Учимся растить любовью. Сельский уклад жизни как помощь в воспитании детей

20 августа 2020 г.

Заниматься огородом, кормить козочек, печь пироги в настоящей печи – когда-то так выглядело лето многих детей, которых отправляли в деревню к бабушке. Однако у современных ребятишек бабушки сплошь городские, деревни пустуют, а коз можно увидеть только на картинке. Стоит ли возвращаться к тому, что кажется почти утраченным? И каким образом сельский уклад жизни, перенимаемый пусть ненадолго, помогает в воспитании детей? Узнаете из очередного выпуска передачи. 

Сегодня мы предлагаем вам окунуться в прелести сельской жизни и понять, как они могут стать средой гармоничного воспитания ребенка. Заниматься огородом, кормить козочек, печь пироги в настоящей печи – когда-то так выглядело лето многих детей, которых отправляли в деревню к бабушке. Однако у современных ребятишек бабушки сплошь городские. Деревни пустуют, а коз можно увидеть только на картинке. Стоит ли возвращаться к тому, что кажется почти утраченным? Этот вопрос перед нашими сегодняшними героями не стоял. Сначала они просто решили еще весной сажать картошку. Тут-то все и закрутилось.

Федор Иванович Тарабукин, руководитель проектов «Усатый нянь» и «Богатырская школа»:

– Мы не можем просто так сажать: мы организуем коллективную посадку вместе с детьми, с женами. После этого у нас песни, общий стол. Все началось с картошки, а потом мы стали сажать другие культуры. В теплице посадили огурцы, помидоры, горох. Начали осваивать сельское хозяйство. Дальше было еще интереснее, так как родилась идея сложить печку. Такой опыт у меня уже был: один раз я складывал печь в Абхазии на берегу Черного моря в семейном лагере, а в другой раз – с детьми в «Богатырской школе» на берегу Онежского озера.

Поэтому родилась идея и здесь всем вместе с отцами и с детьми сделать печку и испечь в ней первый хлеб. У нас был проект сделать это за пять дней, и за пять дней удалось успешно с нуля все сделать. Также возникла идея не покупать готовые материалы: печную смесь, кирпичи. Изначально мы собирались сложить печку из камней, но увидели развалившийся сарай и набрали там кирпичей. Потом мы искали, где взять глину. Очень интересно, что в этом проекте по складыванию печи нас сопровождало чудо. У нас не было ничего, кроме желания сложить печь и испечь в ней хлеб. Нужна глина, и тут едем и видим канаву, которая, видимо, рылась для водо- или газопровода. Выходим из машины, а там отличная жирная глина. Набрали глины, едем дальше и видим развалившийся сарай, где мы набрали кирпичей. В итоге у нас песок, глина и кирпичи есть, родители и дети тоже есть.

 Грядки разбили, печь сложили, хлеб испекли и увидели, что именно этого им всем и не хватало. Режим самоизоляции пришелся к месту, подсказав, что пора брать посильный контроль над жизнью в свои руки.

Федор Иванович Тарабукин:

– Чем больше внешних угроз, тем больше смысла людям объединяться. Раньше в основном у людей была угроза физического выживания. Они объединялись в общины, чтобы физически выжить. Сейчас есть угрозы другого характера: информационные, размывание ценностей. Поэтому идея объединения где-то на природе в сельской местности уже давно у нас витает. В связи с самоизоляцией она обострилась. Детьми все равно заниматься надо, воспитывать надо, объединяться надо. Поэтому самоизоляция послужила некоторым толчком, окончательным аккордом для того, чтобы запустить этот проект и двигаться к той мечте, которую мы уже давно себе представляем.

Осваивать сельскую жизнь оказалось очень весело. Дети включились сразу. Да и родители – в основном городские – открыли в себе новые таланты.

Участница проекта:

– У нас посажено поле разносортных тыкв. Федор Иванович привез прошлогодние семена с родительского огорода. Эти семена были замочены и посажены вместе с детьми. Здесь у нас взошла ленточная морковь. Неровными рядами, но тем не менее морковь будет своя. А здесь у нас местная достопримечательность – районированный чеснок, купленный в Ленинградской области. Мы ради эксперимента посадили с детьми два сорта чеснока: районированный и китайский. Разница колоссальная! Китайский чеснок из магазина чахлый, в два раза ниже, хотя ради эксперимента его сажали в один день со вторым сортом. Такая у нас огородная история. Также мы с детьми в местах, где не взошел чеснок, подсаживали календулу. Это было неделю назад, и вот она уже через семь дней расцвела. Мы сейчас цветы выкопаем и организуем клумбу в месте, где она очень нужна.

 Семей единомышленников собралось достаточно, чтобы образовать стихийный сельский семейный лагерь. Некоторые поселились в домиках, другие – прямо в палатках. Есть семьи, которые присоединились к проекту почти случайно и не пожалели.

Ольга Олеговна Глухова, многодетная мама:

– Мы спасались от карантина, оказались в этом прекрасном месте и совершенно случайно были вовлечены в этот лагерь. Дети сначала заинтересовались, смотрели, что там происходит. Их увлекли игры. Мы захотели в чем-то поучаствовать, чем-то помочь, и нам предложили помочь с организацией питания. Это и для нас интересный опыт, потому что я многодетная мама и постоянно озадачена вопросом, как накормить большую семью. А тут я готовлю на 40 человек, и теперь мне совсем несложно придумать, как накормить семью, потому что накормить 40 человек гораздо сложнее, чем пятерых.

Нам очень нравится наблюдать за тем, что происходит. Очень приятно видеть, как меняются дети, даже за эти пять дней. Они становятся более отзывчивыми, приучаются к труду. Они сами вызываются помогать по кухне. И девочки, и мальчики приходят, спрашивают, чем нужно помочь. Всё с удовольствием делают, стараются. Они довольно спокойно реагируют на критику. Если нужно что-то переделать, с удовольствием учатся. Для меня было неожиданностью, что некоторые мальчики проявляют интерес к готовке, интересуются, как готовить, спрашивают совета и даже высказывают какие-то предложения, что они хотели бы делать.

Так, на прошлой неделе у нас мальчики в последний день лагеря предложили приготовить безе. За неимением миксера они сами придумали, как можно взбить белки. Для этого они использовали шуруповерт. Мы им немножко помогли, подсказали рецептуру, и они с удовольствием готовили для всех.

Родители хором отмечают, что дети  стали куда инициативнее и самостоятельнее. Что же приводит к такому результату? В чем польза именно опыта сельской жизни семьями?

Федор Иванович Тарабукин:

– Большая польза в том, что мы создали общее пространство, среду закрытого двора, где находятся наши дети. Достаточно пару человек, которые сегодня занимаются детьми, а завтра чем-то другим. Я силен в столярном мастерстве, и мы этим занимаемся. Мой товарищ силен в кладке каменной печи, и он занимается этим. Кто-то умеет доить коз. У нас получается общее пространство, где дети могут широко охватить разные сферы жизни.

А сам по себе сельский труд, которого городской человек лишен, помогает естественным образом заниматься воспитанием детей через простые прикладные процедуры. Например, принести сено козе. Его принести надо? Надо. Ребенок несет сено, и помимо того, что у него есть цель накормить козу, оказывается, ему нужно скоординировать свои действия: взять сено на вилы, нести, чтобы оно не разлетелось. Если сено улетело, надо будет решать эту проблему. Так возникает множество задач, которых городской человек просто даже не понимает.

Возьмем хлеб. Для многих фантастика, что люди выпекают хлеб в печи, а он не в пакете в магазине растет. Мы здесь берем готовую муку, а вообще есть идея потом посадить зерно, вырастить его, размолоть и получить муку, то есть организовать полный цикл. Благодаря использованию естественного природного труда дети начинают видеть причинно-следственные связи и начинают уважать труд как свой, так и других людей.

Еще один плюс состоит в том, что, живя на природе, ребенок постоянно видит действующего и трудящегося взрослого. В городе он этого не видит. Взрослый в городе трудится, но он где-то на работе в офисе жмет по клавишам, и ребенок берет планшет или компьютер и подражает взрослому. А здесь ребенок видит, что все, особенно мужчины, постоянно чем-то заняты: работают топором, пилой, что-то носят, что-то делают, приколачивают, с техникой занимаются, со скотиной. Это задает некоторые ориентиры для ребенка.

 Дети, временно живя сельской жизнью, не только приобретают новые навыки, но и совершенствуют характер.

Федор Иванович Тарабукин:

– Дети приезжают и не могут скоординировать действия при работе топором, пилой, ножом. За несколько дней эти навыки обретаются. В городе занятие по освоению топора или ножа проводится в форме какого-то мастер-класса, где показывают, как делать, а на выходе получается что-то такое, что непонятно, куда пристроить. А здесь нужно срочно заострить колья, и у ребенка появляется конкретная задача. Он занят этим. Если у него не получается, спрашиваем, надо ли ему помочь. Если надо, начинаем объяснять, а потом требуем от него результат. После этого ребенок сам, желая получить результат, быстро начинает учиться. Он понимает, зачем ему этот топор, зачем нам этот кол и куда мы его потом воткнем.

Преображения видны. Но в большей степени я вижу преображение во внутреннем состоянии. Допустим, приезжает ребенок, который все время ноющим голосом что-то просит, общается так, а когда уезжает через несколько дней, он начинает говорить уже другим голосом и может спокойно объяснить свою позицию. Именно в этом я вижу основную пользу от пребывания ребенка в сельской местности.

Навыки – это очень здорово для городского ребенка, потому что он научится работать пилой, топором, увидит козу, научится ее кормить, ухаживать за ней, но основной для меня посыл – это именно внутреннее взросление, внутреннее созревание и становление в соответствии со своим биологическим возрастом. Многие дети, которые приезжают, выглядят большими детинами, а тоненьким голоском говорят: «Хочу то, хочу это. У меня тут порвалось, тут сломалось». И ждут какой-то реакции от нас вместо того, чтобы конкретно сказать: «Помогите мне сделать это, потому что у меня не получается». В конце концов так и происходит.

Каждое завершенное дело добавляет ребенку, и особенно подростку, уверенности в том, что раз он смог это сделать, значит, он может сделать что-то большее. Поэтому каждое расколотое полено, каждая затопленная печь, каждый испеченный в печи пирог, во-первых, дает море радости здесь и сейчас, а во-вторых, добавляет уверенности в способности твердо стоять на этой земле, ставить себе новые задачи и двигаться к ним.

Пригодится ли ребятам опыт складывания печи? Скорее всего нет. Но в процессе ее строительства с нуля они росли прямо на глазах; как в сказке.

Игорь Викторович Зиновьев, участник проектов «Усатый нянь» и «Богатырская школа»:

– Идея состоит как раз в том, чтобы показать детям не только причинно-следственную связь в создании того же хлеба, а еще и развить такие качества характера, которые помогут в жизни. Нет задачи научить их складывать печь, но есть задача научить их терпению. Потому что получать желаемое они все уже научились дома, просто надувая нижнюю губу, а вот для того, чтобы самостоятельно приложить усилия к тому, чтобы выпечь вкусные пирожки (которые, по моему опыту, еще никто не захотел выбросить козам или покормить лошадь, так как они все съедаются), некоторым не хватает терпения.

Они быстро загораются, сразу вовлекаются в процесс, будь то печь, лепка пирогов или проба начинки, но когда доходит до дела, проходит несколько минут – и кому-то уже интересно мяч гонять, кто-то уже поссорился, кто-то начинает канючить... Терпения не хватает довести дело до завершения. Поэтому мы здесь, в частности, развиваем терпение через прикладные занятия.

Сейчас мы сидим рядом с печью. Сегодня мы обмазывали ее глиной. Глину готовили два дня. Это не быстрое дело. Ее сначала надо замочить,  перемешать, чтобы комки разошлись. Это все делается вручную, а вчера ее ногами дети топтали в тазу. Потом они мылись. Если в глину захотели залезть, то потом нужно отмываться. А глина приставучая, и она оказывается не только на ногах, но и на штанах. Один ребенок начал мыть, не отмыл до конца, ушел, залез в палатку. В палатке испачкался спальник. Пришлось вытаскивать спальник. Так что на все сразу терпения не хватает.

Поэтому, на мой взгляд, терпение – один из очень важных аспектов в воспитании. Мы развиваем различные качества характера, в частности терпение, и делаем акцент на воспитании самодостаточных, самостоятельных ребятишек.

Теория возрастания через посильные испытания и радость их преодоления – одна из тем руководителей проектов «Усатый нянь» и «Богатырская школа», где с детьми занимаются исключительно мужчины.

Игорь Викторович Зиновьев:

– Нужно ли проходить эти испытания? Однозначно! У нас много мальчишек, и одна из специализаций в «Богатырской школе» – занятия с мальчиками младшего подросткового возраста, среднего возраста и старших подростков. Испытания – это ключевая форма организации занятий, на которых мы эти испытания и придумываем.

Испытания могут быть в самом разном исполнении, это могут быть игры, состязательные поединки, задачи, которые требуют от мальчиков мобилизации творческих способностей. Бывает, им приходится договариваться между собой. Я бы разбил все эти трудности, которые они преодолевают, на несколько больших блоков.

Первый блок, с которым нужно работать особенно подросткам и особенно мальчишкам, – все, что связано с выживанием. Например, носки мокрые – нужно их поменять, чтобы потом не заболеть. Нужно сохранить палатку сухой, нужно развести костер, нужно построгать ножом. То есть это все связано с тем, что в дальнейшем может привести к комфорту. Себя покормить, тарелку помыть, сделать шалаш (если мы их делаем), донести какой-то тяжелый предмет – возможно, не одному, а вдвоем. То есть все то, что связано с выживанием, что помогает человеку чувствовать себя комфортно в любых условиях.

Второй блок испытаний – научиться управлять своей силой. Есть ребята, у которых силы много, а куда ее тратить, они пока не знают. Из-за этого обычно бывает много ссор – туда их сила уходит. Некоторые начинают утверждаться за счет того, что обижают младших или тех, кто послабее, или новеньких, кто еще не вошел в коллектив.

Мы стараемся столкнуть их с очевидным проявлением этой силы, помочь им эту силу в себе увидеть и научиться ею пользоваться – будь то организаторские способности, громкий голос, напористость, физическая сила, деликатность, забота, которую они могут проявить, готовность поучаствовать в каком-то процессе и не выглядеть при этом тем, кто не хочет играть с ребятами. Проявлений силы у ребят много, они разные, наша задача – их разглядеть и показать ребятам возможности этой силой пользоваться.

Для девочек тоже находится место приложения сил и творчества. Да и игры все у детей общие. 

– Во все мальчишеские игры по дошкольному возрасту девочки очень охотно вовлекаются. Основная суть игрового процесса в получении радости от совместно созданного праздника. Так что в играх у нас девочки участвуют вместе с мальчишками, но им больше нравится помогать по кухне; например, наводить красоту. Им нравится помогать в том, что создает уют, комфорт, что радует глаз.

Эту тягу к эстетике мы поддерживаем, помогаем, например, девочке не бросать тряпку, которую она взяла, чтобы, доделав это дело, она тоже увидела результат и порадовалась тому, что свой труд сюда вложила и за чистый стол сама села. Приятно же? Конечно, приятно.

Жизнь на природе, как в большом дворе, дает детям свободу, но чтобы этой свободой можно было воспользоваться лучшим образом, нужны грамотные наставники, которые могут выстроить жизнь в коллективе так, чтобы не задавить индивидуальность каждого.

– Коллектив очень помогает индивидуальному проявлению человека только в том случае, если он правильно иерархически выстроен. Если в этом коллективе распределение ролей происходит хаотично, если мы отдадим это на откуп группе детей, то они там много чего нарешают – в основном это будут ссоры, обиды, затаенная злоба, желание отомстить, неготовность к сотрудничеству. В общем, много темных эмоций, которые будут запрессовываться глубоко. Это приведет к тому, что социализация будет требовать дополнительного внимания родителей и так далее.

У нас же здесь коллектив выстроен так, что вертикаль власти находится в наших руках – в руках воспитателей, взрослых мужчин. Не потому, что мы считаем только такую форму подходящей – мы прививаем детям понятие ранга. Мы здесь ранжируем и детей по возрасту, и себя по распределению задач, даем понять, что ранг связан со степенью ответственности, а большая степень ответственности дает больше свободы, так как за эту свободу я и несу ответственность. Если твоей ответственности не хватает на какие-то дела, то большей степени свободы я тебе дать не могу, потому что ты пока не имеешь воли ею распоряжаться.

Так же обстоят дела и в игре, которую мы заводим: есть разные игровые задачи, кто-то с ними справляется лучше, кто-то – хуже, кто-то просто участвует эмоционально, не вовлекаясь  действиями, кто-то участвует только в организации, но сам выходит из игры. Я считаю, невозможно говорить: вот мы сейчас заведем игру – и каждый проявит себя как индивидуальность. Если каждый проявит себя как индивидуальность, получится большой конфликт интересов. Соответственно, то, на что мы делаем упор, – это умение уступать и умение настаивать.

Не надо путать умение уступать с конформизмом, с социальным бессилием, с тем, что полностью подавляет мои желания и потребности. Но мы понимаем умение уступать как то, что помогает сохранить мир в отношениях с людьми – в любом коллективе. При этом нужно уметь настаивать на важном. А вот что важно, мы стараемся показывать и своим примером, и разговорами, и сказками, которые читаем, и через игровые сюжеты, которые выстраиваем.

Тогда ребенок понимает: «Мне важно вот это больше, чем вот это. Уступить сейчас для того, чтоб сохранить мир, я тоже могу». И это не «вынь да положь, потому что хочу». Таким образом, мы уже уходим в волевой аспект воспитания. Мы работаем с четырьмя видами воли. И один из видов воли как раз и развивается через умение уступать и умение настаивать. Это большая тема, по которой мы вскользь, широкими мазками прошлись.

И еще: за кадром осталось то, что день у этих семей начинается с молитвенного правила, им и заканчивается; так же и трапеза. Только все это не навязывается – организаторы уверены: в этом вопросе, как и в остальных, личный пример важнее всего.

Ведущая Марина Ланская

Записали Таисия Зыкова и Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать