Учимся растить любовью. Детские страхи

16 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этот раз у нас в студии в гостях - психолог Мария Василенко, член Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга. Тема беседы: "Детские страхи". Поговорим о том, откуда берутся страхи у детей, научимся отличать норму от патологии и разберем возможные пути решения проблемы.

− К нам от телезрителей приходит очень много вопросов, посвященных именно детским страхам. Иногда о них упоминается вскользь в перечне других проблем. Иногда родители прямо пишут: «Мой ребенок панически боится собак. Не знаем, что делать и к какому специалисту обратиться. Как решить эту проблему? Уже и собаку завели, а он все равно боится». И так далее. То есть с детскими страхами сталкиваются, наверное, все родители в тот или иной период времени. Многие родители считают, что страхи проходят сами собой. А некоторые обеспокоены тем, что они не проходят или оставляют неизгладимый след в душе ребенка, влияющий потом на качество его жизни. Поэтому будем разбираться, какие из детских страхов нормальные (физиологические) и действительно проходят, а какие требуют помощи специалиста. Итак, откуда же берутся детские страхи?

− Когда я ехала сюда, в машине по радио шла передача о политиках, которые действуют под влиянием страхов. И я поняла, что эта тема действительно актуальна. Наверное, таким образом сейчас у взрослых проявляются те страхи, которые они в своем детстве не перебороли.

Мне хочется начать с того, что такое вообще эмоция страха (чтобы родителям было понятно, с чем они имеют дело). Мы не будем глубоко погружаться в эту тему. Есть, например, основные цвета, а есть оттенки, которые получаются, когда мы смешиваем основные цвета. То же самое происходит и с эмоциями. Есть четыре основные эмоции: радость, гнев, страх и печаль. Их компиляция дает другие оттеночные эмоции. Например, обида − это гнев и страх.

Страх − это базовая эмоция человека. Ее переживают все: и взрослые, и дети. Это абсолютно нормально, физиологично. Вообще хороших и плохих эмоций не существует. Каждую эмоцию нам Господь дал для чего-то. Страх основан на инстинкте самосохранения. Он информирует человека о том, что приближается опасность. При этом опасность может быть мнимая и реальная. Если на вас бежит злая собака, это реальная опасность. Если вам кажется, что кто-то не очень хорошо говорит о вас, или вам нужно выступать публично, сдавать экзамен, это не реальная опасность, а мнимая (угроза вашим ценностям).

Откуда берутся детские страхи и почему они так или иначе появляются в разном возрасте? Есть три основные фактора. Первый − биологический (или физиологический), когда у ребенка особенным образом работает мозг или есть какое-то врожденное или приобретенное заболевание, неврозы. Это, конечно, будет причиной развития у него тревожных состояний. Надо помнить об особенностях своего ребенка.

Второй фактор − психологический. У каждого ребенка разный тип нервной системы: у кого-то сильная нервная система, а у кого-то слабая. Это не плохо и не хорошо. Это как цвет волос или глаз – у каждого с рождения свой. Мы же не говорим, что голубые глаза – это хорошо, а карие – плохо. Просто у ребенка процессы торможения и возбуждения сочетаются по-разному. Есть дети подвижные, возбудимые, с хорошо развитой фантазией. Маленький клубок, кусок бумаги или пакет в углу такому ребенку может показаться монстром. Он будет чаще бояться, чем ребенок с сильной нервной системой, но благодаря тому, что он больше фантазирует, он сможет стать писателем или приобретет какую-то другую творческую профессию.  

Третий фактор − это социальное окружение ребенка: как он воспитывается, в какой семье растет, как взаимодействуют между собой его родители, как общается ребенок в садике или в школе с другими людьми; один он в семье или у него много братьев и сестер. Совокупность этих трех факторов дает свою, как говорят психиатры, клиническую картину: каким страхам будет подвержен ребенок, как он с ними будет бороться, как быстро их переживет, нужна ли ему будет дополнительная помощь.

− Мы уже сказали, что страх − это совершенно предсказуемая и нормальная реакция. В принципе, все дети переживают его в какой-то период времени. Расскажите, как появляется страх и когда он перестает быть нормальным?

− Страхи бывают у всех. Особенно много страхов переживают дети в возрасте от рождения до младшего дошкольного возраста. Почему? Потому, что в этот период жизни у детей особенно активно развивается эмоциональная сфера (а в подростковом возрасте развиваются уже когнитивные, мыслительные функции). Понаблюдайте за детьми: они каждую эмоцию испытывают очень сильно. Если ребенок обрадовался, то это сразу восторг. Если испугался, то это тоже бывает достаточно сильно. Но есть такое понятие, как «эмоциональная заражаемость», когда ребенок заражается эмоциями взрослого.

− Реакцией родителей?

− Да. Если залаяла собака, а у мамы уже подкосились ноги и она истошно кричит: «Уберите собаку!», то непонятно, ребенок испугался собаки или реакции мамы. Первое, что нужно делать родителям, − это следить за своим эмоциональным состоянием. Родители (или тот человек, который находится большее время с ребенком и к которому у него есть эмоциональная привязанность) должны сами оценить, в каком эмоциональном состоянии они находятся и могут ли быть, как говорит Людмила Петрановская, альфа-родителями. То есть такими людьми, которые могут вести за собой, быть спокойными, уравновешенными, вселяющими уверенность в своего ребенка.

Вторая причина появления страхов у детей − это запугивание. Тот же тревожный родитель может рассказывать своему ребенку обо всех страхах этого мира. Но, мне кажется, в православной семье этого в разы меньше (я это вижу по своей практике). Верующие родители говорят ребенку, что есть Господь, Который руководит нашей жизнью; есть небесное воинство, ангел-хранитель. Тема смерти в такой семье легче объясняется ребенку и легче им переживается. Хотя запугивание бывает и в религиозных семьях. Я столкнулась с этим в своей практике: родители запугивают детей адом, бесами, мытарствами. Но ребенок это пока не воспринимает. Ему нужно все-таки говорить о любви, красоте нашей веры и о том, что Господь руководит всем, что происходит с нами.

− Видимо, отсюда и берется миф (он достаточно распространен), что некоторые фобии и страхи передаются по наследству. Они передаются, конечно, не генетически, а появляются благодаря именно нашим тревожным состояниям, которые мы транслируем своим детям.

− У ребенка может возникать страх, если, например, он уже с раннего возраста знает, что такое медицинские манипуляции. Он боится врачей, уколов, поликлиники или больницы. У него уже есть фобический страх. Также если родители ругаются между собой или агрессивно ведут себя по отношению к ребенку, это провоцирует у него тревожное расстройство. У ребенка может не развиваться так называемое базовое доверие к миру, если в семье нарушена иерархия и очень авторитарная, агрессивная мать командует всеми. Чаще всего именно мама является тем человеком, который вселяет в ребенка ощущение безопасности и любви. А если мама агрессивна, базовое доверие к миру ребенка не подкрепляется ее поведением и словами. Также очень часто причиной появления страхов у детей является то, что родители не воспринимают их страх всерьез. Они или высмеивают его, или игнорируют, или навешивают долженствования: ты мальчик и не должен бояться.

− Хотелось бы понять, почему родители так себя ведут? Им кажется, что страх действительно под собой ничего не имеет? Например, страх темноты. Именно с таким вопросом обратилась к нам телезрительница. Она написала, что ее раздражает (мне кажется, это ключевое слово в этом вопросе), что у ее ребенка, который уже учится в четвертом классе, до сих пор сохраняется страх темноты. Ей кажется, что ребенок в четвертом классе уже не может бояться темноты, потому что это неопасно. Почему возникает страх темноты? Прокомментируйте эту историю.

 − Мы начали нашу передачу с разговора о том, что такое эмоции и какую роль они играют в нашей жизни. Представьте, что мы родились с внутренним мусорным ведром, в которое скидываем все переработанные эмоции. Чаще мы отправляем туда какие-то негативные эмоции: страх, обиду, вину, стыд. Мы  кидаем и кидаем в это ведро эмоции и не опорожняем его. Эмоции начинают разлагаться внутри человека и приносить вред нашему телесному, психологическому, душевному здоровью.

Телезрительница, видимо, давно не опорожняла свой контейнер с негативными эмоциями. Она, к сожалению, не понимает, что только опорожняя его (то есть обращаясь к специалистам, работая самостоятельно, проходя групповую работу или индивидуальную терапию), можно принять в себя эмоции своего ребенка. Например, играл малыш с мячиком, загнал его под шкаф и злится. Нас это может сильно раздражать, потому что у нас и так много проблем. Или мы можем спокойно сказать: «Ты сейчас злишься». Или ребенок подошел к темной комнате, и мы видим, что он боится: «Я вижу, что ты боишься. Это нормально. Давай мы с тобой сейчас сыграем в игру: возьмем по фонарику и посмотрим, что в комнате. Давай не будем включать свет». Это же такое приключение! У детей дошкольного возраста основная деятельность – игровая, и все, что происходит, нужно превращать в игру. Дети легко в это включаются. В том случае, если у мамы нет ресурса на то, чтобы играть, я бы порекомендовала ей пройти терапию. Не нужно игнорировать помощь.

− Прекрасный совет. До этого мы говорили о том, как не нужно делать, теперь давайте поговорим о том, как нужно. Я уже поняла, что игра − наш главный помощник, но, наверное, есть детские страхи, которые не так легко преодолеть. К чему нужно быть готовым родителям?

− Родители не должны игнорировать, высмеивать ребенка и наказывать его за страхи. Они должны относиться к страхам достаточно серьезно; спрашивать детей, что те чувствуют, почему им кажется так или иначе. Есть разные виды страхов. Есть, например, бредовые страхи: ребенок не хочет ходить на горшок, есть определенный продукт, боится проявлений природы (ветра, огня). Все это может быть психологическим симптомом, поэтому к этому надо отнестись очень серьезно. Для того чтобы услышать ребенка, надо принимать его таким, какой он есть. В семье должна быть спокойная обстановка.

Если есть проблема, должна быть регулярная помощь специалистов. Например, у меня был на консультации мальчик, у которого были разные страхи. Вместо того чтобы работать с этими страхами, мальчик впал в зависимость от компьютера. Таким образом он расслаблялся. Родители же, которые транслировали гиперопеку, покупали ему новые игры. Конечно, это не то, что ему было нужно.

Если есть страх темноты, нужно не давать детям смотреть разные ролики в Интернете. Следите за этим. За два часа до сна детям не нужно ни смотреть телевизор, ни сидеть за компьютером, ни играть в какие-то игры. Нужно с ними читать, разговаривать, заниматься чем-то спокойным. Бывает, напугала собака: большие собаки сильно лают, маленькие высоко прыгают (хотят общаться) и тоже пугают детей. Тогда мы рисуем большую страшную собаку, а рядом, например, милых щенков. Оказывается, у этой злой собаки есть щенки,  она тоже мама. Потом мы рисуем поезд и отправляем собаку отдыхать, составляя на основе рисунка рассказ. Можно страхи ребенка слепить, а потом из этого вылепить что-то другое.

То есть первое − это внимание к ребенку. Второе − это спокойная атмосфера. Третье − арт-терапия. Мы всегда можем сочинить сказку о страхе. Есть даже специальные книги с историями и сказками для детей разного возраста, которые подвержены страхам. Можно посмотреть мультик, например, про бегемота, который боялся прививок. Затем обсудить мультфильм и нарисовать бегемота.

Но самое главное – это принятие и любовь. Нужно всегда говорить ребенку, что бы с ним ни происходило: «Я буду всегда с тобой. Я буду принимать тебя таким, какой ты есть. Я люблю тебя независимо от твоего поведения». Ребенок растет и уже в младшем школьном возрасте будет бояться не того, что угрожает непосредственно его здоровью (высоты, пауков или собак). Он будет бояться оценки родителей: какую отметку я принес из школы, что от меня ждут родители, буду ли я таким, как хотят мама и папа. Поэтому родителям об этом нужно задумываться, не слишком завышать планку ребенку и любить его таким, какой он есть.

− Мария, мне нравится, что Вы уже перешли к следующей ступени – подростковые страхи. Они совсем другие, и мне бы хотелось поговорить о них.

Спасибо за этот полезный разговор. Мне кажется, нашим телезрителям многие вещи стали яснее.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать