У книжной полки. Жизнеописание святителя Митрофана

6 декабря 2023 г.

В 1663 году в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери поселился обычный приходской священник Михаил. Он на 40-м году своей жизни лишился супруги и тогда же решил отречься от мира, чтобы беспрепятственно служить Богу. Следуя учению Евангелия, подвижник старался скрыть свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни - так ему была дорога мирная сень скромной обители. Но Господь судил ему иной, высший жребий - духовного водительства другими. Здесь он был пострижен в иночество с именем Митрофана, и здесь начался его архипастырский путь. Об этом говорится на страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Жизнеописание святителя Митрофана, первого епископа Воронежского».

***

1. Святителя Митрофана называют Ангелом Хранителем Воронежской земли. Именно он в период смуты, когда у людей сбились ценностные установки, утратилось представление об истинной добродетели, помог людям вновь обрести веру в Бога, открыть и развить в себе такие исконно христианские качества, как милосердие и сострадание. Святитель Митрофан боролся с народными суевериями, безнравственностью, влиянием старообрядцев, наставляя паству в верности учению Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Его труды были вознаграждены быстрым усилением авторитета Церкви. Эта книга напечатана ко дню памяти святителя, к 400-летию со дня рождения.

2. В издание вошли: Жизнеописание святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, составленное в 1869 году архиепископом, магистром Рождество-Богородицкой церкви Димитрием Самбикиным; Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского, и статья о почитании святыми земли Российской святителя Митрофана Воронежского. Из жития, представленного на страницах книги, читатель узнает, что святитель Митрофан Воронежский родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохове, Владимирской губернии, и во святом крещении был наречен Михаилом. О родителях сам святитель в своем духовном завещании говорит так: «Я родился от благочестивых родителей и был ими воспитан в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере».

3. Половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и был обычным приходским священником села Сидоровское. Более ничего не известно о мирской жизни святителя. Но его строго христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная архипастырская деятельность без сомнения говорят о том, что для своего прихода священник Михаил был пастырем, полагающим душу за своих овец, а для своей семьи - мудрым руководителем и любящим отцом. После смерти супруги, поселившись в Золотниковской пустыни, подвижник старался укрыться от славы человеческой, но его богоугодная жизнь сделалась известной для окрестного населения.

4. Спустя 3 года по вступлении святого в Золотниковскую обитель, братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, и крестьяне монастырских вотчин обратились к нему с просьбой принять в их монастыре настоятельство. Но святой Митрофан смиренно отказался от такого почетного предложения. Тогда старцы осиротевшего монастыря обратились с этой просьбой к высшей духовной власти, по распоряжению которой в 1665 году инок Митрофан был переведен настоятелем в Яхромский монастырь и возведен в игуменский сан. Десять лет продолжалось игуменство святого Митрофана в этой обители, и это время прошло в неусыпных его заботах о ее благолепии.

5. Как повествует далее житие, не раз святому Митрофану в то время приходилось путешествовать в Москву на поклон к высшим духовным и светским властям. Здесь на деятельного и опытного игумена обратил внимание Патриарх Московский Иоаким и как «мужа благоговейного и благодетельного» назначил его игуменом Макарьевской обители на реке Унже в Костромской губернии. Немало выпало забот и трудов на долю нового настоятеля по устройству монастыря, который достиг при нем цветущего состояния. Любовью к людям и высоким благочестием, учительным словом и простотой обхождения святой игумен привлек к себе сердца не только монашеской братии, но и всего народа Костромской земли.

6. Весть о том, что на Русской земле явился новый угодник Божий, достигла благочестивого царя Феодора Алексеевича. С тех пор царь не раз призывал унженского игумена к себе в Москву, чтобы насладиться беседой с ним, а также сам посещал Унженский монастырь, расцветавший под управлением мудрого старца. Для противодействия усиливавшемуся расколу старообрядчества на Московском соборе в 1682 году было решено увеличить число епархий. Тогда была образована новая Воронежская епархия, а царь Феодор предложил назначить игумена Митрофана первым ее епископом. Таким образом, 2 апреля 1682 года святой Митрофан был посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и 16 архипастырями. В том же году благочестивый самодержец скончался, а для России начался период смут и потрясений, как государственных, так и церковных.

7. Новопоставленный святитель Воронежский участвовал в торжестве венчания на царство наследников почившего монарха, его братьев, - царевичей Петра и Иоанна. По Промыслу Божию, в предуказание будущей близости к царю, святителю Митрофану выпало поднести царский венец 10-летнему Петру I.  Как сообщает житие, святитель Митрофан был не от мира сего, но жизнь свела и сблизила его с человеком совсем иного склада, царем-реформатором, исполненным мирских замыслов и страстей, своей кипучей деятельностью потрясавшим Россию. Святитель Митрофан всем сердцем воспринял апостольский завет: «царя чтите» - и проникся к Петру I горячей, нелицемерной любовью. И царь, с детства видевший вокруг себя жестокость, коварство и лживое низкопоклонство, потянулся к старцу Божию и ответил на его искреннюю любовь взаимностью.

8. Кроме того, патриотизм, любовь к родине и забота о ее благе – все это в высокой степени была присуще святителю Митрофану. Поэтому, когда император решил построить флот, старец, понимая необходимость этого начинания, призывал свою паству помочь государю, и сам передавал Петру всю имевшуюся у него казну со словами: «Всякий сын отечества должен служить от имений своих нужде государственной». С именем святителя Митрофана неразрывно связано и строительство Санкт-Петербурга. Святитель поддержал дерзновенный замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. На Воронежской кафедре епископ Митрофан пробыл 20 лет и скончался 6 декабря (н.с) 1703 года. Над могилой архипастыря царь Петр сказал: «Не осталось уже у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память». Обо всём этом более подробно рассказывает эта книга.

***

Как отмечают издатели, четыреста лет прошло со дня окончания земной жизни святителя Митрофана Воронежского, а память о нем продолжает жить в православном народе от севера до юга, от запада до востока нашей необъятной Родины. Память о святителе не ослабевает, с каждым днем множится почитание его и за пределами нашей страны. Не иссякают потоки паломников в места жизни и монашеских подвигов святителя. Восстанавливаются храмы и строятся новые в честь первого епископа Воронежского, пишутся новые книги о нём, переиздаются старые, дореволюционные. В их числе и это издание.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X