Вторая половина. Матушка Мария Ал Алаам

21 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мир такой большой и такой маленький. В наше время даже самая дальняя точка земли – на расстоянии взгляда, скорости включения телевизионной кнопки или компьютерной мышки. Но чем мощнее технический прогресс, тем ценнее личное общение, когда глаза в глаза, когда за рамками слов – теплота сердца, красота души и удивительная история жизни.

Позади – пандемийные барьеры, таможни, авиаперелеты. Из Палестины до России путь не близкий, но Господь, вопреки всем препятствиям нашего сложного времени, подарил встречу с Родиной. Сначала в Краснодар – там мама, потом в Екатеринбург – этот город дорог сердцу, хотя раньше она здесь не была.

Матушка Мария:

– У нас такие крепкие духовные связи двух святых Николаев. У нас храм святителя Николая, а здесь царь Николай. Для меня он дорог, близок, очень его почитаю.

Матушка Мария Аль-Алаам около пятнадцати лет живет, работает и служит на Святой Земле, в городе «радости»; так в переводе звучит название Бейт-Джала – это район Вифлеема, где ее муж, протоиерей Павел Аль-Алаам старший священник трех храмов: святителя Николая, Рождества Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила.

Матушка Мария:

– Храм должен быть теплым, красота бывает разная. У меня в детстве храм был переделан из школы, с фанерным иконостасом, но для меня это было самое красивое место на свете – самое теплое, солнечное, светлое, радостное.

Самый теплый и радостный для матушки Марии – храм во имя Святой Троицы в городе Горячий Ключ Краснодарского края. Туда из Альметьевска переехала ее осиротевшая семья. Папа ушел из жизни, когда Марии было всего два года. В Горячем Ключе восьмилетняя Мария пошла сразу в две школы – обычную среднюю и школу искусств. Это была ее стихия – музыка, пение, причем, как говорит мама, чуть ли не с рождения.

Матушка Мария:

– Мама рассказывала, что я еще не умела говорить, но при этом пела «Ой, мороз, мороз» вместе с папой.

В школе искусств девочка проводила большую часть времени. Нравилось петь, учиться играть на фортепиано, погружаться в бесконечный мир красоты и гармонии, настраиваться на который ее учили педагоги от Бога.

Матушка Мария:

– Ротэрмель София Эдуардовна и ее супруг Диленян Нагабет Альбертович. Они заслуженные педагоги, артисты и потрясающие люди.

София Эдуардовна преподавала специальность, Нагабет Альбертович вел хоровые занятия.

Матушка Мария:

– Одно из первых произведений, которое произвело на меня духовное впечатление – концерт Бортнянского; первая церковная музыка, которую я пела.

Это произведение настолько потрясло юную Марию, что она пришла в храм – душа позвала, хотя тогда девочка этого не осознавала. Увидела объявление в газете: «В церковный хор требуются певчие». В тот памятный день в храме шло всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Матушка Мария:

– Я постояла, ничего не поняла, после службы подошла к батюшке и сказала: «Простите, это Вы поп?» Отец Михаил (Царство ему Небесное) сказал: «Да. Добрый вечер, а что Вы хотели?» Я ему показываю газету и говорю: «Я по объявлению. Вам нужны певцы в хор?» Батюшка спрятал улыбку в усах и говорит: «А ты умеешь петь?» Я говорю: «Да, умею петь, читаю с листа, учусь в музыкальной школе, я солистка».

Перед батюшкой стояла девочка-подросток в джинсах, леопардовом полушубке, совершенно не имеющая представления ни о богослужениях, ни о культуре поведения в храме, но дерзко заявляющая: «Я умею и хочу петь».

Матушка Мария:

– Батюшка спросил, как меня зовут, я ответила, что меня зовут Мария. Отец Михаил сказал: «Вот, брат ты мой, надо же как… Матушка, принимай новую певчую».

Ни слова назидания, только объятия безусловной любви. В них погрузилась неопытная девочка, которая впервые пришла в церковь. За это матушка Мария сегодня благодарит мудрого батюшку протоиерея Михаила Спицына, настоятеля Свято-Троицкого храма в Горячем Ключе, и красавиц-матушек – жен священников, которые встретили ее на клиросе.

Матушка Мария:

– Мне никогда не делали замечаний, хотелось быть похожей на них.

Пройдет время, и они вместе с мужем, отцом Павлом, начнут обнимать радостью первой встречи с храмом всех, кто переступит его порог.

Матушка Мария:

– Если человек пришел в храм, а его приняли без любви, то вина за то, что человек больше не придет в храм на том, кто принял без любви. Конечно, можно дискутировать по этому поводу, что надо тоже как-то потрудиться, но мы должны отдавать себе отчет в том, что если мы кого-то оттолкнули от Церкви, это наш грех.

Петь литургию одиннадцатилетней Марии было не сложно. Она уверенно читала с листа, ее красивое меццо-сопрано звучало органично, но гордая солистка детского хора на клиросе открыла для себя нечто новое.

Матушка Мария:

– Хор не должен мешать молиться. Какие-то художественные, красивейшие музыкальные вещи могут быть неуместны на службе. Это для меня открылось.

Это открытие повлекло за собой более глубинное осознание – пребывание в молитве, исповедь, причастие незаметно, но необратимо начали освобождать душу от иллюзий, гордыни, все больше впуская в нее Бога.

Матушка Мария:

– Часто бывало такое: приходишь в храм со смятением в душе, после службы у тебя все хорошо, радостно, все налаживается само по себе.

Клирос в ее жизни был и в школьные годы, и во время учебы в Краснодарском высшем музыкальном училище имени Римского-Корсакова. Окончив его, Мария получила диплом музыковеда и думала поступать по этому профилю в консерваторию.

Матушка Мария:

– Но отец Михаил сказал: «Где же ты найдешь себе мужа? Ты и так чересчур умная. Езжай-ка в семинарию, на регентское отделение». Я с большим трудом приняла его совет. Мне казалось, что на регентском отделении не смогу научиться ничему новому – я ведь и так уже регент, все знаю, прекрасно разбираюсь в Уставе, замечательно изучила церковное пение. Чему еще могу научиться?

Вместо четырех лет Мария проучилась на регентском два года. После поступления ее вскоре перевели во второй класс, а через год сразу в четвертый. Отец Михаил Спицын оказался прав: едва приехав в семинарию, девушка встретила свою любовь.

Матушка Мария:

– Мой будущий муж вернулся из Палестины (уезжал туда на каникулы). Те, кто его знал, очень тепло его приветствовали и говорили: «Привет. Как там Палестина? Хорошо, что ты вернулся». Я посмотрела и думаю: «Кто тут только не учится!» Отец Павел говорил, что, увидев меня, подумал: «Если эта девушка не замужем, она будет моей женой». Вот так мы встретились.

Павел Аль-Алаам – так звали ее нового знакомого, палестинец по национальности, был младшим сыном большой семьи. Приехал в Россию, в Санкт-Петербургскую семинарию по благословению духовника, митрополита Тимофея – в то время епископа Иерусалимской Православной Церкви.

Матушка Мария:

– Когда мы учились в Петербурге, моего будущего мужа обычно спрашивали: «Когда ты принял христианство?» На что он отвечал: «Моя семья приняла христианство от апостола Павла». Т.е. его семья – христиане уже две тысячи лет.

Две тысячи лет этот палестинский род не покидал Святую Землю, исповедуя христианство, вопреки всем войнам, трагичным событиям, которые пришлось пережить земле Христа.

Матушка Мария:

– Те, кто смог сохранить свою веру, сохранили свою культуру, сердце и душу, потеряв при этом очень многое: имущество, права. Но сохранили главное.

Будущий отец Павел приехал в Россию, совершенно не зная языка. Его первым словом стало слово «каша». Но уже через год он уверенно владел русским языком.

Матушка Мария:

– Мне дали послушание мыть большую парадную мраморную белую лестницу с четвертого этажа до первого. Будущий отец Павел подошел ко мне и говорит: «Тебя зовут Маша?» Я говорю: «Да». «Ты заканчиваешь в пять часов?» Я говорю: «Мать Нонна сказала, что в пять можно закончить». Он говорит: «Давай вместе прогуляемся по парку после этого?» Я удивилась…

Он не забыл. Ее невозможно было забыть – веселую, зеленоглазую девушку с длинной косой – настоящую русскую красавицу. Пригласил на следующий день и на следующий. Они встречались два года. За это время Мария узнала, какой глубокий, интересный, творческий человек рядом. Но воспринимала его только как друга, пока он не сказал: «Пора жениться».

Матушка Мария:

– Я так удивилась, говорю: «Как? Ты меня любишь? А где букеты, признания при луне, серенады?» Он говорит: «Сейчас ты будешь моей невестой, тогда все будет, а пока нельзя». Т.е. это очень строгая культура: пока юноша и девушка официально не жених и невеста, они могут только дружить.

После венчания в России – дьяконская хиротония отца Павла на Святой Земле. Почти год у него была жизнь на две страны. Молодой жене не давали визу, а ему – российское гражданство. Разрешение на выезд в Палестину Мария Аль-Алаам получила, когда первой дочери уже исполнилось полгода. Божьими промыслами в святой град Вифлеем она прибыла накануне Рождества Христова. Матушка Мария поначалу не могла понять, каково ее место на Святой Земле, пока в Иерусалимской Патриархии ей не предложили пройти обучение на экспресс-курсах православных экскурсоводов, принимающих паломнические группы из России. Непросто рассказывать паломникам о земле обетованной, а вместе с ними поклоняться святым местам, молиться, каждый раз испытывая трепет от осознания того, где ты находишься и каким воздухом дышишь.

Матушка Мария:

– Когда в процессе паломнической поездки получается создать некую молитвенную атмосферу, то выходить из нее не хочется. Люди стараются сберечь благодать, которую Господь в изобилии дает на Святой Земле.

Однажды на Рождество Господь подарил матушке Марии и ее семье встречу со съемочной группой телеканала «Союз». Знакомство переросло в дружбу, потом в сотрудничество. За полтора года в эфир вышло более семидесяти программ «Союзники Палестины» с участием нашей матушки.

Матушка Мария:

– Поскольку эти два года нет паломников, а я так люблю святые места и скучаю по ним, решила рассказывать об этом. Кроме того, мне захотелось рассказать о христианской Палестине и показать, что мы, православные христиане и другие христиане, живем в Палестине. Об этом мало кто знает.

Теперь многие знают о том, как живут православные арабские семьи, как пекут пасхальные куличи в монастыре Марии Магдалины в Гефсимании, кто нес и сейчас несет свое служение на Святой Земле, о малодоступных для паломников святынях и святых, отдающих жизнь за Христа в наше время, и о многом другом. Помогая отцу Павлу при храме, матушка Мария вносит свой вклад в многоплановую работу женской и молодежной организаций. Кроме того, в Российском центре культуры и науки руководит двумя хоровыми коллективами – детским и взрослым. Благодаря ей в Вифлееме зазвучали русские народные песни. При  этом матушка Мария – многодетная мама. У них с отцом Павлом пятеро детей: Софии шестнадцать, Ангелине двенадцать, Дмитрию десять, Николаю и Савве по семь. Она живет в любви и радости, каждый день благодаря Бога за тот миг, когда Он вошел в ее жизнь.

Матушка Мария:

– Я сейчас понимаю, что в маленьком храме – домовом, очень скромном – для меня открылся Господь как некое чудо. Он вошел в мое сердце, призвал, и я без Него жить уже не могу.

Несколько теплых дней на Родине – это тоже Божий подарок. Кстати, по определению русского философа Ивана Ильина, Родина – это не территория, а культурная традиция народа. Так что для матушки Марии Аль-Алаам и Святая Земля стала родной.

Матушка Мария:

– Тело Церкви – это мы, люди. Наша ответственность в том, чтобы сохранить Церковь. Это наше служение, наша жизнь.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 03 мая: 21:30
  • Пятница, 03 мая: 23:30
  • Воскресенье, 05 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать