Учимся растить любовью. Прикладная ботаника для детей

9 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Пока стоит хорошая погода, в воскресной школе Екатерининского собора в Царском селе проходят внеплановые занятия на свежем воздухе. Оказывается, изучая цветы и травы родного края, можно узнать многое из библейской истории, особенно если директор школы - прирожденный травник. О пользе прикладной ботаники для детей расскажем в нашем сегодняшнем выпуске. 

Большинство воскресных школ на лето закрываются. Открываются они только в конце сентября (некоторые даже в октябре). Но есть и исключения. Например, в Пушкине, в одном из красивейших пригородов Санкт-Петербурга, в Екатерининском соборе воскресная школа проводит летние выездные занятия. Они проходят на природе и учат тому, что окружающий мир разумен. Подробнее в нашем сегодняшнем выпуске.

Прогулка в ближайшем парке или сквере может стать полноценным уроком веры. Учащимся воскресной школы Екатерининского собора в этом плане повезло: их учитель Наталья Куликова знает о растениях если не все, то очень многое. С ее помощью детям Божий мир открывается в каждой травинке.

Наталья Валерьевна Куликова, директор воскресной школы Екатерининского собора:

– Несмотря на то, что это всё колючки и сорняки, Господь все равно проявил Свое милосердие: каждый сорняк полезен для человека и животных. Нет такой травинки, которая не несла бы пользу. Все было создано Господом на благо человека. Даже после того, как люди нарушили заповедь и были изгнаны из рая. Например, крапива. Колется, но ее можно использовать в пищу животным. Или лопух. У него неприятные колючки: цепляются ко всему, мешают животноводству (цепляются на шерсть овец, которая от этого портится), но это растение используют как лекарство.

Воспитанница воскресной школы:

– У моей крестной есть собака, и к ней прицепляются эти сорняки.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Да, потом их трудно вычесать. От растений есть и вред, и польза. Но пользы всегда больше.

Умение замечать во всем, что сотворено Богом, пользу для человека – один из шажков в духовном возрастании. Учить этому детей – значит вместе строить фундамент их жизни, в которой не будет места пренебрежению к природе. Наоборот, дети научатся бережно и с умом использовать дары природы.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Мяту используют и для напитков (чая, например), и для ароматизации кондитерских изделий (пряников, конфет). Это лечебное растение снимает спазмы, если болит голова. И для желудка она полезна.

Воспитанница воскресной школы:

– Как и ромашка.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Как и ромашка. Особенно если сочетать ее с мятой.

Есть разные виды мяты: лимонная, мелисса, котовник, перечная, болотная, полевая. Мята длиннолистная так красиво цветет! Это культурный вид − садовая мята. Она растет в саду. А есть растение, которое одичало. Я нашла его в поле.

Такие воскресные уроки нравятся и детям, и их родителям. Для маленьких непосед такой формат бесед о вере − лучшее решение.

Ольга Владимировна Михайлова, мама учащихся воскресной школы Екатерининского собора:

– Мои дети очень подвижные, их тяжело усадить. А тут они делают игрушки, собирают икебану,  делают поделки. В то время, когда они что-то делают руками, происходит их обучение. Им потихоньку, постепенно говорят о вере. Допустим, они делают ангела. И им рассказывают, что это за существа. Или во время прогулок дети слушают про библейские травы.

Мы участвуем в этом не первый раз. Детям очень нравится. Они с восторгом проходят эти маршруты. Они потом говорят: «Мама, пойдем есть сныть. Пойдем травку собирать». Даже на грядках на даче находят траву, о которой они говорили, и мне показывают. Мне это очень нравится.

Сколько трав, упомянутых в Библии, можно найти буквально под ногами! Пусть у нас нет иссопа и оливковых рощ, но кое-что найдется, если быть внимательным.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Мята упоминается в Священном Писании. Ее упоминает Господь, когда говорит о фарисеях. Это люди, которые жили на показ и делали якобы праведные дела, а на самом деле не были хорошими.

Воспитанница воскресной школы:

– Они были против Христа.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Они делали вид, что исполняют заповеди, а на самом деле не делали этого. В Библии сказано, что они давали десятину с мяты, аниса и тмина. А мята, анис и тмин были самыми дешевыми пряностями. Вместо того чтобы дать десятину с чего-то более дорогого, они давали десятину с самого дешевого. Фарисеи исполняли закон, но формально: давали десятину с мяты, которая росла повсеместно.

Еще у нас есть полынь. Полынь − тоже лечебная трава и упоминается в Священном Писании. Как правило, с полынью сравнивается горькая жизнь, которую Господь посылает за грехи в Ветхом Завете. Полынь горькая. Кто-то из пророков говорил: Бог напоил меня полынью, то есть дал испытать горькую жизнь. Мы с вами потом будем более подробно изучать Ветхий Завет.

Для того чтобы выйти с детьми в поле и найти там тысячи поводов для бесед об окружающем мире и Боге, нужно разбираться в теме. В Екатерининской воскресной школе все сложилось будто само собой.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Уже второй год с детьми и взрослыми мы проводим интересные экскурсии-прогулки по паркам города Пушкина. Даже ходили в поход в настоящий лес. Мы называем эти прогулки ботаническими. У нас существуют разные направления: есть прогулка «Любовь к ботанике»; есть прогулки, посвященные именно библейским растениям и травам. Это больше подходит взрослым: мы цитируем Библию; сравниваем различные растения, упоминаемые в Библии, с теми, которые растут у нас. Такая прогулка направлена не на ботанику, а именно на богословие. У меня есть соответствующее образование: я окончила курсы при Александро-Невской лавре и преподаю Закон Божий. Основное направление занятий «Библейские травы» − не травы, а Библия.

Как  родилась эта идея? Я травами увлекаюсь с детства. Лет в десять мне захотелось изучать растения, их полезные свойства, ходить в лес, по полям, болотам. Я была ребенком, которого можно было назвать ботаником: без посторонней помощи изучала природу Ленинградской области. У меня было две дачи с совершенно разной растительностью, и это было безумно интересно. Я изучала не только сами травы, но и их полезные свойства, пыталась лечить людей, хотела быть фитотерапевтом, врачом. Но жизнь сложилась по-другому: я не стала ни ботаником, ни врачом. Господь меня привел преподавать в воскресную школу Закон Божий и заниматься творчеством. Мы делаем различные поделки, шьем игрушки из ткани. Есть еще литературно-рукодельное направление, где мы изготавливаем героев разных книг и говорим о литературе.

В прошлом году мне пришла идея проводить библейские занятия по травам не только со взрослыми, но и с детьми: придумать для них что-то более простое. Так родились экскурсии, которые я назвала «Растения в мире сказок». Но они не просто о растениях из русских народных сказок (таких, как одолень-трава или трава, которая открывает все клады). Нет. Хотя об этом мы тоже упоминаем, потому что это наша история, наши легенды, предания, русские сказки, в которых много добра, много хорошего, интересного. Это тоже нужно знать. Но мы обращаем больше внимания на христианскую составляющую сказок.

Дети сейчас, к сожалению, читают мало и художественных произведений, и сказок. Я не встречала современного ребенка, который читал бы книгу «Кладовая солнца» Пришвина с удовольствием. Я пытаюсь рассказывать детям о каждой травинке, чтобы они относились к растениям с любовью, видели в них Божественный замысел и красоту Божьего мира. Нет ни одного растения, которое было бы похоже на другое. Они все уникальны (как и люди).

Каждое растение как притча. Например, иван-чай. Мы говорим о нем не только как о растении, которое само по себе красивое, но из него делают чай (он сейчас очень популярен), помогающий при  болезнях. Мы говорим, что иван-чай своими корнями дает тепло всем окружающим его травам. Там, где растет иван-чай, зимой не вымерзают другие растения. Мы обращаем внимание детей на то, какой пример мы можем взять с иван-чая. Мы можем согревать теплом, любовью близких. Мы не должны об этом забывать.

Говоря о растениях, легко перейти на христианские темы. Можно узнать, как мудро устроен Богом тварный мир и какие необыкновенные качества скрыты в обыкновенной траве под ногами.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Золотарник − от слова «золото». Смотрите, какой он красивый: в каждой метелочке много-много золотых звезд. В Библии про него ничего нет. Но золотарник лечебный, полезный. Прилетел он к нам из Канады. Представляете? Растения могут мигрировать, перемещаться. Где Канада, а где мы? Теперь у нас тоже очень много золотарника.

Воспитанница воскресной школы:

– Что он лечит?

Наталья Валерьевна Куликова:

–  Он лечит почки. И не только у людей, но еще, например, у кошек и собак (есть специальный сбор).

Золотарник очень красивый: много звездочек, будто спустившихся с небес. Мы обязательно используем его для поделок или нарисуем. Из него можно букеты осенью делать.

Из осенних трав можно делать не только букеты. Небольшой коврик из трав и цветов, что удастся собрать в ближайшем сквере, может сплести даже маленький ребенок. Такой коврик будет долго радовать вас и вашего ребенка своим ароматом, напоминая о познавательной прогулке.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Сегодня мы собрали много красивых цветов, трав: полынь, пижму, ромашку, тысячелистник, золотарник. Сейчас на память о лете мы с вами сделаем маленькие цветочно-травяные панно. Они выглядят как коврики. Такие коврики можно ткать на настоящем ткацком станке. Но у нас конструкция очень простая. У нас полевой вариант коврика-панно. Это картон, к нему приделана с двух сторон проволокой палочка. Фиксируем ее, далее делаем надрезы и наматываем плотно нитку. Ткут обычно снизу, а мы будем, наоборот, сверху подбивать нашу ткань из трав.

Берите любое растение. Я возьму тысячелистник. Манжетка не подойдет: надо растение с длинным стебельком. Возьмите полынь, пижму. Мы начинаем вплетать растение: с одной стороны − ниточка сверху, с другой − снизу. Вплели травинку − подбили плотнее наверх пальцами или ножницами. Потом берем следующую травинку. Можно взять мяту, она пахнет на всё поле. Теперь делаем наоборот: нитку, что была сверху, вплетаем снизу. С одной и другой стороны у нас трава.

Повторяя снова и снова эти простые действия, уже через 10–15 минут в руках окажется маленький коврик. О чем он будет напоминать? О теплых днях, веселой прогулке, чаепитии под деревом и о тех главных вещах, о которых говорилось как бы между делом.

Наталья Валерьевна Куликова:

– Такие занятия помогают развить память, внимательность. В ходе занятий дети многое стараются запомнить, тренируют память. Запоминают названия трав. Где-то я могу латинское название сказать или как будет по-английски зверобой. Мы говорим о том, где он использовался: вспоминаем исторические события, крестовые походы, когда рыцари брали с собой тысячелистник, чтобы в случае ранений помочь себе.

Конечно, я знаю не все. На самом деле очень мало. Мне еще многое нужно изучить. Но мне это очень нравится. Растения нужны не только для здоровья, через них можно открывать мир. Можно идти по парку, лесу и читать этот мир как открытую книгу. Есть Библия − написанная книга, а есть Библия, которую дает Господь, когда мы просто смотрим на природу, деревья, воду, небо, цветы. Цветы называют «кадильницы» − они пахнут для Бога. Например, примула вечерняя, которая пахнет только ночью, возносит Господу ночную молитву.

Мы спрашиваем детей: «Что вы ели?» − «Сныть». (Ее можно есть, она вкусная.) Но дальше мы не будем говорить, например, о том, почему Серафим Саровский питался снытью. Об этом можно поговорить уже позже: зачем Серафим Саровский вообще ушел из мира, стал монахом; для чего нужно монашество и так далее. Мы приходим к этому постепенно. Если ребенку дать сразу много непонятной ему информации, он будет ее отторгать. Поэтому я пытаюсь донести это до детей издалека, через простые вещи.

Со взрослыми мы говорим о волчцах и терниях, которые появились у нас после грехопадения. И что это за волчцы и тернии? Это те же самые колючки, которыми Господь проклял землю. Я на самом деле об этом нигде не читала. Мне пришла в голову такая мысль, и я доношу ее до детей: в этих волчцах и колючках все равно есть милосердие Божие и надежда. Каждое растение идет на пользу человеку. Та же крапива или репейник (его корни используются в лечении практически всех болезней). А красавку в любые супы можно класть, лечиться ею, чай с ней заваривать, животных ею кормить.

Такие растения есть не только у нас, но и в южных странах. Когда Библию переводили, переводчики многие растения перевели по аналогии. Например, русскому человеку было непонятно странное название и его перевели как крапива. И символом запустения у нас является крапива. Но какое же запустение, когда она такая полезная? Все равно есть надежда на Божие милосердие и уверенность в Божьей любви.

Учиться можно не только за партой. Весь мир − учебник. Нужно только понять, как его читать. 

Ведущая Марина Ланская

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать