Храм в честь Державной иконы Божией Матери в селе Батырево в Чувашии – новый, строящийся. Правда, строительство идет долго и с большими искушениями. В 2001 году закладку камня в основании будущего храма совершил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Строительство вел протоиерей Анатолий Сорокин, который трагически погиб в пасхальные дни 2010 года. Семь долгих лет храм оставался без настоятеля. Только в 2017 году сюда был назначен молодой священник Александр Синяков, буквально накануне рукоположенный в иереи.
Иерей Александр:
– Сейчас мы видим здесь такую красоту... Когда мы приехали, здесь летали голуби. Меня это немножко испугало.
Матушка Мария:
– Он говорит: «Что мы здесь будем делать?» Сел и заплакал. «Не переживай, – говорю, – с Божией помощью будем жить, строить».
Иерей Александр:
– Матушка подошла, слезы вытерла, обняла: «Не переживай, все будет хорошо, вставай. Видишь, лопата есть, ведра – бери, будем убирать мусор».
Несколько лет Александр и Мария Синяковы жили как обычная мирская семья, не предполагая, что вскоре их общий путь сделает крутой поворот.
Матушка Мария:
– Я ему часто говорю: «Как я буду раскладывать свою жизнь, выяснять, почему ты на моем пути появился? Это воля Божья».
Матушка Мария родилась в Москве. Мама – родом из Краснодарского края, папа – из Чувашии. Приехали работать на завод имени Ильича, познакомились, поженились, стали родителями. В Москве Мария провела детство.
Матушка Мария:
– Кружки, танцы, карате (не девчачье занятие). Хотелось, тогда было такое время. Кружок был в школе. Папа приходил, забирал…
Было начало 90-х – самое криминальное время. Заниматься карате Мария начала, чтобы иметь навыки самообороны. Слава Богу, они не пригодились, зато воспитали характер.
Матушка Мария:
– Мы уехали из Москвы, когда я училась в восьмом классе, в деревню». Я говорю: «Я не хочу в деревню, не поеду». Но кто меня одну оставит? Так мы переехали.
Для девочки-подростка смена Москвы на чувашское село стала большим стрессом. Она всей душой стремилась обратно и добилась своего. После девятого класса окончила профессиональное училище по специальности «продавец-кассир» и уехала в Москву. Устроилась в столичный агрохолдинг, где и познакомилась со своим будущим мужем.
Матушка Мария:
– Саша, он не был священником. Когда мы с ним познакомились, его мама говорит: «Ты знаешь, за кого замуж выйдешь?» Я говорю: «За кого?» «За будущего священника». Я говорю: «Да ладно». Не придала этому значения.
Иерей Александр:
– У нас в роду было два священника и одна монахиня. Священников расстреляли, монахиня без вести пропавшая. Милостью Божией память моего рода всплыла. Батюшка Василий (Паскье), архимандрит Свято-Троицкого Чебоксарского монастыря, подарил нам синодик Чебоксарской, Чувашской епархии, где собраны большие сведения о новомучениках и репрессированных людях.
Из этого синодика отец Александр узнал о трагической судьбе представителя своего рода – Синяковского Прокопия Михайловича. Он был старостой церкви в Сыреси – родном селе отца Александра.
Иерей Александр:
– Фамилия наша была изменена (стала Синяковы), хотя когда я поступил в духовное училище, бабушка достала Евангелие XIX века, которое было у этого батюшки (Синяковские отец Иоанн и матушка Евгения). Евангелие хранилось вместе с фотографией на чердаке. Видно, что фотография испорчена.
После школы Александр Синяков хотел поступать в Порецкое профессиональное училище, но родной дядя почему-то предложил ему Чебоксарское духовное училище, и Александр внутренне обрадовался этому предложению. Уже во время учебы в училище понял почему.
Иерей Александр:
– Конечно, благодать держала меня за руку. Я стремился к этому всей душой, понял, что это уже не работа, а любовь моей жизни. Я тогда удивительно чувствовал Небо на земле.
