Учимся растить любовью. Цели воспитания

2 февраля 2023 г.

Какие цели воспитания можно назвать верными? Меняются ли они от поколения к поколению? Когда родители ставят перед собой цели интеллектуального, физического, нравственного воспитания, не упускают ли они что-то главное? Духовное воспитание - для верующего человека не вопрос, а для неверующего есть варианты? Правы ли те, кто ставит перед собой задачу воспитать счастливого человека? Искать ответы на эти вопросы будем с психологом «Мастерской православного психолога» Марией Василенко.

Сегодня у нас в гостях психолог Мария Василенко, и говорить мы будем о целях воспитания.

– Тема сложная, нужная и, мне кажется, такая многогранная, что, с какой стороны ни подойти, везде столкнемся с какой-то проблемой, которую придется решать. Поэтому предлагаю начать с какого-то определения. Что такое цели воспитания? Перед всеми ли родителями они стоят? И какие цели можно назвать верными?

– Вы задали сразу три вопроса. Давайте по порядку. Во-первых, что такое воспитание? Воспитание – это деятельность, которая направлена на развитие личности человека. То есть мы целенаправленно формируем личность человека. На что будет направлена эта личность: на добро или на зло? на себя или на других? на благие дела или на какие-то пакости? Все это будет формироваться в процессе воспитания. Дошкольный возраст – самый важный. Правду говорит пословица, что воспитывать надо, пока дитятко лежит поперек кровати. А это возраст до 5–6 лет. Что заложено в этот период, то и будет дальше. Это ответ на вопрос, что такое воспитание.

Теперь перейдем к целям. Я уже немножко приоткрыла, что цель родителей – понять, куда они хотят привести свое чадо, на что будет направлена их каждодневная деятельность по формированию личности ребенка. Цели не могут быть правильными или неправильными, потому что воспитание идет в контексте определенного общества и определенной семьи. Если говорить о воспитании ребенка в каком-нибудь племени, в какой-то африканской семье, европейской семье, семье на Востоке или в России, то у родителей в их историческом, бытовом и любом другом контексте будут разные цели. Например, мы – православные христиане, россияне, которые выросли в культуре православия...

– Да, мы – россияне и православные христиане. И даже ценности тех людей, которые не воцерковлены, тоже близки к христианским ценностям. Можно сказать, у нас есть определенные общие цели воспитания, которые распространяются на всех. Но кроме географической разницы есть ли, например, разница временная? Можно ли сказать, что в разные периоды времени меняются цели воспитания?

– Конечно. Давайте возьмем хотя бы три поколения, не будем дальше уходить, потому что рамки нашей передачи ограничены. Например, мы – ленинградские дети. Моя бабушка возила своих детей по Дороге жизни в эвакуацию. Когда война закончилась, какова была основная цель воспитания? Конечно, чтобы дети были накормлены, одеты, здоровы. И в основном формировалось физическое, трудовое воспитание. Уделялось внимание эстетическому воспитанию, образованию. Было ли духовное воспитание? Скорее нет, чем да; наверное, это было нравственное воспитание.

Следующее поколение: наши родители воспитывали нас. В семидесятые годы был авторитет родителей; так же, как и в предыдущее поколение, была какая-то опора на традиции. И следующее поколение: посмотрите на современных детей. Конечно, то, что передают нам бабушки, прабабушки, мамы, можно и нужно использовать, если это работает, но многие вещи просто не работают.

Поэтому у каждого поколения свои цели воспитания. Но одно остается во главе угла – духовные ценности, общие гуманистические ценности (если это не церковная семья) и воспитание эмоционально грамотного, способного общаться и трудиться человека. Я бы так определила.

– Мне кажется, современные родители уделяют очень много внимания интеллектуальному развитию. Хотя сейчас тенденция вроде бы меняется, но еще двадцать лет назад школы раннего развития были заточены на то, чтобы как можно больше интеллектуального развития дать ребенку. При этом считалось, что нужно это все-таки чем-то дополнить, и дополняли обычно физическим развитием. Вот этот тандем физического и интеллектуального развития был достаточно актуален для детей двадцать лет назад. Можно ли сказать, что в этот момент упускается что-то важное? Вроде бы все в порядке: мы развиваем ум и тело. Но где же место душе? Или все-таки духовные ценности, душевные качества, эмоциональный интеллект развиваются как-то подспудно и можно этим заниматься между делом? Или все-таки этому надо уделять особое внимание?

– Вы сказали, что это было двадцать лет назад, и сейчас эти дети приходят на консультации к психологам. Приходят и ко мне как к практикующему (в том числе клиническому) психологу. Потому что если человек прекрасно сложен и интеллектуально развит, но не знает о своих чувствах, то это хорошо работающий биоробот. Такому человеку сложно коммуницировать, сложно и себя преподносить в этом мире, и других понимать.

За последние десять лет (это точная научная информация, которую я нашла, когда готовилась к передаче) появилось очень много детей с отставанием в развитии речи. А речь напрямую связана с мышлением. Если у ребенка не развита речь, не развито мышление, значит, он будет плохо коммуницировать, не сможет хорошо социализироваться, гармонично встроиться в общество и не будет полноценным его членом. Общество потеряет здорового и полноценного человека, который будет сидеть дома, работать только удаленно, заказывать все на дом и полностью быть в себе. Можно подумать, что человек – интроверт. Нет, он не интроверт, он просто так воспитан, это некоторый дефект воспитания. Такой человек может быть экстравертом и может очень хорошо общаться.

Возвращаемся к Вашему вопросу. У нас есть разные направления в воспитании ребенка. Это интеллектуальное, физическое развитие, эмоциональное, трудовое, социальное (когда надо учиться общаться), а также духовное и нравственное развитие. Можно еще сказать и про то, что ребенка необходимо привлекать к прекрасному, и это будет эстетическое воспитание. Вот сколько векторов. Представьте, насколько обеднен ребенок, который будет идти только по двум направлениям.

– Соглашусь с Вами. Хотелось бы по каждому направлению коротко пройтись, чтобы понять, что же подразумевается под конкретной целью воспитания, а главное, как к этой цели идти.

– Начнем с самого простого – с физического воспитания. Понятно, что уже с грудного возраста мы начинаем ребенка закаливать, делаем разные поглаживания тела. С трех месяцев детям показан массаж, чтобы они лучше вставали на ножки, вовремя делали первые шаги. Есть какие-то нормы, но они относительны. Говорят, что девочки начинают ходить раньше, в 9–10 месяцев уже делают первые шаги. Мальчики немножко позже это делают, но это тоже норма. И для каждого отдельного ребенка, мальчика или девочки, все индивидуально. Про физическое развитие понятно.

Развитие речевого общения (в дальнейшем – социализация). То есть развитие речи, мышления, коммуникативных навыков – все это одна цель воспитания. Как мы здесь начинаем? Мама, делая малышу поглаживания, развивая его физически, должна делать это не молча, она должна разговаривать с ребенком. Это период доречевого развития. В доречевом периоде ребенок должен слышать акцент родной речи, тембры голосов мамы, папы, бабушки и других людей. Потом, когда он начнет говорить, это ему поможет. Все, что видит мама, она должна озвучивать: «За окном птичка полетела (или: пошел снег)», «Какие у тебя красивые волосики!», «Ты у меня самый сладкий!», «Сейчас мы с тобой попьем молочка, потом пойдем гулять»... Этим вы закладываете фундамент того, чтобы малыш в дальнейшем начал хорошо говорить, а потом общаться.

Эстетическое воспитание. Мы начинаем с того, что показываем малышу красоту нашего Божьего мира, красоту других людей, а дальше – красоту отношений, красоту слова. Не мультфильмы, в которых два слова повторяются, не какие-то передачи, где бедность речи, но то, что может показать красоту родной речи или красоту природы. С 4–5-летним ребенком уже можно посещать детские постановки, смотреть детские фильмы. Вот сейчас идет прекрасный детский фильм «Чебурашка». В новогодние каникулы многие, наверное, сходили в кино и посмотрели этот фильм. Это тоже эстетическое воспитание. Чтение книг, прослушивание каких-то детских музыкальных классических произведений. И так далее.

Интеллектуальное воспитание. Не знаю, открою ли тайну, но вовсе не складывание пазлов, не умение решать какие-то математические уравнения в возрасте трех лет влияют на интеллектуальное развитие. Интеллектуально развитым ребенком считается тот, кто умеет построить интересную сложную ролевую игру. Например, ребенок раскладывает кукол, играя в доктора, и говорит: «Сейчас я вам буду ставить градусники, а потом все запишу в карту. У меня есть вот такие приборы; когда я вам буду мерить то-то, вы будете чувствовать то-то». Или ребенок кормит куклу кашей, а кукла будет отказываться. То есть ребенок фантазирует, что будет происходить в игре. Чем больше ребенок может смоделировать, тем более интеллектуально сложной будет ролевая игра.

– Получается, родитель должен поощрять игру?

– Конечно. Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому играйте, разговаривайте. Это и будет воспитание. Играя и разговаривая, вы сразу делаете несколько разных задач, то есть вы и эстетически воспитываете, и речь развиваете, и интеллектуально ребенка развиваете. А если при этом мы еще делаем зарядку, или поглаживаем малышу животик, или гуляем, или катаемся на велосипеде, соответственно, мы еще и физически развиваем ребенка.

Осталось самое сложное: нравственно-духовное развитие. Если семья православная, воцерковленная, живет церковной жизнью, то здесь долго говорить не надо: родители сами живут такой жизнью и постепенно приобщают к этому ребенка. Но если этого не происходит, что тогда делать родителю?

Например, сегодня с утра у меня на консультации была женщина, моя клиентка, которая не из воцерковленной семьи, не живет церковной жизнью. У нее трое детей разного возраста: дочь 18 лет, подросток 13 лет и малыш 6 лет. Я спросила, как она воспитывает детей, какие ставит цели. Детки у нее прекрасные, поэтому я и задала ей этот вопрос. Она сказала: «Знаете, Мария, я хочу, чтобы мои дети выросли добрыми, порядочными людьми, которые будут помогать другим и больше отдавать, чем брать». Не это ли основа нравственного воспитания?

Мне кажется, что даже трехлетнему малышу можно читать Маяковского:

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

– Что такое хорошо

и что такое плохо?..

Там ли не основы? Хотя духовного воспитания это пока не затрагивает, но нравственное – конечно.

– Мне кажется, в нашей культуре во все периоды нравственное воспитание (которое в той или иной мере называлось духовным, даже когда о духовности не говорили) строилось на общехристианских ценностях, и это хорошо.

Еще хотелось бы поговорить вот о чем. Дело в том, что современные родители чаще стали ставить перед собой самую простую задачу. То есть она проста в формулировании, но очень сложна в достижении и даже понимании, что же под этим подразумевается. А именно – современный родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым человеком. Что же на самом деле хочет родитель? Главное, как этого добиться?

– Это сложный вопрос и одновременно очень простой. Если родители хотят, пусть постараются, ведь это их дети. Наверное, родители имеют право реализовать это так, как они это видят. Потому что все равно воспитание идет в контексте семьи, как я уже говорила.

Что такое счастье? Я выше привела в пример многодетную маму, которая сказала: «Счастье – когда ты больше можешь давать, чем брать». То есть ты и берешь с благодарностью, но и с удовольствием отдаешь. А для этого необходимо наполниться, потому что только тогда ты и можешь отдавать.

Иногда говорят, что дети у нас какие-то не такие: плохие, кричат. Я слышала разговор пожилых женщин, которые говорили, что в их время дети так не орали, а сейчас они выходят на площадку и просто орут. Так почему они орут? Потому, что невротизированы. Дома им ничего нельзя. У них много всяких занятий, «развивалок», еще чего-то, только не то, что должно быть в так называемые сензитивные периоды. Если представить попросту, это окно, которое в определенный момент открывается в мир ребенка. Например, сейчас у вас открылось окно развития речи; оно открывается очень рано, чуть ли не с периода младенчества. Разговаривайте с ребенком, играйте, описывайте все, что видите, читайте книги, слушайте музыку, развивайте мышление и речь. Когда ребенок чуть-чуть подрос, не оставляйте его около телевизора смотреть мультики. Знаете, дети потом целые монологи выдают из этих мультфильмов, потому что дома с ними никто не разговаривает.

Что значит воспитать счастливым человеком? Какого человека я, как психолог, могу назвать счастливым? Это человек, который знает свои эмоции, может их свободно, но с опорой на свою ответственность выражать. (То есть чувствовать гнев – это нормально, но это не значит, что можно пойти и кого-то отругать; можно с этим чувством справиться по-другому.) Те, которые находятся в согласии с собой, с миром (в идеале – с Богом), хотят отдавать, спокойно относятся к своим ошибкам, не терзаются днями и ночами по поводу того, что не стали теми, кем их хотели видеть родители, – вот счастливые люди. Важно дать ребенку свободу. Мне кажется, ваша передача о том, чтобы растить любовью, и отвечает на этот вопрос.

Есть прекрасный психолог и педиатр (она принимает в поликлинике в Санкт-Петербурге, 27 лет на одном месте) Екатерина Мурашова. У нее очень много книг, в том числе книга: «Любить или воспитывать?» Очень рекомендую почитать. В одной из своих лекций для нас, психологов, она сказала такую метафору: сейчас современные родители видят какой-то поезд счастья, в который надо впрыгнуть, и пытаются своего ребенка на ходу забросить в этот поезд. Ребенок шмякается, у него не получается, отскакивает, потом снова шмякается...

Понимаете, закинуть ребенка в поезд счастья – это, наверное, не очень правильно. Все-таки нужно дать ребенку определиться, любить его и дать ему опоры и крылья. Наверное, это и будет правильное, хорошее воспитание.

– Спасибо большое, Мария! Мне очень нравится тот вывод, к которому мы пришли. Я с ним полностью солидарна и рада ему следовать. Надеюсь, наши телезрители тоже будут следовать Вашим умным, правильным и таким замечательным советам. Благодарю Вас за участие в нашей передаче. И ждем Вас снова.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать