Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Книги для детей в советское время поистине были произведениями искусства. Новое слово в книгоиздательское дело внесли иллюстраторы. Среди них и Евгений Чарушин. Все помнят книгу Маршака «Детки в клетке» с прекрасными чарушинскими иллюстрациями. Именно в тандеме Маршака и Чарушина родился этот шедевр детской литературы, вошедший в мировую историю книжного искусства.
Евгения Чарушина-Капустина, художница, правнучка Евгения Чарушина:
− Первый вариант этой книги вышел еще в 1935 году. Книга сразу стала популярной и довольно активно переиздавалась в последующие десятилетия. В 1961 году Евгению Чарушину предложили сделать новый вариант иллюстраций в более современной технике, с другим взглядом художника (потому что у любого профессионального творца творческий стиль с годами меняется и совершенствуется). И Евгений Иванович начинает работу над иллюстрациями, которая продолжается несколько лет. Эти иллюстрации становятся самим известным, классическим вариантом книги «Детки в клетке». В 1965 году за иллюстрации к этой книге Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. После этого книга довольно много переиздавалась, в том числе за рубежом на разных языках. Но на сегодняшний день, к сожалению, эти иллюстрации можно видеть только в оригиналах на выставке, поскольку в классическом виде книга не переиздается. Поэтому наша семья вынуждена представлять эти иллюстрации только в экспозиции.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в Вятке. Его отец, Иван Аполлонович Чарушин, тоже был художником, точнее архитектором, при этом главным – губернским. По его проектам строились не только дома, но и храмы. Отец вложил в сына любовь к миру и одухотворенное отношение к живописи.
Евгения Чарушина-Капустина:
− В Вятке Иван Аполлонович приобрел дом и, перестроив его, превратил в настоящую усадьбу семьи Чарушиных. Это был культурный центр города: там собирались писатели, музыканты, художники, проходили творческие вечера, обсуждения. И в такой удивительной атмосфере росли дети Ивана Аполлоновича, в том числе маленький Женя Чарушин − будущий известный художник и писатель.
Любовь к природе ему прививали с детства, в основном мама Любовь Александровна. Они вместе гуляли, ходили в лес, собирали семена растений и выращивали их в своем большом саду. Кроме того, со всей округи в дом Чарушиных приносили найденных птенцов, домашних животных и диких зверей. Чарушины их выкармливали, выхаживали и отпускали на волю. А Женя Чарушин наблюдал за ними и старался их рисовать. Конечно, часто рисование – это одно из детских увлечений, но Евгений Чарушин смотрел на то, как плодотворно работает его отец-архитектор (блестящий рисовальщик), и тоже захотел стать художником.
Окончив факультет живописи Академии художеств, Евгений Чарушин начинает работать над иллюстрированием детских книг. Он делает то, к чему у него всегда лежала душа, – рисует животных достоверно и трогательно, мастерски и с любовью.
Евгения Чарушина-Капустина:
− С конца 1920-х годов Евгений Иванович начинает сотрудничество с детским отделом Государственного издательства. И первая книга, которую ему поручают проиллюстрировать, − это «Мурзук» Бианки. Книга сразу же становится популярной: изобразительная стилистика Чарушина привлекает огромное количество читателей. Начинается сотрудничество Евгения Ивановича с Пришвиным, Ниной Смирновой и многими другими писателями. Кроме того, он иллюстрирует зарубежных авторов: Чарльза Робертса, «Стрикс» Свена Флейрона и других.
В 1930 году выходит первая авторская книга Евгения Ивановича «Щур», где он выступает и как художник, и как писатель. Теперь читатели знают Евгения Ивановича не только как иллюстратора писателей-современников, но и как автора собственных, удивительно натурных рассказов о природе. Выходят его авторские книги «Разные звери», «Вольные птицы», «Мохнатые ребята», «Цыплячий город». Изначально текста в книгах было совсем немного, преобладали иллюстрации. Текст служил лишь дополнением к рисункам. Позже Евгений Иванович начинает создавать более объемные тексты: он пишет о природе, о том, что он любит, знает, о своих детских впечатлениях. На детских воспоминаниях, например, выстраивается его книга «Джунгли − птичий рай», которая описывает жизнь маленького Жени Чарушина в том самом доме в Вятке.
Мало кто знает, что Евгений Чарушин рисовал еще эскизы костюмов и декораций для Кировского театра и ленинградского ТЮЗа. Императорский фарфоровый завод и сейчас выпускает фигурки по его образцам. Евгений Иванович брался за все и не прекращал работы даже в самые суровые военные годы. Но все-таки в первую очередь Евгений Чарушин – художник, воспевающий тварный мир (зверей и птиц), который, по словам преподобного Исаака Сирина, создан Богом как великолепный храм, отражающий Его величие и красоту. Мир природы увлекал Чарушина своими неразгаданными тайнами. Его он любил всем сердцем, этому учил своих юных читателей, а заодно и их родителей.
После войны Евгений Чарушин переживает пик своей писательской карьеры: выходят книги, которые по сей день есть почти в каждом доме: «Вот они какие», «Зверята», «Большие и маленькие», про Тюпу и Томку. Сюжеты для историй предлагала сама жизнь. Евгений Иванович был внимательным наблюдателем, способным на бумаге словом и кистью описать радость общения со зверями.
Главным героем многих рассказов Евгения Чарушина был мальчик Никита, впоследствии тоже ставший известным художником-иллюстратором и автором детских книг.
Евгения Чарушина-Капустина:
− Сын Евгения Ивановича Чарушина Никита был воспитан в лучших традициях всемирно известной ленинградской школы книжной графики. Конечно же, глядя на труды своего отца, на то, как работают художники и старшие товарищи, он тоже выбирает путь художника-иллюстратора книг о природе. Но его изобразительный язык заметно отличается от изобразительного языка его отца. Никита Евгеньевич также оканчивает живописный факультет Института имени Репина, после чего обращается к книжной и журнальной графике. В то же время он очень много рисует с натуры, делает этюды и наброски зверей и птиц в зоопарке, в живой природе. Конечно, это ему помогает в будущем в работе над иллюстрациями. Он сотрудничает с журналом «Нева», с детскими журналами «Веселые картинки», «Чиж», «Мурзилка».
Никита Чарушин начинает создавать свои авторские книги. Например, «Невиданные звери». Для своего времени (начало 60-х) эта книга уникальна, потому что возможность изучить зверей и существ, которых вживую никто не видел, была только в музеях. Изобразительно-творческий метод у Никиты Чарушина совершенно иной: более фактурный, живописный, есть в нем что-то даже от наскальной росписи, китайской и японской живописи. Вообще любой художник должен знать историю искусства, чтобы понимать, что было до него, и создавать уже что-то свое.
Еще у Никиты Чарушина есть замечательная авторская книга «Птицы», где коротко и ярко он словами описывает разных пернатых обитателей наших лесов и крупно изображает их. Он преподносит ребенку абсолютно реалистичный, достоверный образ без попытки имитировать детское рисование (как это сейчас модно). Ребенок – очень внимательный читатель и слушатель, и художник, писатель должен общаться с ним наравне. Поэтому книги для детей – это не такая простая задача, как кажется. Это долгий и упорный труд, и за него берется не каждый художник.
В то же время Никита Чарушин помимо своих книг иллюстрирует зарубежных и отечественных классиков: Киплинга, Бориса Житкова, Сергея Образцова (того самого, у которого был кукольный театр; не все знают, что он еще писал замечательные рассказы), Николая Сладкова, Виталия Бианки − всех самых любимых и известных писателей. Но в большей степени Никита Евгеньевич известен как иллюстратор книг своего отца. В книге «Моя первая зоология» содержатся небольшие рассказы Евгения Чарушина, а иллюстрации принадлежат Никите Чарушину. Я всегда обращаю на это внимание читателей и прошу внимательно читать имя автора и имя художника.
Иллюстрировал Никита Чарушин большой сборник рассказов под названием «С севера на юг». Это своего рода художественная энциклопедия о мире природы, животных начиная от самого Севера (Арктики) и заканчивая жаркими пустынями (то есть это книга обо всех природных зонах нашей страны). Она также выходила отдельными книгами по зонам: «В степи», «Во льдах», «В лесу», «В горах» и так далее. Позже по мотивам этой книги Никита Чарушин создает отдельные, импрессионические композиции, в которых проявляется скорее живописное начало художника. Эти рисунки были предназначены для создания альбомов под названием «С севера на юг», которые распространялись по библиотекам, школам (где-то они до сих пор сохранились). Там они также развешивались по стенам, и читателям, учащимся по ним рассказывали о мире природы нашей страны.
Отношение к творческой профессии имела и супруга Никиты Чарушина Полина Леонидовна. Она много лет работала техническим редактором в издательстве «Детгиз». И многие книги Никиты и Евгения Чарушиных были сделаны по ее макетам и выпущены под ее руководством. Воспитанная в творческой среде Наталья, дочка Никиты Евгеньевича (моя мама), разумеется, глядя на наследие своего деда и отца, тоже выбрала путь художника. В 1990 году мама окончила Институт имени Репина. В это время наступает период, когда хорошая детская литература, к сожалению, не издается (особенно о природе). Успевает выйти только одна авторская книга мамы «На все лапы мастера». Это книжка-картинка, где на каждом развороте немного текста и крупное изображение зверей и птиц. Книга рассказывает о том, как строят свои дома разные обитатели природы нашей Ленинградской области.
Примерно с начала 2000-х годов удивительным образом начинается сотрудничество Натальи Никитичны с японским издательством. Это издательство чуть раньше сотрудничало с Никитой Чарушиным. Книга Сладкова «С севера на юг» была переведена на японский язык и издана с иллюстрациями Никиты Евгеньевича. Позже было издано несколько его сборников на японском языке, вышел в Японии тираж открыток с рисунками Никиты Чарушина к произведениям Сладкова. На удивление, такие рисунки японским читателям понравились, несмотря на то, что в японском современном искусстве и литературе существуют сомнительные тенденции. Такое отношение к классическому русскому рисованию в книжной графике было удивительным.
То же издательство обращается к моей маме с предложением проиллюстрировать несколько книг. Сначала это были книги Сладкова и Бианки, переведенные на японский язык. Книги были хорошо изданы, в суперобложках. В этом издательстве удивительная позиция в отношении именно книг о природе: издатели убеждены (и эта позиция очень правильная), что ребенок должен с детства получать из книг достоверную информацию. Иначе как потом ребенка переучить? Он уже что-то увидел в книге, запомнил, поверил в это. Значит, то, что ему преподносится в книге, должно быть достоверным. Японские издатели проверяют все эскизы на достоверность. Привлекают к этому биологов, зоологов, орнитологов. Они проверяют, правильный ли окрас перьев, сколько пальцев на передних и задних лапах у зверей, где какое растение… Проверяют моменты, связанные с нашей русской природой, которые им не совсем понятны: например, почему черника и брусника могут расти рядом и как это происходит. Им приходится объяснять это с доказательствами, и они убеждаются, что все на самом деле так и ребенок не будет обманут. Поэтому, мне кажется, стилистика Натальи Никитичны за счет детальной проработки отличается от произведений Никиты и Евгения Чарушиных. Это очевидно, потому что специфика работы с японцами, конечно, накладывает свой отпечаток на создание иллюстраций.
У меня часто спрашивают, не было ли у меня желания стать еще кем-нибудь, кроме художника. Первые уроки живописи мне дал дедушка Никита Евгеньевич. Я наблюдала, как к нему приходят в гости его друзья, товарищи: соратники по книжной графике Май Митурич-Хлебников, Валерий Траугот, живописцы Владимир Прошкин, Герман Егошин и многие другие представители классической живописной школы и нашей отечественной школы иллюстрации. Я слушала их разговоры, с воодушевлением смотрела на них и, кончено, думала, что тоже стану художником.
Конечно, на мое становление повлияли и родители. Мама и папа познакомились на графическом факультет Института имени Репина. Папа занимается издательской деятельностью. В начале 90-х годов у него было издательство, которое публиковало классику (в том числе Евгения Ивановича) и опубликовало первую авторскую книгу моей мамы. Сейчас мы вместе занимаемся переизданием книг, курируем работу издательств, отслеживаем соблюдение авторского права. На сегодняшний день это очень важный момент, потому что управление наследием – вещь серьезная, важная, и, к сожалению, не все наследники художников, писателей это осознают.
Воспитываясь в нашей семье, я всегда хотела стать художником. По семейной традиции я поступила в Институт имени Репина на графический факультет. Там я изучала печатные техники, линогравюру, ксилографию, литографию. Параллельно с учебой в институте, изучением станковой графики мне стали предлагать работу над детскими книгами. Первой книгой, которую я проиллюстрировала, была книга о путешествии на ледоколе на Северный полюс «В гостях у белого медведя», автор Олег Бундур. Причем книга стала довольно популярной, и в 2019 году вышел уже ее второй тираж.
Далее я попробовала силы в работе над авторской книгой. Мне захотелось немного отступить от изображения природы северо-запада европейской части России и окунуться в мир африканских джунглей, изучить его, найти в нем что-то интересное, новое и поделиться своими впечатлениями с читателями. Здесь я являлась автором текста и иллюстраций. Текст преподносится в игровой форме: мартышка служит проводником в мир природы джунглей, и маленькие читатели путешествуют вместе с ней.
Кроме этого, конечно, я иллюстрирую и других авторов. Например, я иллюстрировала сборник произведений Геннадия Снегирева к 85-летию со дня рождения автора. Это один из моих любимых классиков, и я мечтала его проиллюстрировать. Его рассказы были темой моей дипломной работы в институте (я делала серию линогравюр по его произведениям). После защиты дипломной работы мне предложили в издательстве поработать над этой книгой, и я уже делала иллюстрации в смешанной технике. Это рисунок на переплет книги. На творческих встречах я читателям показываю оригинал рисунка и рядом ставлю книгу. Конечно, между ними всегда есть отличия, и такое сравнение очень интересно.
Для следующей моей авторской книги «Тайны сентября» у меня было сделано несколько вариантов рисунка на переплет. Один в более зеленой цветовой гамме, а другой в более желтой. И я никак не могла определиться, какой рисунок выбрать. В итоге я на одной из творческих встреч показала два рисунка читателям (маленьким и взрослым) и задала вопрос, какой рисунок им нравится больше. Все выбрали зеленый. В итоге он и попал на переплет. Мне очень понравилось такое сотрудничество с читателями, которое позже выливается в книгу.
Есть замечательный современный писатель Виктор Бован. Он живет в Омской области. Мы с ним активно сотрудничаем. Недавно вышла уже вторая наша совместная книга. Он автор рассказов, я – художник-иллюстратор и автор макета книги. Виктор Бован пишет в замечательной стилистике. Я бы поставила его в один ряд со Сладковым, Соколовым-Микитовым и Евгением Чарушиным. То есть это человек, который знает писательские классические традиции и ценит их. Естественно, он ничего не копирует, не заимствует, а пишет по-своему. Он описывает свои впечатления, свое мировоззрение в абсолютно понятной детям форме: с изображением звуков, запахов. Он умеет рассказать о паутине в лесу так, что дух захватывает.
В конце 2020 года к 120-летию Евгения Ивановича Чарушина вышла книга «Удивительное приключение маленького охотника». Я бы назвала ее рассказ-сказка. Написана и опубликована она была впервые в 1939 году в журнале «Чиж». После этого была публикация в 1971 году в сборнике рассказов Евгения Чарушина, и больше этот рассказ не публиковался. Поскольку это была не первая моя работа с текстом прадеда, я решила, что этот рассказ достоин того, чтобы быть изданным в виде полноценной книги. Таким образом, я создала целое издание, проработала макет, сделала иллюстрации. Сейчас эта книга уже есть в библиотеках, магазинах − с ней можно познакомиться.
Выставка к 120-летию Евгения Чарушина в Детской библиотеке истории культуры Петербурга вот-вот закончится. Но начнутся творческие встречи с писателями и иллюстраторами. Библиотеки – не пережиток минувшего, и в книгах не только прошлое, но и настоящее, и будущее наше и наших детей.
Автор и ведущая Марина Ланская
Записала Наталья Богданова
Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Ко дню рождения свт. ЛУКИ: Тамбовский период врача и архиерея
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 2 часть
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!