***
1. Как говорится в предисловии книги, «среди прочих видов святоотеческого наследия свое особое место в нем занимают духовные письма. Надо отметить, что христианский эпистолярный жанр - понятие довольно широкое, что связано с самой историей Церкви. Дело в том, что классическое духовное письмо, как оно сегодня представляется, существовало и в ранней Церкви, только ее форма была несколько иная. Так, например, к духовному письму можно отнести послания апостолов и святых, а также записанные поучения и наставления. Конечно, перечисленные виды имеют между собой некоторые тонкие отличия, но в целом, по своей сути, это все - жанр духовного письма. Противовесом этому может выступать проповедь, которая изначально всегда произносится устно, хотя позже также может быть записана.
2. Именно поэтому в данном сборнике представлены не только классические в современном понимании письма святых, но также и поучения, и наставления. В первую очередь, это касается древних христианских святых, из которых в предлагаемой работе представлены святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Также к этой группе можно отнести и некоторых святых монахов, которые часто записывали свои советы для верующих именно в виде поучений и наставлений, например, такие как преподобные Силуан Афонский, Никодим и Паисий Святогорцы и другие. В тоже время именно в классическом письме богатое духовное наследие после себя оставили известные святые Оптинские старцы - преподобные Амвросий, Антоний, Анатолий (Зерцалов), Макарий и ряд других.
3. Особо стоит выделить святых епископов русского православия, которые трудились в самых разных жанрах духовного письма. Так, например, в этой книге вы найдете подобные наставления и поучения от таких выдающихся русских святых, как святитель Феофан Затворник; святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Тихон Задонский, святой митрополит Московский Филарет (Дроздов) святитель Макарий Невский. Ёще одним духовно значимым столпом, несомненно, являются святые из царской династии Романовых, которые оставили после себя именно письма в современном их понимании. В этом издании представлены отрывки из писем святой Царской четы - государя Николая II и государыни Александры Феодоровны, а также преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
4. Что касается подвижников веры, в том числе современников, то в настоящее издание включены письма таких известных священнослужителей, как митрополит Иоанн (Снычёв), митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), игумен Никон (Воробьев), протоиерей Валериан Кречетов. В целом стоит отметить, что эпистолярное духовное наследие православия настолько широко, что охватить в одном издании всех авторов просто невозможно. Но, тем не менее, знакомиться с этим наследием желательно при любой имеющейся к этому возможности.
5. Все собранные в этой книге письма распределены по разделам, первый из которых называется «Любовь к Богу и ближним». Тут представлены фрагменты личных писем государя Николая II и государыни Александры Феодоровны, преподобного Силуана Афонского и митрополита Антония Сурожского. Посмотрим, что же пишут святые о любви. В одном из писем Царицы Александры мы читаем: «Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. Ежедневное умирание – это тропа к ежедневной жизни»…
6. Святая Александра Федоровна отмечает: «Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрываются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малейшим из них». По мнению государыни, «многие страждущие должны найти помощь в настоящей семье. Каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдет через испытания в вере. Разделяя ее жизнь, наполненную верой и молитвами, он и свою жизнь свяжет с Небом. Объединенные на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе».
7. А вот что пишет прп. Силуан Афонский о любви к Богу, а вернее сказать, о любви Бога к нам, людям: «Милостивый Господь нам грешникам дал Духа Святого и не взыскал от нас ни единой уплаты, но каждому из нас говорит, как Апостолу Петру: «Любишь ли Меня?» Так Господь хочет от нас только любви, и радуется нашему обращению. Таково милосердие Божие к человеку: бросил человек грешить и смирился пред Богом, и Господь милостиво прощает ему все и дает благодать Святого Духа и силу побеждать грех. Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь, как чадолюбивая мать дитяти своему, все нам прощает, и не гнушается никаким грешником, и даже дает ему дар Духа Святого.
8. Если бы люди познали любовь Господа к нам, то совершенно предались бы Его святой воле, и жили бы тогда покойные в Боге, как царские дети. Царь обо всем заботится: и о царстве, и о семье, и о сыне, и о детях, а сын спокойно живет во дворце; ему все служат, а он наслаждается всем без забот. Так предавшийся на волю Божию – живет в покое, довольный своею судьбою, хотя бы он был болен, или беден, или гоним. Он покоен потому, что с ним благодать Святого Духа, и сладость Духа Святого утешает его, и он скорбит только о том, что много оскорбил любимого Господа». Так говорит прп. Силуан Афонский, который сам познал то, что «Господь безмерно любит человека, и любовь эта познается Духом Святым». Об этом он свидетельствует в своих писаниях, малая доля которых представлена в этой книге. Познакомиться вкратце с его и другими письмами святых и подвижников веры, предлагают нам издатели этой книги.
***
Православные святые, а также подвижники веры, являются настоящим кладезем духовной мудрости. В своих трудах, в том числе письмах, они затрагивают самые разные стороны жизни, тем самым, помогая человеку идти к Богу верным путем. Данное издание - это живое слово одних из самых известных святых и подвижников. Книга будет интересна не только воцерковленным людям, но и тем, кто только ищет свой путь к Богу, и поучения, собранные на ее страницах, принесут немало духовной пользы каждому читателю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Этот день в истории. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!