После духовного училища последовала Казанская духовная семинария. Больше всех выбору внука в свое время порадовалась бабушка.
Иерей Александр:
– Она всегда молилась и говорила: «В нашем роду обязательно будет священник». Когда я поступил в духовное училище, она с благодарностью стояла в церкви и говорила: «Свершилось».
Правда, после окончания семинарии Александр священником не стал – не чувствовал себя готовым к принятию такой ответственности перед Богом и людьми. Его путь к служению в Церкви оказался длиной в 12 лет. Из Москвы Александр Синяков привез молодую жену Марию в Порецкое, поближе к своим родителям. Сам же устроился на работу вахтовым методом.
Матушка Мария:
– Получается, что я начала бунт, сказала: «Не хочу быть одна! Как это так – ребенок растет, видит папу через два-три месяца? Так дело не пойдет». Вахта у него была то по два, то по три месяца – все это время его не было с нами.
В Порецком нашлась работа мастером-взрывником в гипсовой шахте. Возможно, Александр остался бы там надолго, если бы не случайность – встреча на улице с благочинным Порецкого района и священником, бывшим однокурсником по Казанской семинарии.
Матушка Мария:
– Батюшка говорит отцу Павлу: «Вот у тебя семинарист бегает». – «Какой семинарист? Как семинарист?» Начали расспрашивать: что, как, зачем, почему… Говорит: «Семь лет отучился». – «Где работаешь?» – «В шахте». – «Как в шахте?!»
Несмотря на внутреннее сопротивление, Александр с Марией проявили послушание и поехали с отцом Павлом к владыке Феодору, епископу Алатырскому и Порецкому.
Матушка Мария:
– Владыка на нас посмотрел: «Вы что хотите? Чего приехали?» – «Не знаем, отец Павел нас привез».
Но вскоре была еще одна встреча с владыкой, которая все и определила. Год потребовался семье, чтобы принять важнейшее в своей жизни решение.
Матушка Мария:
– Отец говорит: «Пойдем, пока благословляют. Давай пойдем не через скорбь, а сами». То есть осознанно.
И городская девочка из невоцерковленной семьи, не знающая жизни Церкви, не умеющая носить длинные юбки и платки, дала согласие стать женой священника.
Матушка Мария:
– Да, любовь была, есть и будет. Как я оставлю своего мужа? Я же давала клятву быть везде с ним – и в горе, и в радости. Может, это его призвание, но он прятался от этого, не пошел сразу в священники… Говорит: «Я такой молодой. Как буду людей учить? Сам еще зеленый».
Храм в селе Батырево – первый и пока единственный в их служении, но именно здесь все, что в жизни других семей рассыпано на годы, у них оказалось сконцентрированным в коротком периоде времени. Пока достраивался священнический дом, они четыре раза меняли жилье.
Матушка Мария:
– После службы или в свободное время Даша хочет гулять, папа говорит: «Пошли, доченька, надо делать перегородки, надо это делать, надо то делать». С Божией помощью – Господь не оставляет. Плитку кто-то из одного магазина пожертвовал, кухню Цветковы пожертвовали, линолеум на второй этаж тоже из магазина пожертвовали. Кто-то лампочки принес, кто-то – другое. Так потихоньку, потихоньку...
Сами выкладывали плитку, стелили теплый пол, вели отделку стен: мастер-классы по Интернету в помощь.
Матушка Мария:
– Когда мы сюда приехали, здесь не было даже газа, отопления – храм топили углем, который ездили покупать. Было резервное электрическое отопление, но за ним надо следить, и за углем надо следить. У нас был кочегар.
После отца Анатолия в храме смогли сделать только временный придел. Молодой настоятель и матушка начали знакомиться с людьми, в том числе с предпринимателями. Посильная помощь на строительство храма пошла.
Матушка Мария:
– Храм и дом не были оформлены. Мы начали делать все документы. Проекта нет, было непонятно, что и где искать. Нам пришлось все делать заново. Мы оформили храм, сейчас все документы есть.
Чтобы накормить строителей, матушка Мария вместе с помощницами прямо на улице варили суп в чане. В условиях строящегося дома ни приготовить, ни усадить за стол возможности не было.
Иерей Александр:
– Я за матушку очень переживал, потому что нагрузка очень серьезная. Слава Богу, она справляется с этой нагрузкой.
Матушка Мария:
– Некогда было унывать и плакать, нужно было жить, строить. Если Господь дал, значит, мы храм достроим потихоньку. Одно сделаем, другое, третье. Господь нас сюда привел, значит, мы здесь нужны.
Иерей Александр:
– Те моменты мне казались сложными, но с молитвой к Богородице они пролетели незаметно. Да, мы расстраивались, думали, как привлечь средства, найти благотворителей, как сделать так, чтобы народ сюда потянулся, чтобы ушел отсюда утешенным.
Теперь там, где летали голуби и лежали груды мусора, красивый придел с новым иконостасом и чудотворной храмовой иконой, к которой притекают люди с благодарностью к Богородице за Ее молитвенный покров. По настоянию матушки храмовую территорию огородили: забор по периметру – это защита от вандалов.
Иерей Александр:
– Духовная и физическая нагрузка в действительности большая – строительство храма, много мероприятий, административной ответственности. Иногда силы заканчиваются. Такая большая загруженность, что не знаешь, за что схватиться, в каком направлении двигаться.
Матушка Мария:
– Отец Александр говорит: «У меня есть золотая бутса». Чтобы он не унывал, встаем – помолились, почитали акафист, перекрестились и поехали туда-сюда.
Отец Александр:
– Ее преданность, отдача, легкость, желание идти за мужем – конечно, это дар Божий.
Даше, старшей дочери, уже 17, она учится в Чебоксарах. Никита пойдет в 6-й класс школы. Настя еще дошкольница. Вроде бы забот у матушки Марии должно хватать.
Матушка Мария:
– Я не могла себя реализовать – жена священника. Говорю: «А я хочу вот это, хочу туда, хочу в цветочки». Спрашиваю мужа: «Отпустишь учиться?» Отпустил. Я на две недели съездила, осталась на месяц в Москве на углубленный курс. Потом говорю: «Хочу на храмовую флористику съездить». Не отпускает.
Иерей Александр:
– Долго приглядывался, но я душой ее не отпускал. Я всегда ее рядом держал и до сих пор не могу далеко отпустить. Если супругу день, два не вижу – для меня это уже тяжело.
То, что ты хранишь в тайне, Господь видит явно, и если в сердце твоем мечта светлая, исполняет ее.
Матушка Мария:
– Я, может, неосознанно когда-то сказала, когда плакала: «Пусть у меня будет муж священник – я его никогда не оставлю». В моем понимании священник – это самое святое, что у нас есть. Он не обманет.
Но священники – не святые, и это матушке Марии в Батырево пришлось с болью пережить. Зато поняла: правда и любовь только в Боге.
Матушка Мария:
– Было такое состояние души: я уехала в мужской монастырь просто помолиться. Мне иногда хочется послушать церковнославянскую службу. Стою на службе, закрыла глаза, молюсь и чувствую, что Чья-то рука гладит меня по голове, и Кто-то говорит: «Все будет хорошо».
Приехала домой и говорю: «Батюшка, а я почувствовала!» Он спрашивает: «Что?» – «Я почувствовала, что на самом деле Господь нас не оставляет, Господь нас с тобой по головке гладит. Ты понимаешь?»
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 мая
День ангела. 9 мая
Церковный календарь 9 мая. Священномученик Василий, епископ Амасийский
Евангелие 9 мая. Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Читаем Апостол. 9 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!