14 августа, начинается самый короткий, но один из самых строгих по уставу из всех постов - Успенский

16 августа 2010 г.

Он продлится всего две недели и завершится 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы. От этого празднования он и получил свое наименование.

Успенский пост установлен перед двунадесятыми праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери. Традиция соблюдения этого постного подвига дошла до нас с древних времен христианства.

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний - (Успенский), для зимы - зимний (Рождественский)».

Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».

Прежде всего, пост - это то время, когда христиане уделяют наибольшее внимание своей духовной жизни – участвуют в церковных богослужениях, исповедуются и причащаются за время поста. Это то время, когда душевные усилия направляются на борьбу с наиболее обременительными для христианской души страстями и привычками. Пост – это и время добрых дел, дел милосердия. Потому что наша вера, которую мы стремимся укрепить постом, утверждается и нашими делами. «Без дел вера мертва», - говорит апостол.

Телесные труды поста предполагают посильное воздержание от скоромной пищи животного происхождения. Позволяются грибы, крупы, овощи и фрукты, растительное масло в субботние и воскресные дни. Если следовать уставу Успенского поста, в понедельник, среду и пятницу предполагается сухоядение. Во вторник и четверг - вкушение горячей пищи без масла. В двунадесятый праздник Преображения Господня, который отмечается 19 августа - разрешается рыба.

Конец лета дарит нам овощи, богатые витаминами и полезными веществами, поэтому несмотря на то что Успенский пост по своей строгости может сравниться с Великим, он издавна считался на Руси приятным и легким.

На время Успенского поста выпадают и три радостных праздника - Спаса, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: первый и третий приходятся на начало и конец поста, а второй - на середину.

Спасы примечательны тем, что с каждым из них связано благословение некоторых продуктов питания нового урожая.

В первый день Успенского поста, 14 августа, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - первый Спас. С древности в Константинополе был обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. В Русской Церкви это празднество соединялось с воспоминанием Крещения Руси в 988 году святым князем Владимиром Киевским. Поэтому в этот день совершается освящение воды. (Пчелы, мед). Также освящается мед, благословляется вкушение его нового сбора. Поэтому в народе первый Спас получил еще название Медовый, с этого времени принято было пробовать первые медовые соты нынешнего лета.

19 августа Церковь отмечает праздник Преображения Господня в честь чудесного преображения Иисуса на горе Фавор - второй Спас. (Яблоки на ветках, плоды в корзинках, перед самым люфтом - освящение плодов на службе). Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудов целого года является зримым образом будущего преображения мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья - те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название «Яблочный Спас».

28 августа празднуется Успение Божией Матери. В день Успения завершатся Успенский пост. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в ином случае – рыбой и тогда мясо начинают есть со следующего дня - праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь, или третьего Спаса. В третий Спас было принято освящать орехи, а в некоторых местах - хлеб.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать