Учимся растить любовью. О юных писателях

25 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Юным писателям и поэтам посвящается очередная беседа в студии. На этот раз у нас в гостях поэтесса, прозаик Наталья Анатольевна Лодеева, руководитель секции по работе с детьми и молодежью Ленинградского областного отделения Союза писателей России, член Межрегиональной организации «Объединение православных ученых», психолог. Говорить будем о том, как помочь ребенку развить талант, какой должна быть похвала, уместна ли критика и почему взрослые подсказки могут навредить.

– У Вас очень много проектов, посвященных развитию творческих способностей детей. Вы занимались и с детьми дошкольного возраста. Сегодня мы поговорим о юных писателях. Давайте определим, что такое детское литературное творчество. Когда оно начинается? Все ли дети им заражены?

– Эта тема мне действительно близка, я сама пишу и много работаю с детьми. Я предлагаю принять за предмет обсуждения следующее: произведение (проза или поэзия), написанное самим ребенком без участия взрослого, в котором обязательно должна быть какая-то сюжетная линия, смысл, социальная значимость. Это должен быть не просто набор предложений, а законченное целостное произведение. Будем говорить о произведениях и школьников, и дошкольников.

Человек сотворен по образу и подобию Творца. Он особенно счастлив в моменты творения, когда пишет музыку, картины, находится в процессе литературного творчества. С первых моментов овладения речью в нас заложено стремление к поиску смысла слов. Вместе с овладением речью мы осмысляем окружающий мир. Это очень интересный момент. Все родители, дедушки, бабушки наблюдали, когда маленькие дети начинают произносить какие-то слова, такое явление, как словотворчество. У детей есть несколько слов, понятных им. Чтобы быть понятыми своими дедушками, бабушками, мамой, папой, они составляют интересные, действительно понятные конструкции из этих слов. Детские высказывания периода перед школой очень философичны, глубоки и интересны. Все мы помним книгу Корнея Чуковского «От двух до пяти». Всем родителям, у которых есть маленькие дети, я советую сделать себе такой подарок: начните вести за детьми дневник, записывайте все их интересные высказывания, необычные слова. У меня есть такой опыт. Сейчас дочка уже взрослая, и мы с удовольствием перечитываем такой дневник.

Приведу такую метафору. Слово для ребенка в этот период похоже на конфету: если развернуть красивую обертку звучания слова, внутри будет начинка. Ребенок интуитивно хочет познать этот смысл. Эта удивительная пытливость наблюдается в раннем возрасте. К сожалению, мы, взрослые, потом ее утрачиваем. Когда идет какой-то диалог и люди употребляют неизвестные нам слова, мы боимся спросить, что они значат, из-за своей гордости. Мы просто киваем головой, обедняя себя. А у детей тысяча «почему». Я помню, когда дочка была маленькая, я уставала отвечать на ее постоянные вопросы. Куда деваются эти тысячи «почему», когда мы вырастаем? Ведь мир стал еще больше раскрываться перед нами. Что главное для взрослого? Поддерживать эту пытливость и дальше. Для этого есть и методики, и инструменты. Могу рассказать, что я использовала в своей практике, в своей работе с детьми.

– Это как раз то, на чем мне бы хотелось сделать акцент. Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок что-то сочиняет. Очень часто наше родительское поведение не развивает талант ребенка, а, наоборот, его гасит. Тут есть два ошибочных пути: неуемная критика в адрес ребенка и чрезмерное участие, когда мы постоянно поправляем ребенка и хотим, чтобы было лучше. Мы говорим ему: «Эта рифма здесь не очень хороша, давай ее поменяем».  И детское творчество заменяется взрослым. Таких примеров очень много. Они всегда заканчиваются плохо: ребенок перестает отвечать, перестает быть самим собой.

– Порой хватает одного неосторожного слова, и ребенок больше никогда не будет этим заниматься. С маленькими детьми надо быть очень осторожным (да и с подростками): они очень ранимые. Ребенок закрывается, сталкиваясь с нашим пренебрежением, невнимательностью, насмешками: «Что ты там такое придумываешь?»

Родителям необходимо вовремя замечать эти ростки, всеми силами их поддерживать, оберегать, очень тактично относиться к ребенку, если он делится с вами самым ценным. Нужно быть очень тактичным.

У нас на конкурсе «Берег мечты» есть очень интересное явление: читаешь детскую работу, но явно видно, что тут приложил руку взрослый. Одно из главных условий нашего конкурса (мы так и написали в положении): без участия взрослого.

– Творчество очень полезно, но некоторые родители думают: «Зачем ребенку писать стихи? Пусть лучше конструирует что-нибудь». Как Вам кажется, влияет ли на развитие ребенка в целом овладение словом и умение оперировать словами так, чтобы он умел что-то сочинить или написать?

– Влияет, конечно. Когда ребенок постигает осмысленную речь, одновременно он постигает и окружающий мир. Очень важно обогащение словаря ребенка новыми словами, понятиями. У меня была программа «Слововедение». Мы брали какую-то группу слов, например, на тему воинство земное и небесное. Это слова «доблесть», «честь», «милосердие», «воин». И по этой логике мы занимались овладением слов. У нас были удивительные результаты. Когда ребенок слышит слово, он его постигает, а не просто как-то поверхностно к нему относится.

Психологи часто считают, что коллективное детское сочинительство не очень характерно для предшколы. Несколько лет я вела программу «Сказочный дневник» в одном дошкольном образовательном учреждении. Она была утверждена в Академии постдипломного образования Санкт-Петербурга. Это серьезная программа, целью которой было воспитание умения владеть собой. Детям предлагались упражнения, в процессе которых обозначались ростки произвольной саморегуляции. В конце этой программы мы написали совместную сказку. Дети друг за другом повторяли небольшие кусочки текста и должны были суметь услышать своего товарища. Дети маленькие очень эгоцентричные: «Посмотри, как у меня!» А тут надо было слушать. Я записывала сказку на диктофон. Дети потом любили ее слушать: «Здесь я говорю». Им было очень интересно: где Миша, где Ваня. Потом я напечатала сказку на компьютере, сделала книжечки, в которых они сами нарисовали какие-то картинки. Это были дети от пяти до семи лет. Но такой же опыт был и с четырехлетками.

Я благодарна Богу, что в свое время познакомилась с филологами Василием Васильевичем Семенцовым и Светланой Ференцевной Щукиной. Они занимаются корнесловным методом, и я, благодаря им, стала частично работать в этом направлении. У нас был интересный проект в детском саду, который был воплощен благодаря педагогам. Я придумала и разработала проект «Русский корнеслов как метод духовно-нравственного воспитания». Дети занимались по этому проекту полгода, были очень интересные результаты. Проект направлен на поиск смысла слов. Например, «крыша» – «укрытие». Одна маленькая девочка говорит: «У птички крылышки, и она укрывает ими птенцов». Они стали слышать однокоренные слова, вместе с этим появилась какая-то пытливость. Для них это дополнительный опыт эксперимента со словом, занятия исследовательской деятельностью. Нужно заразить ребенка словом, обогатить его родную речь. Сначала он должен овладеть своим родным языком на глубинном понятийном уровне, а потом уже изучать иностранные.

– Ваши занятия с детьми помогают и их общему развитию, и устранению у них каких-то дефектов речи (не логопедического плана, а другого).

– Да, был интересный случай. На стыке веков я работала в частной школе. Мальчик (пятиклассник) плохо читал. Была веерная проблематика: он отставал по разным предметам, плохо говорил и имел какие-то поведенческие особенности. Дети не смеялись, но он сам был в напряжении, прятал его за истериками. Здесь целый комплекс проблем. Я не знала, что с ним делать. У меня первое правило – подружиться с ребенком и посмотреть, могу ли я как психолог дерзать общаться с ним. Это тоже очень деликатная часть. У меня получилось с ним подружиться, и он разговорился. Любому взрослому надо уметь слышать ребенка (даже через его мимику, поведение). И вдруг он начинает мне рассказывать про своего кота Басю. При этом у него пропадает внутренняя скованность, появляются хорошие эмоции, свободная речь. И у меня произошел психологический инсайт. Я говорю: «Какая интересная история! Она мне нравится. Пусть про нее узнают твои одноклассники, друзья, учителя». А я люблю животных и не лукавила (дети считывают, лукавите вы или нет). Он спрашивает: «А как же мы их познакомим с ней?» Я говорю: «А мы сейчас книжку напишем». Я предложила ему такой алгоритм действия: на занятиях со мной он рассказывал какую-то историю про кота, потом записывал ее, а дома завершал. Это был не урок, а интересное задание, тем более без оценки. Хотя ему могло это надоесть, но не надоело. Он приходил с написанным рассказом, и я просила его прочитать то, что он написал. Он действительно читал. Почерк плохой, ошибки есть, но он читал свободно. И что-то начало происходить, меняться в нем. Мне учителя говорят: «Он читает свободно!» Он не стал отличником, вундеркиндом, но он обрел некую свободу в обращении с текстом. И появились результаты и в учебе, поведение улучшилось. И это из-за простой сказки про кота. Посмотрите, какой эффект!

Такой эффект я наблюдала и при работе со старшеклассниками. Они писали авторские сказки с взрослыми людьми. Это сказкотерапия. Мы пишем про себя: о том, что есть в нашем сердце, в нашей душе. Иногда читаешь какую-то книгу и словно общаешься с близким человеком. Потом сердишься, что книга закончилась. А какая-то очень популярная книга не ложится тебе на душу, нет духовной встречи с автором. Автор мог просто нафантазировать, но в тот момент, когда он фантазировал, он переживал это. Мы все переживаем то, что сочиняем. Лев Толстой как-то вышел из своего кабинета весь заплаканный. Его спросили: «Что случилось?» − «Сегодня умер Андрей Болконский». Вот какая мощная переживательная сила творчества.

– Если мы в ребенке развиваем сочинительство, будь то проза или поэзия, мы даем выход его эмоциям. В каком-то смысле это психотерапия?

– Несомненно. Это действительно психотерапия. Есть такой момент: когда вам плохо, советуют выписать все на бумагу. Здесь другое: мы говорим о произведении, которое ты не для себя пишешь, а для читателя. В нем есть какой-то социальный, духовный посыл. Важно придумывать интересные, светлые темы везде, где вы с ребенком. Он будет думать именно в этом векторе добра. Паисий Афонский говорит: «Имейте добрые помыслы». Если вы будете думать, писать о небесном, то в момент создания этого произведения вы будете немножко ближе к небу.

– Сейчас многие скептически подумают: «Разве современным детям, а уж тем более подросткам, будет интересно говорить о чести, о небесном, духовном и так далее?» Ваши конкурсы, на которые приходит такое огромное количество работ, как будто бы отвергают это сомнение и утверждают мысль, что Вы правы.

– Мы с коллегой по оргкомитету Екатериной Кирилловной специально выбрали такие темы: «Земное и небесное», «Мои мечты о моем будущем», «Мои мечты о будущем моей страны» (международный конкурс), «Кем я буду, когда вырасту», «Природа родного края». Есть очень популярная тема – «Сказка». Но есть условие, чтобы она была с добрым нравственным уроком. Приходит масса работ. Дети откликаются. В 2019 году, когда мы только начали этот конкурс, к нам поступило порядка 500 работ из разных стран и регионов России. Это неплохо для молодого конкурса. Он проходит онлайн. А в 2020 году при этой тревожной ситуации в мире пришло более 1000 работ. Каждая работа была светлая, яркая. Дети не отражают какие-то тревожные состояния, которые наверняка их родители сейчас транслируют в семье, а пишут о добре, свете. Конечно, основная масса — это работы из России, но были работы из Италии, Германии, Швейцарии.

Мы рады, что Вы согласились в этом году быть у нас в жюри. Там были и бывшие сотрудники Детского экологического центра «Водоканала», и педагоги, и писатели, и деятели культуры. Очень интересный был состав жюри. Слава Богу, все соглашаются, ведь конкурс не имеет финансовой поддержки. Мы все сотрудничаем ради идеи, ради пользы. Все члены жюри отмечали, что работы трогают до слез. Они читают только отрывки текстов, а мы с Екатериной Владимировной прочитываем абсолютно все. И если даже эти отрывки трогают до слез, то мы обогащаемся духовно при встрече с такими замечательными авторами.

Хочется отметить, что мы все работы проверяем на плагиат. В прошлом году мы обнаружили, что одни родители прислали стихотворение 1948 года. В ответ мы ничего писать не стали. Хочется верить, что дети еще бесхитростные и до такого не додумываются.

– Как подсказывает Ваш опыт, творческий потенциал современной молодежи и современных детей угасает или нет? Многие считают, что современным детям это неинтересно.

– У меня есть очень интересный знакомый − таллинский писатель Арво Валтон (ему 85 лет в этом году). У него очень много интересных афоризмов. Я на Ваш вопрос отвечу его афоризмом: «Все время говорят, что молодежь портится. Но она не успевает испортиться, как вырастает и ругает уже следующее поколение».

Творчество изначально заложено в человеке, оно в нашей природе. Когда мы творим, мы особо счастливы. Литературное творчество, работа со словом не может иссякнуть. Другое дело, что будут разные формы.

Единственное, от чего становится грустно, это обеднение языка, употребление ненормативной лексики. Это происходит во всех кругах. Но что делать? Еще появляется специальный интернет-язык. Но всегда есть плевелы и зерна. Человек вырастает и начинает их отделять.

Задача семьи состоит в том, чтобы ребенок привык к красивой речи и выбирал те слова, которыми он хочет украшать свою жизнь. Еще хочется привести такие слова из проповеди великого врача с мировым именем святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Слово бесследно не исчезает, оно наполнено великой силой, энергией: или созидательной энергией добра, или богопротивной энергией зла». Вот почему слово очень важно. Все родом из детства.

– Скажите, что делать родителям, если в семье растет юный поэт или писатель?

– Непременно поддерживайте. Но не надо чрезмерно его восхвалять. Все должно быть в меру. Больше читайте детям сами, тогда они полюбят литературу. Одно дело – телевизор, компьютер, гаджет. Но когда мы вместе с ребенком что-то читаем или рассказываем ему,  ты мы передаем ему тепло своей души. Кроме того, ребенок может что-то спросить, а мы ему ответить. Идет обратная связь, а от телевизора ее не будет. Заразить любовью к литературе можно только своим личным опытом. Часы семейного чтения, семейного досуга можно сделать в любой семье. Это очень здорово. Даже если взрослые друг другу читают книгу, это очень объединяет. Я на опыте своей семьи это знаю. Если вы заметили, что у ребенка есть склонность к этому, поддерживайте ее, но ни в коем случае не раньте его душу. Он вам доверился, цените его доверие.

– Я знаю, у Вас есть несколько замечательных строк, которые могут стать окончанием нашей передачи.

– Да, маленькое стихотворение:

Святое дело – душу воспитать,

Сердца наполнить светлою палитрой.

Пусть малышей согреет благодать.

Растите их с любовью и молитвой.

Родитель, воспитатель, педагог,

Святое дело нам доверил Бог!

Ведущая Марина Ланская

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 09 декабря: 05:30
  • Суббота, 10 декабря: 08:05
  • Четверг, 15 декабря: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

По какой бы причине ни тревожился взрослый, его тревога неизбежно отражается на ребенке. Это понимает любой родитель, но подобное знание только усиливает тревожность. А если оба родителя в тревоге? Могут ли они поддержать друг друга, и почему вариант "давай бояться вместе" не работает? В этот раз поговорим с семейным психологом Елизаветой Пархоменко о том, почему тревога всегда деструктивна, и как сохранить в семье спокойствие, а детям дать уверенность, что рядом сильный взрослый, на которого всегда можно положиться.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать