У книжной полки. Знакомство с «Добротолюбием». Протоиерей Константин Островский

10 августа 2020 г.

Изучая творения святых отцов, которые праведной жизнью подтвердили истинность своих убеждений, всегда можно извлечь для себя правильные знания о духовном мире. Примером этому служит собрание избранных творений древних подвижников под названием - «Добротолюбие». «Добротолюбие» - это духовные советы, поучения и назидания святых отцов - монахов-аскетов, способные научить каждого христианина тому, как следует бороться со своим падшим человеческим естеством и возродить его. Трудно найти другую книгу, которая оказала бы столь значительное влияние на христианский мир и была столь известна, как «Добротолюбие». Познакомить читателей с этим бесценным творением святых отцов, призвана книга протоиерея Константина Островского – «Знакомство с «Добротолюбием»», которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет при содействии двух издательств - «Христи­анская библиотека» и «Синопсисъ». Цель этого ознакомительного сборника - помочь православному челове­ку, желающему ступить на духовный путь и успеш­но идти по нему, ознакомиться с «Добротолюбием», величайшим (во всех смыслах) собранием наставлений о молитве и борьбе со страстями. Такое ознакомление представляется небесполез­ным, потому что «Добротолюбие» на русском язы­ке состоит из 5 толстых томов общим объёмом в несколько тысяч страниц. Составляющие его тексты связаны между собой только общей, названной выше темой. Неподготовленному читателю может быть трудно сориентироваться во всём этом изобилии.

2. В этом ознакомительном сборнике автор кратко рассказывает об истории создания и переводов «Добротолюбия», об отцах, писания которых во­шли в него, и приводит некоторые выдержки из их писаний. Выдержки эти почерпнуты, в основном, естественно, из самого «Добротолюбия», но неко­торые взяты из других книг тех же святых отцов. В текстах правописание приведено в соответствие с современными нормами, некоторые очень длин­ные предложения разбиты на несколько более коротких, внесена и другая такого типа правка с целью сделать святоотеческие наставления бо­лее удобными для восприятия при полном сохра­нении смысла. С той же целью многим святооте­ческим наставлениям, у которых нет собственных заголовков, заголовки даны автором книги.

3. Глава «История «Добротолюбия» излагается по статье «Добротолюбие» на сайте «Православной Энциклопедии», далее помещается «Вступление» свт. Феофана Затворника к его переводу «Добротолюбия», обе статьи даны в сокращении и с необ­ходимой технической (не затрагивающей смысл) правкой. Затем идёт основной текст книги, в котором о каждом из авторов «Добротолюбия» приводится житийная справка и даётся несколько выдержек из его писаний. Житийные справки взяты, по боль­шей части, из «Добротолюбия», но иногда допол­нены или, при необходимости, полностью взяты из других церковных источников. О некоторых авторах вообще нет почти никаких сведений — они и не приводятся.

4. «Добротолюбие» — получившая широчайшее рас­пространение в православном мире антология святоотеческих творений, по пре­имуществу посвященных молитвенно-созерца­тельному опыту монашеской жизни. Большинство сочинений, вошедших в «Добротолюбие» на гре­ческом языке, имели хождение на Святой Афон­ской Горе уже в период расцвета исихазма в 14 веке. В окончательном виде «Добротолюбие» было под­готовлено к изданию свт. Макарием (Нотарой), бывшим митрополитом Коринфским, и прп. Никодимом Святогорцем. В книгу вошли бережно отредактированные и систематизированные бо­гатейшие материалы, собранные ими в рукопис­ных святогорских хранилищах. До настоящего времени «Добротолюбие» остаётся основополага­ющей «энциклопедией» духовной жизни.

5. В целом история подготовки «Добротолюбия» к изданию может быть представлена следующим образом. Свт. Макарий, с юности имевший особую любовь к святоотеческой письменности, во время посещений Святой Афонской Горы в 1775 и 1777 гг. собрал в разных монастырях рукописи, которые впоследствии вошли в состав «Добротолюбия». Посетил он и Ватопедский монастырь, в библиотеке которого, по свидетельству прп. Паисия (Величковского), «обрете бесценное сокровище, сиречь книгу о соединении ума с Богом, от всех святых великими ревнителями в древняя времена собранную, и прочия о молитве... книги».

6. Посетив Афон во второй раз, свт. Макарий повстречал здесь прп. Никодима Святогорца и попросил его просмотреть «Добротолюбие». В то время Никодим ещё был юным афонским под­вижником. Ранее он встречался со свт. Макарием, успел привязаться к аскетически настроенному епископу и избрал его своим духовным отцом. Прп. Никодим исполнил возложенное на него по­слушание за год или за два, а со дня завершения редактирования книги до ее выхода в свет в 1782 г. прошло около 5 лет. Уже в скором времени после выхода в свет «Добротолюбие» стало чрезвычайно редким и на Востоке, где оно на­шло восторженный приём в монашеских кругах, и на Западе.

7. Славянский перевод «Добротолюбия» в 2 частях был впервые опубликован в 1793 году в Москве. В основу его издания был положен корпус переводов на церков­нославянский язык, выполненных прп. Паисием (Величковским) главным образом на протяжении 60-90-х гг. XVIII века. Прп. Паисий был убеждён, что единственным языком, способным передать всё многообразие и сложность патристического греческого, является церковнославянский язык. Он «неисповедимою красотою своею и превеликим богатством и преизобилием речений и многие языки превосходит, и сложением имен и глаголов, и сочинением и свойством своим паче прочих к елиногреческому языку ближайший есть», — писал преподобный.

8. Русский же перевод «Добротолюбия» был осуществлён свт. Феофаном во время пребывания в Вышенском монастыре. Перевод был начат в 1866 г. на Воздвижение, в тот самый день, когда свт. Феофан решил удалиться в полный затвор и отказаться от управления монастырём, и был окончен в 1889 г. Общий объем русского «Добротолюбия» составил около 3 тысяч страниц. Свт. Феофан написал заново общее вступление и отдельные статьи, предваряющие не только со­чинения каждого автора, но и каждый из 5 томов. Основная цель авторских текстов святителя, на­писанных живым языком, — передать читателю общую духовную направленность без излишнего наукообразия. К этому стремился и автор-составитель предлагаемого вашему вниманию сборника.

***

На страницах этого душеполезного сборника, который включает в себя лишь отдельные главы из полного издания Добротолюбия, читатель познакомится с духовными поучениями таких святых отцов, как прпп. Антоний Великий и Макарий Великий, Нил Синайский и Ефрем Сирин, свв. Феодор Студит и Максим Исповедник и др. По словам святителя Феофана Затворника, «между истинными христианами всегда была и есть потребность иметь под рука­ми святоотеческие писания о духовной жизни». Эта потребность, как отмечает святитель, «была всегда удовлетворяема, как изданиями святоотеческих писаний в полном их составе, так и сборниками из них. К числу таких сборников принадлежит и известное всем «Добротолюбие», как наилучший из них».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​