Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 3 сентября, Православная Церковь совершает память преподобного Авраамия Смоленского, архимандрита (XIII).
Преподобный Аврамий (Авраамий) Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине XII века в Смоленске у богатых родителей, которые до него имели двенадцать дочерей и молили Бога, чтобы Он даровал наследника роду их и всему имению.
Уже в самом юном возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр, рос в страхе Божием и имел склонность к посту и молитве. Авраамий с ранних лет был определен в училище, где обратил на себя внимание дарованием и необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время он любил ходить в церковь, где прекрасно пел и читал. Еще юношей он стремился к уединенной и благочестивой жизни. Родители предлагали ему как единственному наследнику вступить в брак, но он отклонил их предложение, ибо искал другой жизни.
По смерти своих родителей, вскоре последовавшей, он, следуя примеру святых, жития которых любил читать, раздал свое имущество церквам, монастырям и бедным, оделся в рубище и стал ходить по городу, как нищий и юродивый, прося Бога указать ему путь ко спасению. Вскоре, по внушению Божию, он поступил иноком в обитель Богоматери, находившуюся в шести верстах от Смоленска, в месте, называвшемся Селище.
С терпением и кротостью молодой инок ревностно исполнял все подвиги послушания, проводил время в посте и молитве, украшал себя иноческими добродетелями и прилежно занимался изучением Священного Писания, житий и поучений святых подвижников и святоотеческих творений. Изучая все это, преподобный Авраамий извлекал назидательные уроки не только для себя, но и для других, искавших у него назиданий. Окружив себя писцами, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство.
Более тридцати лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Вместе с тем преподобный Авраамий не оставлял обычного своего подвига иноческой жизни как любитель нищеты и смирения. Видя совершенства подвижника, поднял на него крамолу враг человеческий, возбудив зависть собратий. Много клеветы и гонений пришлось перенести Авраамию от людей, завидовавших его влиянию на народ. Они вооружили против него самого игумена, и ему запрещено было вести беседы с народом.
Через пять лет преподобный вынужден был перейти в бедный Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Но народ и сюда стал стекаться толпами к преподобному за наставлениями. Помимо бесед народ привлекала сюда и строгая подвижническая жизнь Авраамия. На пожертвования богомольцев соборный храм монастыря был украшен иконами, завесами и свечами. Сам Авраамий написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах. И опять сетовал враг человеческий, что Господь прославил раба Своего.
Преподобный Авраамий утруждал плоть свою чрезвычайным постом. Лицо его было бледно и необыкновенно сухо. Подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого, жизни которого подражал. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Строго наблюдал он во время службы, чтобы никто из братии и народа не позволял себе беседовать в церкви, ибо почитал сие за святотатство, и с особенным благоговением совершал богослужение.
Много испытал преподобный Авраамий искушений демонских (видимых и невидимых) во время своего подвига; в страшных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить, но всегда был побеждаем молитвой преподобного. Тогда, будучи не в силах действовать лично на святого, дьявол возбудил против него клевету в городе, что преподобный проповедует ересь, живет нечисто и наружной святостью прикрывает темные дела. Эти слухи дошли до епископа Игнатия, и весь город пришел в смущение. Городская знать и духовенство требовали у епископа предать преподобного суду. Они предлагали утопить или сжечь подвижника.
В это время случилось быть у епископа князю и боярам. На суде князя преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы.
И вот в городе открылись разные беды, засуха и болезни. Напрасно совершались молебствия – ничто не помогало. Тогда священник Лазарь явился к епископу Игнатию и просил разрешить служение преподобному Авраамию, иначе еще большие беды постигнут жителей. Епископ Игнатий разрешил святому Авраамию служить, просил у него прощения в неправильном осуждении его и молитв за город и жителей. Смиренный инок сам просил епископа помолиться. Возвратившись в келлию, преподобный Авраамий предался усердной молитве, и вдруг пошел обильный дождь, и засуха кончилась. Тогда все убедились воочию в праведности преподобного.
Епископ Игнатий имел намерение построить в честь ангела своего каменную церковь вне города, где полюбилось ему пустынное место, и устроить около нее малый монастырь. Но впоследствии он изменил свою мысль и основал церковь на другом месте, уже не во имя своего ангела, но в память Положения ризы Богоматери во Влахерне, и собрал при ней несколько братьев, которые питались милостыней епископской. И никто не хотел быть игуменом в столь убогой обители.
Между тем вспомнил епископ Игнатий, что блаженный Авраамий скорбел иногда об удалении от города той обители, в которой пребывал (не ради себя, а ради приходивших к нему за духовными советами), и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. И сам, оставив по старости епархию, поселился в обители. Так вознаградил Господь долгие страдания угодника Своего, и некогда уничижаемый всеми внезапно от всех прославился. Уже не боялись приходить к нему чада его духовные, но отовсюду толпами стекались; даже и бывшие клеветники смиренно припадали к ногам его, прося себе прощения.
Благолепно украсил преподобный Авраамий дом Пресвятой Богородицы богатыми завесами, иконами и лампадами. И много было желавших поступить под руководство преподобного, но он принимал весьма разборчиво и после больших испытаний, отмечая истинное усердие приходивших, так что в его монастыре собралось только семнадцать человек братии.
В глубокой старости преставился епископ Игнатий. Немного времени оставалось и блаженному Авраамию пребывать на земле. Более прежнего внушал он братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве пятьдесят лет.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
ап. от 70 Фаддея (ок. 44);
мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305–311);
прп. Марфы Дивеевской (Милюковой) (1829);
прп. Авраамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII);
прмч. Рафаила (Момчиловича), игумена Шишатовацкого (1941) (Серб.);
сщмч. Александра Елоховского, пресвитера (1918);
сщмчч. Павла Ягодинского и Феодора Каллистова, пресвитеров (1937);
прмч. Игнатия (Даланова), иеромонаха (1942);
совершается празднование в честь иконы Божией Матери Светописанной («Светописанный образ») (1903).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга
Вопросы веры. 9 мая 2024. Беседа с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом
У книжной полки. Прощание славянки
Библейские крылатые выражения. До кровавого пота
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!