У книжной полки. Золотая коллекция писем

24 июля 2020 г.

Жизнь христианина, как впрочем, и любого человека, достаточно слож­на, более того, верующему, подчас, приходится преодолевать такие плотские и духовные преграды, на которые нехристианин даже не обратит внимания. Конечно, пройти свой жизненный путь к Богу без искуше­ний и испытаний невозможно. Одна­ко для того, чтобы путь этот в итоге был пройден благополучно, Церковь предлагает разные средства. Одним из них, которое можно назвать духовной поддержкой и помощью, являются советы и наставления святых отцов, а также подвижников веры, которые не прославлены как святые, но своей жизнью заслужили уважение и почитание со стороны православных христиан.  И сегодня мы предлагаем небольшой сборник избранных советов и наставлений, вышедший в свет в издательстве «Летопись». Он называется – «Золотая коллекция писем».

***

1. Как говорится в предисловии книги, «среди про­чих видов святоотеческого наследия свое особое место в нем занимают духовные письма. Надо отметить, что христианский эпистолярный жанр - понятие до­вольно широкое, что связано с самой историей Церкви. Дело в том, что классическое духовное письмо, как оно сегодня представляется, существовало и в ранней Церкви, только ее форма была несколько иная. Так, например, к духовному письму можно отнести послания апостолов и святых, а также записанные поучения и наставления. Конечно, перечисленные виды имеют между собой некоторые тонкие отличия, но в целом, по своей сути, это все - жанр духовного письма. Противовесом этому может выступать проповедь, которая изначально всегда произносится устно, хотя поз­же также может быть записана.

2. Именно поэтому в данном сбор­нике представлены не только классические в современном понимании письма святых, но также и поучения, и наставления. В первую очередь, это касается древних христианских святых, из которых в предлагаемой работе представлены святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Также к этой группе можно отнести и некоторых святых монахов, которые часто записывали свои советы для верующих именно в виде поучений и наставлений, на­пример, такие как преподобные Силуан Афонский, Никодим и Паисий Святогорцы и другие. В тоже время именно в классическом письме богатое духовное наследие после себя оставили известные святые Оптинские старцы - преподобные Амвро­сий, Антоний, Анатолий (Зерцалов), Макарий и ряд других.

3. Особо стоит выделить святых епископов русско­го православия, которые трудились в самых разных жанрах духовного письма. Так, например, в этой книге вы найдете подобные наставления и поучения от таких выдающихся русских святых, как святитель Фео­фан Затворник; святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Тихон Задонский, святой митрополит Московский Филарет (Дроздов) святитель Макарий Невский. Ёще одним духовно значимым столпом, несомненно, являются святые из царской династии Романовых, которые оставили после себя именно письма в современном их понимании. В этом издании представлены отрывки из писем святой Царской четы - госу­даря Николая II и государыни Александры Феодоровны, а также преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны.

4. Что касается подвижников веры, в том числе современников, то в на­стоящее издание включены письма таких известных священнослужите­лей, как митрополит Иоанн (Снычёв), митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), игумен Никон (Воробьев), протоиерей Валериан Кречетов. В целом стоит отметить, что эпи­столярное духовное наследие право­славия настолько широко, что охва­тить в одном издании всех авторов просто невозможно. Но, тем не менее, знакомиться с этим наследием жела­тельно при любой имеющейся к это­му возможности.

5. Все собранные в этой книге письма распределены по разделам, первый из которых называется «Любовь к Богу и ближним». Тут представлены фрагменты личных писем государя Николая II и государыни Александры Феодоровны, преподобного Силуана Афонского и митрополита Антония Сурожского. Посмотрим, что же пишут святые о любви. В одном из писем Царицы Александры мы читаем: «Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. Ежедневное умирание – это тропа к ежедневной жизни»…

6. Святая Александра Федоровна отмечает: «Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрыва­ются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малей­шим из них». По мнению государыни, «многие страждущие должны найти помощь в настоящей семье. Каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдет через испытания в вере. Разделяя ее жизнь, наполненную верой и молитвами, он и свою жизнь свяжет с Небом. Объединенные на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе».

7. А вот что пишет прп. Силуан Афонский о любви к Богу, а вернее сказать, о любви Бога к нам, людям: «Милостивый Господь нам грешникам дал Духа Святого и не взыскал от нас ни единой уплаты, но каждому из нас говорит, как Апостолу Петру: «Любишь ли Меня?» Так Господь хочет от нас только любви, и радуется нашему обращению. Таково милосердие Божие к человеку: бросил человек грешить и смирился пред Богом, и Господь милостиво прощает ему все и дает благодать Святого Духа и силу побеждать грех. Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь, как чадолюбивая мать дитяти своему, все нам прощает, и не гнушается никаким грешником, и даже дает ему дар Духа Святого.

8. Если бы люди познали любовь Господа к нам, то совершенно предались бы Его святой воле, и жили бы тогда покойные в Боге, как царские дети. Царь обо всем заботится: и о царстве, и о семье, и о сыне, и о детях, а сын спокойно живет во дворце; ему все служат, а он наслаждается всем без забот. Так предавшийся на волю Божию – живет в покое, довольный своею судьбою, хотя бы он был болен, или беден, или гоним. Он покоен потому, что с ним благодать Святого Духа, и сладость Духа Святого утешает его, и он скорбит только о том, что много оскорбил любимого Господа». Так говорит прп. Силуан Афонский, который сам познал то, что «Господь безмерно любит человека, и любовь эта познается Духом Святым». Об этом он свидетельствует в своих писаниях, малая доля которых представлена в этой книге. Познакомиться вкратце  с его и другими письмами святых и подвижников веры, предлагают нам издатели этой книги.

***

Православные святые, а также подвижники веры, являются настоящим кладезем духов­ной мудрости. В своих трудах, в том числе письмах, они затрагивают самые разные сто­роны жизни, тем самым, помогая человеку идти к Богу верным путем. Данное издание - это живое слово одних из самых известных святых и подвижников. Книга будет инте­ресна не только воцерковленным людям, но и тем, кто только ищет свой путь к Богу, и поучения, собранные на ее страницах, принесут немало духовной пользы каждому читателю.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать