У книжной полки. «Знаешь ли ты себя?». Архимандрит Симеон (Крайопулос)

28 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
«В сердце человека есть глубина, и сколько бы мы ни продвигались внутрь своего «я», как бы ни пытались себя понять, как бы хорошо себя ни знали, какая-то часть всегда будет неизведанной». «Глубоко сердце паче всех», — читаем мы в Книге пророка Иеремии (Иер 17:9). Об этом говорят не только святые отцы, но и психология дает ответы на многие вопросы. Вот только к научному измерению личности всегда нужно добавлять духовное, чтобы невероятно глубокий мир человеческой души открылся нам. Как связаны наши психологические проблемы и внутренние конфликты с духовной жизнью? Об этом в своей книге размышляет известный греческий духовник и психолог архимандрит Симеон (Крайопулос). Эта книга вышла в свет в издательстве Никея и называется «Знаешь ли ты себя? Психологические проблемы и духовная жизнь».

***

1. Архимандрит Симеон (Крайопулос) родился в 1926 году в благочестивой семье. С детства любил учиться и хотел знать истину о всем. Окончил богословский факультет в Салониках, а затем учился психологии в Страсбурге. Интересовался астрономией, физикой, садоводством. Считал, что духовник должен знать о многом, чтобы лучше понимать людей. В 1954 году принял монашеский постриг. Основал мужскую и женскую монашеские общины в Панораме близ Салоник. Был известным духовником, принимал и исповедовал множество людей, регулярно проводил духовные беседы на протяжении многих лет. Был очень строг к себе: строго постился, мало спал. В духовной жизни подчеркивал важность самопознания, послушания и полного доверия воле Божией. Отошел ко Господу в 2015 году.

2. В книге «Знаешь ли ты себя?» автор касается темы внутренних противоречий не просто с психологической точки зрения, а гораздо глубже — на богословском и духовном уровне, основываясь на мыслях отцов Церкви и в особенности отцов-исихастов. В этом издании вы найдете ответы на вопросы, которые волнуют верующих и ищущих людей: может ли выдуманное «я» мешать идти ко Христу? что такое настоящее послушание и смирение? почему вредна «слепая» любовь? в чем причины нашей агрессии? откуда растут корни зависимостей? и многие другие. Способность ориентироваться в психологических школах своего времени вместе с глубокой укорененностью в духе святых отцов придает особую краску рассуждениям архимандрита Симеона, чего бы они ни касались: от детско-родительских отношений до внутренних конфликтов человеческой души.

3. В предисловии книги издатели пишут: «Двадцатый век явил миру великих психологов, положивших начало так называемой «психологии бессознательного», или «глубинной психологии». Это новое психологическое направление, отличающееся от всех предшествующих течений тем, что хочет погрузиться в самый глубокий пласт душевных переживаний, который, как предполагается, скрыт под тем, что переживается сознательно. Несомненно, об истинах, сказанных этими психологами, но под другим углом зрения, говорили отцы Церкви и в особенности отцы-исихасты. К известным психологам принадлежит и Карен Хорни (1885–1952), занимавшаяся психоанализом в Германии, а затем в Америке. В своих книгах она поставила под сомнение некоторые важные постулаты теории Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа, и утверждала, что неврозы вызываются нарушениями в межличностных отношениях человека.

4. Один из ее классических трудов — «Наши внутренние конфликты». На основе этой книги отец Симеон проводил беседы на воскресных встречах в актовом зале Священной Фессалоникийской митрополии. На этих встречах рассматривались две темы. Беседы, собранные в этой книге, касались второй темы, которая обычно занимала лишь незначительную часть от общей лекции, потому и все главы здесь небольшого размера. Эта книга, названная «Знаешь ли ты себя?», которой можно было бы дать подзаголовок «Правильный подход к нашему внутреннему „я“», состоит из двадцати пяти бесед, разделенных на пять глав. Первая глава касается богословского отношения к конфликтам. Остальные четыре главы издатели назвали в соответствии с главами книги Карен Хорни, которые разбирает отец Симеон: движение к людям, движение против людей, движение от людей, идеализированный образ.

5. По мнению издателей, положения Карен Хорни, если взглянуть на них в рамках православного богословия и духовности, остаются актуальными и в наше время, потому что выявляют и объясняют некоторые истины, имеющие вневременной характер. Человек по сути своей всегда одинаков, сколько бы веков ни прошло. В этом смысле и евангельское послание, и слова отцов Церкви актуальны для любой эпохи. По словам автора, отцы Церкви делали все возможное, чтобы познать себя. Они старались как можно глубже погрузиться в свою сущность, изучая эту неизведанную часть души, чтобы всю ее осенила, просветила и освятила благодать Божия. Поэтому действия и поведение возрожденного, святого человека не обусловлены внутренними состояниями, которых он даже не осознает. Он действует совершенно сознательно. Он знает, что делает и чего хочет. По сути говоря, им управляет и движет благодать Божия, оросившая его до самых недр его существа.

6. В первой четверти ХХ столетия появились выдающиеся психологи, которые специально занялись этим вопросом постарались как можно глубже погрузиться в человеческую душу, исследовать определенное поведение человека. Почему человек действует так или иначе? Почему ведет себя неправильно, не осознавая этого? Если человек не отдает отчет в своих действиях, значит, он чем-то ведом. Итак, хотя отцы Церкви знали об этом уже давно, наука лишь относительно недавно обнаружила пласт подсознания и бессознательного. Начали применяться методы психоанализа, который теперь используют специалисты во всех европейских государствах, пытаясь помочь людям, страдающим различными душевными недугами. Но суть в том, что, как бы ни старался человек, если он действует без Бога, он не получает таких результатов, как мог бы получать при содействии благодати Божией.

7. Как говорит автор, беда в том, что наука смотрит на мир человеческой психики сухо, исключительно с рациональной точки зрения, так что, бывает, специалисты, вместо того чтобы помогать людям, нередко делают им только хуже. Говорю, отмечает отец Симеон из собственного, пусть небольшого, опыта. Но если использовать открытия психологии в духе Христовом, в духе Евангелия и святых отцов, они становятся полезными.

***

Таким образом, как говорит автор, в этой книге с помощью новых данных психологии, а также в духе отцов Церкви мы постараемся немного погрузиться вглубь самих себя, чтобы узнать себя получше и освободиться от множества плохих вещей. Если Бог нам поможет, и мы поймаем эту «рыбку», плавающую в нас и причиняющую нам столько вреда, то избавимся от больших страданий и почувствуем себя более легко и свободно, и те, кто действительно желает жить духовной жизнью, смогут начать ею жить. Надеемся, - говорят издатели, что читатель, изучая эти беседы, получит большую пользу, узнает себя лучше и с помощью благодати Божией сможет твердо стоять на ногах и достигнуть той цели, ради которой он существует и которая есть не что иное, как спасение.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать