Учимся растить любовью. Народные традиции празднования Рождества Христова

6 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этот раз окунемся в народные традиции празднования Рождества Христова. Вместе с этнографом Ларисой Марковой узнаем, что такое "темная милостыня", разучим колядки, поговорим о том, где и когда появился вертепный театр, и почему он особенно широко распространился в Сибири. Лариса Маркова собрала богатейший этнографический материал за время многолетних экспедиций в Поморье и другие регионы России, она поделится с нами своими уникальными знаниями.

Рождество − это повод вспомнить прекрасные традиции, окружающие этот праздник. Мы поговорим сегодня о вертепе и колядках, а поможет нам в этом этнограф Лариса Маркова.

Рождественский пост − время подготовки к празднику Боговоплощения. Как много можно за этот период узнать, обсудить и смастерить с детьми!

Лариса Федоровна Маркова, этнограф, педагог:

− Всю подготовку к посту мы уже с вами провели: напекли козули для встречи колядовщиков, украсили елку нашими рукодельными подарками. Теперь, когда наступит Рождество, может быть, вы сами захотите пойти к кому-то в гости и принести радостную весть о рождении Иисуса Христа.

Лариса Федоровна – этнограф-практик, то есть она не только собирает фольклорные традиции по стране, но и воплощает их в жизнь. Учить народные колядки − дело увлекательное, но начало должны положить все же тропарь и кондак. А дальше − необъятное поле для погружения в историю празднования Рождества на Руси.

Лариса Федоровна Маркова:

− Самая известная, удивительная, очень эмоциональная, яркая колядка – это «Небо и земля». Ее, наверное, поют все, потому что в Рождестве соединились небо и земля:

Небо и земля, небо и земля

Ныне торжествуют.

Ангелы, люди, ангелы, люди

Весело ликуют.

Христос родился, Бог воплотился.

Ангелы поют, славу воздают.

Пастухи играют, Пастыря встречают,

Чудо, чудо возвещают.

В каждом регионе свои колядки. Искать их и разучивать с детьми − значит  знакомиться с родной культурой.

Лариса Федоровна Маркова:

− Вы уже выучили тропарь и кондак. Их непременно нужно выучить, потому что, входя в каждый дом, вы будете просить разрешения: «Можно ли, хозяин, на вашем дворе прославить Христа?» Когда хозяин скажет: «Конечно, с радостью!», то вы будете петь тропарь и кондак.

Но нашему коллективу не хватает еще одного атрибута − рождественской звезды. Она отличается от других: у нее восемь концов. Именно за ней шли три волхва к той пещере, где родился Христос. И колядовщики напоминают нам тех волхвов, которые несут подарки. Но они приносят словесные подарки, а их уже одаривают. Это очень интересный обряд. Для этого мы с вами должны будем выучить, помимо тропаря и кондака, колядки (песни). Есть церковные колядки, которые пел причт, а есть колядки народные. Они тоже очень красивые, певучие.

Раньше колядовщики, или христославы, ходили не только со звездой. Например, церковный причт ходил с зажженным фонарем. Свечку ставили в фонарь для того, чтобы можно было пройти в метель и пургу. Мы даже записали на берегу Белого моря, как соловецкие монахи ходили по деревням. Каким-то образом они добирались до берега и пели. Была большая радость. Мы даже те песни записали.

Когда мы придем в дом для того, чтобы нас одарили, мы, конечно, споем тропарь. И нужно выучить еще величальные песни (их не так много) − колядки, которые величают хозяев. Колядовщики ходили от одного дома к другому, величали хозяев. А те их одаривали пирогами, деньгами и, конечно же, рождественскими козулями, которые было очень почетно получить (особенно на берегу Белого моря). Русский народ всегда был благодарным (это было очень важное для человека традиционной культуры качество). Хозяев, которые одаривали, благодарили, а потом говорили: «Спасибо этому дому, пойдем к другому». И шли к другому дому. В последнем или каком-то другом доме они могли задержаться: хозяева приглашали колядовщиков к накрытому столу, потому что гостей посылает Господь. Гостей могли не только угостить, но и показать им вертепное представление.

Сколько бы ни было вертепов, каждый из них имеет свои отличительные черты. Украинские вертепы отличаются от поморских, а те, в свою очередь, от сибирских.

Лариса Федоровна Маркова:

− На берегу Белого моря в деревне Гридино делали  маленькие вертепы. Это небольшая пещера, в которой были Иосиф, Мария, Младенец в яслях. Могли быть еще животные, пастухи, три волхва. Но суть была не в этом, а в том сокровенном маленьком пространстве, в котором сосредоточена вечность. У меня здесь волхвы, которые пришли и принесли свои дары Младенцу. Здесь зажигался огонек свечи. Колядовщики ходили по домам и пели очень трогательные рождественские песни.

На самом деле было очень важно прийти в дом с таким маленьким вертепом. Здесь не разыгрывалась никакая сцена. Было важно само событие Рождества.

В деревне Гридино мы записали еще очень удивительную традицию, о которой хотелось бы непременно рассказать, − это «темная милостыня». Это милостыня в темное время года. В деревне, в которой солнце вообще не всходит (появляется лишь отсвет от него), где очень тяжело жить, потому что не было электричества, фонарей, люди передвигались иногда практически в потемках. Поморы очень часто теряли главу своей семьи или братьев, то есть тех, кто мог обеспечить семью. Тому, кто потерял кормильца, очень непросто было выжить. И в поморском сообществе знали, кто нуждается. Они, понимая, как трудно жить, собирали тайную милостыню (это мог быть мешок с крупой или сахаром), давали ее детям, а те подвешивали ее к ручке двери в сенях (чтобы собаки или волки не съели). И это делали только дети. Такая тайная милостыня в самое темное время года учила детей тому, что не только у них Рождество, не только им хочется вкусно поесть. Кто-то, может быть, твой друг, с которым ты играл днем, сейчас очень нуждается, и твоя милостыня спасет его от смерти.

Сейчас в Сети нетрудно найти колядки. Но для глубокого осознания праздника даже детям нужна подготовка.

Лариса Федоровна Маркова:

− Для того чтобы очень интересно прожить Рождественский пост, есть «Книга рождественской радости. 55 дней», в которой описываются рождественские истории на каждый день. Самые волшебные истории происходят только в Рождество. В издательстве «Никея» вышли такие книги, в которых тоже много рождественских стихов и рассказов.

Есть еще книги о том, как отпраздновать Рождество, как можно устроить фольклорные праздники, как сделать звезду и испечь пряники. А есть книга, как сделать вертепное представление. Ведь нам интересно не только поесть за столом, но и разделить эту радость с друзьями, показав им и театр.

Вертепный театр разрушает обычное представление о театре, для которого нужно много зрителей, шума, света, аплодисменты. Вертепному театру нужна тишина, мало света и очень мало зрителей. Все происходит сокровенно. И даже в том вертепе, который расположен за моей спиной, нет кукол Христа, Иосифа, Марии. Там есть только иконы. И Христос не на первом плане, а где-то в глубине пещеры. В словаре Даля «пещера» − это нечто сокрытое. В этой пещере сокрыто от людских глаз самое важное событие на земле.

Вертепное представление, разыгрываемое каждый год, не устаревает, не ветшает. И снова, и снова смотрится как в первый раз.

Лариса Федоровна Маркова:

− Это было 2022 года назад. В далекой стране Палестине пастухи пасли свои стада. Было очень холодно в эту ночь.

Ночь тиха над Палестиной,

Спит усталая земля,

Горы, рощи и долины −

Скрыла все ночная мгла.

Сложно ли сделать вертеп своими руками? Это вопрос без однозначного ответа. С простым вертепом справятся даже новички, а можно ведь и произведение искусства сотворить. Но начать лучше с азов.

Лариса Федоровна Маркова:

− Вертеп – это  народный кукольный театр как часть святочных гуляний. Слово «вертеп» на старославянском языке означает «пещера». Сегодня пещера Рождества, как мы все знаем, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме.

Истоки вертепа восходят к западноевропейской традиции устанавливать в церквях ясли, фигурки Богородицы, Младенца, вола и осла. Чуть позже куклы стали более подвижные, стали выноситься в переносных ящиках из церкви на площади. В Россию вертеп проникает в конце XVII − начале XVIII века через Украину и Белоруссию. Первое направление, которое унаследовало украинскую традицию, из Сибири. Почему? Потому, что в Тобольске возникает греко-славянская школа. Туда посылаются из Киево-Могилянской академии учащиеся для работы в школе. И надо сказать, что у них был такой предмет, как разыгрывание вертепного рождественского представления.

Второе направление − это западные губернии: Новгородская и Смоленская. Здесь уже очень чувствуется влияние на кукольный театр белорусской батлейки. Надо сказать, что в столице Российской империи в XIX веке уже была известна семья потомственных вертепщиков Колосовых. Они через целое столетие пронесли интересные тексты, песни и саму традицию постановки вертепа. Они были ее хранителями.

Расцвет вертепа пришелся на XIX век. К этому времени он становится уже профессиональным промыслом. Известный этнограф Виноградов даже записал вертепный спектакль новгородских кукольников, которые ехали на волжском теплоходе на Нижегородскую ярмарку. В 1917 году (особый рубеж) вертеп, как и вся религиозная пропаганда, исчезает. И появляется он только в 1980 году с фольклорным ансамблем Дмитрия Покровского. Так уже в наше время начинается расцвет вертепных театров.

Любой традиционный вертепный театр состоял из двух ярусов: верхнего и нижнего. Часть вертепа была закрыта от зрителей бумагой, потому что рука вертепщика должна была незаметно передвигать куклы. Это и было волшебством. Верхний ярус всегда был более статичным. Обычно это была икона или статичная фигура Богородицы, склоненной над Младенцем. Это могли быть животные. В последнее время появился Иосиф. Куклы на верхнем ярусе двигались очень медленно, пели и говорили размеренно. Обычно верхний ярус выстилался цветами Богородицы – красивыми, нежными. Если это золотые звезды, то они достаточно скромные, нежные. То есть все здесь сохраняет тайну Рождества.

Нижний же ярус очень сильно отличается от верхнего. Здесь и куклы двигаются по-другому, и наполнен он другим (земным, тяжелым) богатством. Здесь много блесток. До революции люди даже старались найти какие-то обертки, фантики, чтобы это было безвкусно, блестело. И посередине обязательно стоял трон царя Ирода. Верхний этаж − это небо. Нижний этаж − земля. Дыра, в которую проваливался царь Ирод, − это ад. То есть вертеп − это маленькая модель мироздания.

Из чего делались куклы? Из глины, вырезались из дерева. Конечно, были обязательно прорези в первом и втором этаже для движения кукол. Но были обязательны еще и боковые двери, через которые куклы входили и выходили. Хотелось бы рассказать о персонажах разыгрываемой драмы: ангелы, которые возвещали о рождении Христа; пастухи, пришедшие поклониться Ему; волхвы с дарами; злобный царь Ирод, который понимал, что Младенец − это Тот, Кто может сместить его с трона (он так думал); воины; смерть, наказывающая Ирода за все его злодеяния, и змей, который тащит Ирода во ад.

Но как же проходило действо? Родился Младенец. Об этом, конечно, узнали первыми пастухи (ангел возвестил им), и они идут на поклон. Потом приходят волхвы. Они пришли сначала к Ироду, потому что думали, что Царь, Которого они вычислили по звездам, должен родиться именно в царском дворце. Ирод сказал, что не знает Его и что у него никто не родился. Но он сказал, что тоже хочет поклониться рожденному Царю, и попросил волхвов, которые к нему пришли, вернуться и открыть ему место рождения Спасителя. Но ангел Господень знал о корысти Ирода и сказал волхвам, чтобы они не возвращались. Волхвы ушли своей дорогой. А царь Ирод, поняв, что ему не откроется место рождения Спасителя, повелел всех младенцев (кто-то говорит, что от двух месяцев, кто-то − от рождения до двух лет), родившихся в это время где-то поблизости, убить.

Здесь выступает Рахиль, которая плачет о своем чаде и просит Ирода не убивать его. Но Ирод не соглашается и убивает младенца. В народном вертепе даже есть причет, плач Рахили. Мы же читаем Евангелие от Матфея, главу вторую, стих восемнадцатый о плаче Рахили. И ее плач идет от лица всех матерей, младенцы которых были убиты. Небо уже возопило, поэтому приходит смерть с косой и зовет Ирода. Она ему сначала дает шанс исправиться, показывает ему его неправоту. Но он не исправляется, и тогда смерть зовет змея, который тащит Ирода во ад. Есть даже такие веселые стихи: «Вот что с Иродом сталось, и усов от него не осталось». Вот и все действие. Обязательно в конце пьесы возвращались к Младенцу на верхний этаж, и, конечно, все заканчивалось рождественскими  песнопениями.

Если говорить о философии вертепа, то это синтез несовместимых вещей: визуального и вербального, высокого и низкого, сакрального и мирского. Это и историческое, и вневременное событие. Этот удивительный театр одного-единственного представления, которое развивается из года в год, становится центром вселенной. Он вписывается в христианский космос. Здесь разыгрываются самые важные события, происходит прикровенная сцена Рождества.

В вертепе, как и в истории Рождества Христова, земное встречается с небесным. Но смешивания зла и добра в представлении не происходит. Принцип разных ярусов соблюдается строго даже в мелочах.

Лариса Федоровна Маркова:

− Куклы вертепного театра всегда хранятся в разных коробках. Куклы разных этажей никогда не перемешиваются. Это тоже некая сакральная тайна.

В вертепе нет лишних персонажей, лишних слов и действий. Всё на своем месте. Одно простое на первый взгляд вертепное представление может стать поводом для многих размышлений и разговоров в кругу семьи.

Лариса Федоровна Маркова:

− Перед зрителем возникает пространство, в котором происходит нечто новое. И ветхое тоже меняется. Дело в том, что центральная точка всего вертепа, его центр притяжения − это Святое семейство. Именно туда стекаются линии всего представления. Этот центр наполнен молчанием и неподвижностью. На верхней сцене двигаются только волхвы, пастухи. В отличие от верха на нижней сцене движения резкие, темп, ритм, музыка, слова тоже другие: они не только земные, но совсем из другого мира.

Вертеп прикрывает тайну Рождества. Это кукольное представление − воспоминание о той рождественской ночи, когда вселенная перевела небесные часы и началось новое время.

Рождение Христа − это великое чудо и тайна. А в наших руках сотворить для наших детей чудо маленькое, посильное, но такое, которое может стать зерном веры, посеянным в детское сердце.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать