Учимся растить любовью. Что нужно младенцу?

26 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этот раз гостья студии - перинатальный психолог-консультант Анастасия Калинина, член епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга. Тема беседы: "Что нужно младенцу?". Достаточно ли новорожденному быть сытым, в тепле и при маме? Какова роль папы в жизни младенца? А бабушек и дедушек? Что такое развивающий уход? Как распознать по плачу малыша, что ему нужна врачебная помощь? Ответы на эти вопросы и еще много полезного в помощь неопытной маме - в нашем выпуске.

− Сегодня мы будем говорить о том, что нужно младенцу, но сначала разберемся, кто же такой перинатальный психолог. Что это за специальность? Неужели младенцу, пока он находится в утробе, нужен психолог? Или он нужен маме?

− Слово «перинатальный» имеет две основы: «пери» – «около» и «натус» − «рождение». То есть это все, что связано с рождением: беременность, роды и период после родов (28 дней). Перинатальный психолог – это тот, кто занимается с беременными, готовит их к рождению ребенка и помогает родителям  адаптироваться к новой жизни.

− Переходим к нашей теме. Итак, что же нужно младенцу? Кажется, то же, что и другим людям, – любовь. Но как она проявляется? Некоторые считают, что младенцу нужен только уход и что материнская любовь проявляется в том, чтобы он был качественный. Вы, как перинатальный психолог, что думаете по этому поводу?

− Прозвучало два важных слова – «любовь» и «уход». Младенцу важен развивающий уход с любовью. Мне очень нравится понимание любви из замечательной книги «Как на самом деле любить своих детей» (рекомендую ее всем родителям), оно основано на трех базовых составляющих: контакт глаз, физический контакт и пристальное внимание. Эти основания применимы ко всем детям, в том числе и к младенцам. Но если мы говорим о новорожденном ребенке (до месяца), то как проявить к нему любовь, если он еще не смотрит в глаза? Здесь важен физический контакт. Если маленького ребенка часто берут на руки, трогают, гладят, тогда он понимает, что важен и любим.

− И это все? То есть главное − больше носить младенца на руках и поглаживать? Или материнский голос тоже играет какую-то роль и важно с ребенком разговаривать?

− Если говорить о новорожденном ребенке, то для него вся вселенная – это мамина грудь. Когда он прикладывается к ней, то не только питается, но и засыпает, согревается, ощущает себя в безопасности. На этапе адаптации грудь для ребенка − это самое главное. Через нее он привыкает к новому миру. Когда он уже адаптировался, начинает фокусировать взгляд, слышать, мы подключаем и другое взаимодействие: смотрим на него, разговариваем с ним. Конечно, ребенок нас слышит и до этого, но до месяца мамин голос для него − это фон. Есть исследование, которое говорит, что один из первых навыков ребенка – узнавание мамы по запаху (но только с седьмого дня, и если до этого было грудное вскармливание). Потом, когда ребенок становится старше, он начинает узнавать маму и когда видит, и когда слышит.

Что еще нужно младенцу помимо ухода за ним? Создание среды, в которой он будет естественно развиваться и расти наиболее оптимально.

− Я так понимаю, что новорожденному ребенку до месяца папа не нужен? Или папа нужен только для того, чтобы поддерживать маму и помогать ей?

− Ребенку нужна мама в ресурсе. Если она будет отдыхать, у нее будут силы ухаживать за малышом. Когда маленький ребенок плачет, зачастую родители, у которых мало опыта, не понимают, что он хочет им сообщить своим плачем. У отдохнувшей мамы, которой папа помогает, есть силы «услышать» малыша. Самое первое, что нужно сделать, когда плачет ребенок, − взять его на руки. Тогда мы можем увидеть, что он, например, хочет есть или  ему пора поменять подгузник. Или мы можем услышать, что у него бурлит в животе, значит, у него колики. А может, ребенок успокоился уже от того, что его взяли на руки. Когда мы берем его на руки, то понимаем, что с ним сейчас происходит, и можем удовлетворить его потребности.

− Я как раз хотела поговорить о том, почему же дети плачут. Опытная мама, когда берет ребенка на руки, легко угадывает, чего он хочет. Но у молодых мам, которые только набираются материнского опыта, нет уверенности в том, чего действительно хочет младенец, когда плачет. Как понять, когда нужно обратиться к врачу? Какие симптомы нам говорят о том, что у ребенка не просто режутся зубы? Как не пропустить что-то важное?

− Здесь нам на выручку приходят знания. Родительская компетенция формируется постепенно и всегда имеет базу. Поэтому родителям, особенно которые первый раз вступают на этот путь, нужно посещать занятия, курсы, лекции, читать книги. Они должны получать информацию о том, что может быть с малышом. И исходя из этих знаний уже можно предполагать: ребенок плачет – значит, хочет есть, спать, на руки или у него что-то болит. Но если болит, то что? Перебирая варианты, мы приходим к выводу, что болит, например, живот. Тогда мы делаем массаж, прикладываем тепло, и ребенок успокаивается. А если нет? Я всегда родителям говорю: крайности показывают, что с малышом что-то не так. Например, ребенок много спит и вялый или очень раздражительный и сильно плачет. Это ненормально, и надо обратиться к врачу. Бывает, что даже требуется госпитализация.

− Какое значение имеют сказки, колыбельные, потешки, материнский массаж? Эта культурная составляющая всегда сопровождала материнство и есть в каждой культуре. Сейчас педагогика возвращает нам это. Как Вам кажется (как практикующей акушерке и психологу), насколько это важно?

− Это важно, и это работает. Для ребенка первого года жизни очень важен тактильный контакт. Так устроен его мозг: центры, которые отвечают за тактильную чувствительность, очень развиты. Чем больше мы ребенка трогаем, тем лучше развивается его мозг и физическая активность. Поэтому его нужно трогать, гладить, делать ему массаж. Хорошо ходить на занятия по маминому массажу, где родителей обучают взаимодействовать с малышом с разными прибаутками и песнями. Это все очень полезно.

 Не нужно воспринимать это как нечто обязательное. Родителей часто пугает слово «массаж»: они не знают, как его делать. Я говорю: «Просто берете ребенка на руки и растираете ему ручки, гладите по голове, рассказывая что-то при этом». Развивающий уход нужен, полезен и помогает с радостью проводить время с малышом. Таким образом у мамы и возникает радость от общения с малышом.

− Есть ведь развивающие занятия с младенцами, вызывающие у многих родителей оторопь. Не знаю, насколько они полезны, но есть целое направление, когда с детьми занимаются динамической гимнастикой: подбрасывают, крутят за руки и за ноги, активно учат переворачиваться, сидеть, ходить. Иногда тяга развивать ребенка с самого младенчества переходит, как мне кажется, все грани. Я не говорю, что плохо, когда ребенок плавает в младенчестве или с ним занимаются динамической гимнастикой. Плохо, когда мама очень беспокоится, что что-то не успевает в этом плане, и занимается с ребенком его развитием с утра до вечера. Или я не права? Может, дети потом лучше успевают, чувствуют себя более уверенно и более развиты, чем их сверстники?

− Вы затронули здесь много граней. Мы, конечно, развиваем ребенка. Сейчас есть много направлений, и каждый родитель сам для себя выбирает их. Но важно понимать, что все, что мы делаем с ребенком, должно доставлять удовольствие и ему, и нам. Если мама начинает чувствовать тревогу, злость от того, что не успевает что-то, нужно остановиться.

Еще важный момент: если мы занимаемся с малышом развитием, то нужно продолжать и дальше это делать. Часто бывает, мамы начинают развивать ребенка, получают какие-то результаты, но потом все это сходит на нет. Если идти по пути активного развития малыша, то это нагрузка для родителей.

− Я хотела бы еще вернуться к роли папы. Мне кажется, как материнство постепенное (сначала мама носит ребенка в утробе, потом на руках, затем ребенок идет рядом), так же и отцовство не может родиться неожиданно. Чтобы отношения отца и ребенка завязались прочно, нужно, чтобы отец взаимодействовал с ребенком с момента беременности. Что Вы думаете по этому поводу?

− Совершенно верно. Часто папы не включаются во взаимодействие с ребенком во время беременности мамы, и это нормально. Конечно, ребенку нужна мама, но папа все равно учится с ним взаимодействовать: меняет подгузник, ухаживает за ним, переодевает, купает, пеленает. По мере развития ребенка их взаимодействие будет расширяться: они будут общаться, играть. Все, о чем я говорила, могут делать и папы: массаж, гимнастику, петь колыбельные.

− Может быть, могут, но не всегда хотят или не приучены к этому. В нашей культуре долгое время считалось, что папа должен заниматься с ребенком совсем другими вещами и включаться в воспитание после двух с половиной лет (а то и позже). Может, сейчас все изменилось? Я, например, вижу очень много пап, которые прекрасно справляются с младенцем в поликлинике без мамы. Мне кажется, ментальность современных мужчин изменилась. Но все-таки предположим, что в молодой семье папа не хочет учиться взаимодействию с ребенком. Как маме вежливо, деликатно, дипломатично включить папу в этот процесс, чтобы это происходило не через скандал, а органично, правильно и без упреков?

− Наверное, первая рекомендация маме – обратить внимание на папу. Когда есть согласие в семье, мужчина расцветает, начинает по-другому относиться к своей жене и, соответственно, к малышу. Надо начинать с выстраивания отношений. А привлечь внимание папы именно к малышу мама может через эмоции: «Посмотри, сколько радости доставляет малыш!» Нужно рассказывать папе, что происходит с ребенком, и полноценно подключать его к уходу, потому что часто папа уходит на задний план. Мама должна делегировать ему полномочия ухода за малышом, чтобы можно было даже уйти на час или два и быть уверенной, что он справится. Нужно вселять ему это уверенность: «Ты справишься, у тебя хорошо получается, ты прекрасный отец».    

− Остается вопрос ресурса и времени. Во-первых, папы работают. Во-вторых, когда рождается ребенок, супруг резко лишается того внимания, которое до этого всецело было для него. Конечно, это переломный момент для всех. Как себя грамотно вести маме? Где ей брать ресурсы, когда она все время в трудах, ей тяжело и, может, у нее есть симптомы послеродовой депрессии? Как ей сохранять правильный психологический климат в семье?

− Здесь, наверное, надо начинать с физиологии. После родов должно быть полноценное восстановление, не должно быть анемии (состояние, когда женщины испытывают слабость). То есть нужно позаботиться о своем здоровье (может, пройти обследование). Это очень важный момент. Если не вылечить анемию, она может перейти в хроническую форму, и усталость будет накапливаться.

Второй момент – это, конечно, отдыхать. Часто мамы говорят, что ребенок ночью плохо спит и ей очень сложно отдыхать. Нужно искать время, когда мама может поспать: если не  ночью, то днем. Не пойти на прогулку с ребенком, но поспать. Еще очень важный момент – нужно понимать, что это скоро закончится. Мамы говорят: ребенок висит на груди, я все время с ним, у меня нет времени на себя. Но еще чуть-чуть, и ребенок оторвется от мамы, и она будет потом с грустью вспоминать это время. Нужно просто сказать себе: «То, что сейчас со мной происходит, − это нормально. То, что я сейчас отдаю ребенку, я вкладываю в него. Он напитается, и я смогу посвятить время себе. Этот период времени мне нужно прожить полноценно, чтобы дать много ребенку».

Дальше, конечно, бытовые моменты: помощь по дому. Кто-то может посидеть с ребенком, чтобы мама отдохнула, занялась своими делами и восстановилась. Каждая мама должна это организовывать. Она должна об этом думать и знать, что ей это нужно. Правда, часто у мамы нет сил, чтобы это организовать.

− Хочется еще поговорить о бабушках и дедушках. Насколько они нужны младенцу? Или их помощь в первую очередь тоже состоит в том, чтобы поддержать маму? Бабушки и дедушки, которые приезжают и тетешкают младенца, поступают хорошо? Не лучше ли, если они приедут с котлетами и борщом, чтобы у мамы было больше свободного времени? Как Вам кажется?

− Хорошо и так, и так. Чаще маме нужна помощь именно бытовая. В первый месяц жизни ребенка мама адаптируется, знакомится с малышом, входит в новую роль. И хорошо, чтобы она ухаживала за ребенком сама (по возможности), чтобы научиться это делать. На этом этапе бабушкам и дедушкам можно брать малыша, чтобы о нем заботиться, но так, чтобы роль мамы была главенствующая. А маме, конечно, нужен порядок в доме, еда; чтобы она от всего этого была освобождена. Чем старше становится ребенок, тем шире круг его взаимодействия с бабушками и дедушками. Ребенок получает разный опыт общения.

− Мы пришли опять к тому, с чего начали: ребенку нужна любовь. Любовь − это уход, а полноценным он бывает тогда, когда мама радостная и отдохнувшая. Будем стремиться к этому (хотя мне кажется, что это труднодостижимая мечта). Тем не менее, несмотря на трудности, это прекрасный период, когда мама находится с младенцем, а в памяти остаются самые приятные моменты.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать