехи, а в некоторых местах - хлеб.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!