Учимся растить любовью. Игра в колядки для детей

14 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Двенадцать дней от Рождества Христова и до Крещения Господня длятся святки, время, когда мы славим родившегося Христа. Традиционно на Руси христославы, в основном дети, ходили по дворам, пели праздничный тропарь и рождественские колядки. Эти традиции живы и сейчас, например, в семейном клубе "Золотник". В этом году из-за пандемии хождение детей и их родителей по домам со звездой заменили на игру, которая воспроизводит народные традиции. Своей идеей они поделятся в нашем выпуске. 

Двенадцать дней от Рождества Христова и до Крещения Господня длятся святки – святые вечера. Это время, когда мы славим родившегося Христа. Рождество – в некотором роде детский праздник – всегда отмечалось на Руси с играми и забавами. Сейчас эти традиции возрождаются, уже без языческих компонентов, которые часто примешивались к святочному периоду. В своей семье, на своем приходе можно снова ввести обычаи славить Христа, как это делают в семейном клубе «Золотник».

Дарья Борисовна Николаева, иконописец, преподаватель семейного клуба «Золотник»:

– В прошлом году мы с ребятами ходили колядовать по Коломягам. И в храме спели. Детям вынесли много сладостей, они были счастливы. У нас и коза была. Очень интересное и веселое действо! Мы заходили в разные дома, конечно, договорившись с хозяевами. В городе не постучишься ко всем, как раньше или как в деревне, где люди друг друга знают. И дети счастливы, и те, к кому они приходят, потому что им приносят радость о рожденном Христе. Мне кажется, это здорово! Ребята стараются красиво пропеть колядки, смешно разыграть сценки. Мы ходили целый вечер, потом устроили небольшую вечерку у нас в центре: съели то, что наколядовали, поплясали, повеселились. Замечательно провели время!

Колядование для детей – это продолжение празднования Рождества Христова, когда славить Христа начинают за богослужением, а продолжают за церковной оградой.

Дарья Борисовна Николаева:

– Людей, которые шли со звездой, пели и возвещали о рождении Христа, раньше так и называли христославами. Дети ходили утром, днем, когда еще светло, а ближе к вечеру – молодежь постарше.

Павел Валерьевич Шалыгин, этномузыколог, преподаватель семейного клуба «Золотник»:

– Колядовать ходили и дети, и подростки, и молодежь, и даже взрослые. Колядовщики обычно брали с собой звезду на шесте. Она символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небе, когда родился Иисус Христос. С этой звездой они гурьбой шли к дому, возле порога сначала стучали в окно, спрашивали у хозяев разрешения поздравить их с Рождеством, повеличать Христа, получив одобрение, пели песни, тропари, потом то, что мы называем колядными песнями. В них обычно пропевают благопожелания и перечисляют атрибуты праздника:

Сею, сею, посеваю,

С новым годом поздравляю.

Или:

Маленький мальчик сел на стаканчик,

В дудочку играет, Христа поздравляет.

Благопожелания – это, например, описание богатого дома хозяина:

Иванов двор далеко в поле стоит,

На трех столбах, на четырех верстах.

А вокруг дома шелковая трава.

На улице зима, снег, но в песне описывается чудо: несмотря на время года, трава шелковая выросла, дом большой и богатый.

Насчет традиции колядования у Церкви однозначный ответ: если вы славите Христа и желаете добра тем, к кому приходите колядовать, ничего плохого в этом нет. Колядок, в которых поется слава родившемуся Христу, в народной традиции не счесть. Но как быть, если вы решили разучить с детьми эти прекрасные тексты и понимаете, что ходить сейчас по домам и исполнять их значит подвергать опасности себя и близких? У преподавателей клуба «Золотник» есть идея, которую можно взять на вооружение.

Павел Валерьевич Шалыгин:

– На занятиях мы с детьми изучаем традиционные народные песни, игры, знакомимся с праздниками и с их музыкальной составляющей. Праздник в народе всегда сопровождался музыкой. В преддверии Рождества мы готовим колядки. Если в прошлые годы у нас была возможность ходить по домам и поздравлять людей с праздником, то в этом году по объективным причинам ее нет. Мы решили выйти из положения следующим образом: инсценировать этот обряд с куклами так же, как ребята играют в солдатиков или танчики. В народной традиции дети разыгрывали многие обряды.

Ребята готовят домики, кукол. У нас есть сад, и в нем мы выставим их. В каждом домике будут хозяева – две куклы. У каждого ребенка будет своя кукла-колядовщик. Он будет этой куклой играть, петь песни, кричать «кричалки». Таким образом, мы воспроизведем весь обряд. Единственное, угощения предполагаются, конечно, настоящие, чтобы вкус праздника остался.

Домики и куклы тоже можно сделать в традиционном стиле. Так игра станет одновременно этнографической экскурсией.

Дарья Борисовна Николаева:

– Мы с ребятами изучаем народную роспись: мезенскую, городецкую, пермогорскую, волховскую. Но сейчас к святкам, к колядкам у нас была поставлена задача – расписать домики, пофантазировать и сделать их интересными. Буквально за пару уроков мы с ребятами эту задачу почти выполнили. Осталось еще немного, и наши яркие, веселые, праздничные домики будут готовы.

Александр Игоревич Хаминов, преподаватель столярного дела в семейном клубе «Золотник»:

– Мы решили сделать пустотелые домики, чтобы в процессе театрального представления не отвлекаться. Внутри будут конфеты, чтобы после колядок домики поднять и забрать сладости.

В домиках будут хозяева, ходить с песнями от домика к домику будут колядовщики. И все это игрушечное.

Анастасия Михайловна Демидова, этномузыколог, преподаватель семейного клуба «Золотник»:

– В этом году, к сожалению, из-за сложившейся в мире ситуации мы не можем заходить в дома к людям, контактировать с ними из соображений безопасности здоровья, поэтому был придуман другой формат. Мы сыграем в колядование, как в народной традиции девочки играли куклами, например, в свадьбу, воспроизводили настоящий, живой обряд.

У нас колядовщиками будут куколки. У девочек – куклы-девочки. Две для двух девочек уже сделаны. Они в верхней одежде, поскольку это уличное действо. Кукол в рубахах и сарафанах мы делали в прошлом году для других праздников. Для мальчиков мы решили сделать кукол-мальчиков в портах и рубашке. Но пока всё только раскроили.

Кроме того, в рамках освоения разных женских ремесел и занятий мы с девочками учимся вышивать в разных техниках. Вот это, например, можно сделать кукле на фартук. Так планировалось. Тут тоже, если узор продолжить, можно вышить украшение на костюм для куклы.

Изготовление подобных кукол может стать прекрасным семейным досугом в зимние вечера. Процесс наверняка увлечет всех.

Анастасия Михайловна Демидова:

– Сначала делаем основу: туловище и голову, – а потом выкраиваем одежду. При этом стараемся максимально приблизиться к оригиналу. Сарафан, например, сделан с лямочками. Так, для этих поддев мы даже учились пришивать рукава. Это непростой крой. Девочкам, конечно, бывает трудно остановиться. Они хотят все побыстрее доделать, чтобы в конце урока увидеть уже готовый результат.

Подобный досуг позволит детям познакомиться с традиционным русским костюмом, поработать с натуральными тканями, освоить кропотливый ручной труд.

Анастасия Михайловна Демидова:

– Девочки постепенно через изготовление сначала самих кукол, а потом одежды для них и каких-то элементов костюма осваивают женское ремесло, учатся шить. Сейчас редко встретишь женщину, которая сама может сшить себе костюм. А когда-то в старину это был обязательный навык, женщина одевала себя и свою семью. Это очень важный этап воспитания. Через изготовление таких уменьшенных в размере элементов одежды девочки потихоньку осваивают костюм: сарафан, фартук, рубашку. Мы смотрим, как это все скроено, отрабатываем основные ручные швы, потому что в старину всю одежду шили руками. Постепенно мы перейдем к тому, что начнем вышивать собственный фартук к своему костюму. У девочек есть традиционные народные костюмы, но нет фартука. Я так задумала, что, осваивая вышивку сначала в уменьшенном размере, девочки потом сделают себе праздничный фартук. Это постепенное приобретение очень важного жизненного навыка, которым когда-то владели наши бабушки и прабабушки, и это не было чем-то выдающимся. А сегодня получается, что мы учим их чему-то особенному.

Если девочки охотно будут делать кукол, мальчикам обязательно понравится мастерить для них домики. И это тоже может стать этапом знакомства с народными традициями, в этом случае архитектурными.

Дарья Борисовна Николаева:

– В этом году мы выбрали совсем простой вариант, так как у нас было мало времени. Домики вышли немного фантазийными, с ориентацией даже на пряничные домики, с интересными наличниками, которые мы потом распишем. В принципе, можно было бы поставить перед собой более сложную задачу и взять, например, северную избу. Я думаю, что в следующем году мы возьмем северную избу и заодно изучим ее устройство, архитектуру. Можно взять интересные образцы купеческих домов, распространенных на Волге, с первым каменным этажом, где часто располагались лавки, и вторым высоким, где жили сами купцы с семьей.

С детьми можно поговорить об архитектуре разных домов, смастерить самую простую, но интересную избу. Необязательно делать ее из фанеры, как у нас ребята вырезали на столярке, можно из самого обычного картона, да и вообще из любого материала.

Такая игра детям хорошо запомнится, да и просто это будут веселые семейные вечера, к участию в которых можно привлечь всех, от малышей до бабушек и дедушек.

 Сейчас часто под праздником и отдыхом подразумевают «ничегонеделание». Учить детей отдыхать за интересным делом – воспитательная задача.

Дарья Борисовна Николаева:

– Конечно, в первую очередь, на мой взгляд, это атмосфера коллективного труда. Когда дети в классе что-то вместе делают, они чувствуют свою общность: что-то произвели вместе, происходит радость творчества. В кругу семьи – это тоже созидание, совместный труд, который всегда ведет к объединению братьев и сестер с бабушкой и дедушкой, с мамой и папой. Это всё новые связки, потому что когда мы просто общаемся (говорим), то это одно дело, но когда мы что-то делаем вместе, то показываем себя уже с другой стороны, и здесь уже нужно находить подходы друг к другу. Поэтому, мне кажется, в первую очередь это учит взаимоотношениям. Затем, конечно, и определенной усидчивости детей, особенно младших школьников или дошкольников: им достаточно сложно владеть кисточкой, делать все аккуратно − приходится потрудиться. Это учит развитию хорошей моторики и воображения. Так что плюсов в этой работе очень и очень много.

Совсем необязательно мальчики будут исключительно столярничать, а девочки шить. Бывает наоборот, и нередко. Роспись тоже одинаково увлекает детей обоих полов и любых возрастов.

Дарья Борисовна Николаева:

− Я занимаюсь со многими детьми уже более трех лет (с некоторыми и четыре года): начинала с дошкольниками, а сейчас они уже во втором классе. Я вижу разницу в самих детях: как они ведут себя, нравится им или нет (в принципе, нравится всем), но я не вижу, чтобы девочки, например, были более усидчивы. По опыту могу сказать, что они все разные, каждый ребенок индивидуален.

Традиционная роспись не предполагает буйства фантазии: в ней есть правила и рамки. Зато, проникая в тонкости этого мастерства, можно тем самым выстроить незримый мостик между прошлым и настоящим, а это не менее интересно, чем полет фантазии.

Дарья Борисовна Николаева:

− Очень  интересно наблюдать, как реагируют дети, которые вначале совершенно не были знакомы с таким изобразительным языком, как народная роспись. Им, например, очень тяжело пользоваться только определенными цветами: красным, желтым, зеленым, синим. Они начинают переживать: им хочется розового цвета, блесток. Но обычно это продолжается урока два-три (я говорю про ребенка, который только пришел). После этого они уже сами понимают, что интересно пользоваться только этими цветами. Потому что это изобразительный язык. Мы с ними проводим аналогию с иностранной речью: если  будешь говорить какую-то белиберду, то это не значит, что ты говоришь по-английски или по-итальянски. Может быть, это даже звучит красиво и кажется, что это иностранный язык, но тебя ни один человек не поймет. В иностранном языке есть определенные слова и правила. Так же и в народной росписи: если  хочешь, чтобы тебя поняли, ты должен пользоваться определенным сочетанием цветов и пластических  форм. Если  используешь эти элементы и цвета, то люди тебя поймут − прочитают по росписи то, что ты хотел сказать. Это очень интересные моменты, дети их хорошо улавливают и не просто копируют, а учатся говорить языком народной росписи: придумывают сами композиции, пользуясь известными им элементами, определенными цветами, сюжетами, распространенными в этой росписи. Поэтому мне кажется, что дети, начиная заниматься, хорошо втягиваются в это (лучше, чем взрослые) и очень хорошо общаются на языке народной росписи.

Куклы и домики для христославления – лишь подмога, главное – это праздничный тропарь и народные песни, возвещающие радость Рождества Христова. Найти их сейчас, в эпоху Интернета, несложно, а пользы от их разучивания немало.

Павел Валерьевич Шалыгин:

− Через творчество, песни происходит развитие музыкального слуха, голоса, раскрытие творческой сути, раскрепощение ребенка. Плюс  приобщение его к традиционному пласту, опыту поколений, накопленному веками, который обогащает внутренний мир. И, конечно, это общение детей между собой (вероятно, в наше время это самое главное). Дети превращаются в небольшую общину, которая сама выстраивает свою жизнь: мы готовимся к праздникам, разучиваем песни. Сейчас мы объединились все ради одной цели, и у нас есть возможность проводить и другие занятия для детей: на одних занятиях делают кукол специально для праздника, на других − деревянные домики, потом расписывают их, то есть у нас получается некий комплекс. В песне, в пляске выстраивается общение ребят. Это способ общения, который нам, современным людям, может быть, сложно понять в силу культурных особенностей нашего времени, но этот опыт очень важен.  

Для детского рождественского праздника и праздничного христославления пандемия не помеха – так с фантазией и без риска для близких участники семейного клуба «Золотник» все-таки проведут святки в согласии с традицией. Ничто не помешает и нам последовать их примеру.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записали Таисия Зыкова и Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать