Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга печатается по изданию – «Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время». Этот труд в трех томах был составлен архимандритом Сергием (Василевским) и издан в 1888 году в Казанской Типографии Окружного Штаба. Как говорится в жизнеописании святителя Филарета, Феодор Георгиевич Амфитеатров, как звали его в миру, родился 17 апреля (старого стиля) 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Мальчик был очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока.
2. В детские годы Феодор очень любил посещать храм. С шести лет он начал учиться грамоте, а первым учителем его был дед. На 10-м году жизни мальчик был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища, по окончании которого он, как лучший ученик, был переведен в богословский класс Севской семинарии. Исполняя давнее свое желание, посвятить свою жизнь Богу, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета. Когда это желание было воплощено в жизнь, на будущего митрополита Киевского было возложено послушание преподавателя семинарии, которое он со смирением выполнял.
3. Как вспоминал сам святой, его «судьбы» всегда были в руках Божьих, а потому преподавательское послушание все более и более укрепляло его и сообщало бесценный опыт. Он был преподавателем и ректором Севской, Уфимской, Тобольской, Калужской семинарий. Нес послушание инспектора в Петербургской и Московской академиях. Особое попечение имел о Киевской духовной академии, когда занимал Киевскую кафедру. Ради обучения в окормляемых им духовных школах, как свидетельствуют современники, некоторые даже бросали университеты в Европе. По словам воспитанников, святитель Филарет был «ангелом во плоти», который управлял академиями и семинариями как отец, а учащиеся были для него словно родные дети. Именно благодаря послушанию преподавателя и ректора, пересеклись пути двух Филаретов. Будучи ректором Санкт-Петербургской академии, архимандрит Филарет (Дроздов), лично ходатайствовал о назначении своего тезки ректором Московской духовной академии.
4. Особенно тесно связана жизнь святого с историей отечественного монашества. Во время своего архипастырского служения в Калуге, он основал Иоанно-Предтеченский скит в Оптиной пустыне и положил начало местному старчеству. О нем говорили как о подвижнике, который мог воспитывать подвижников. До сих пор монахами хранится память о том, как в Оптинском скиту святителю Филарету пытались оказывать архиерейские почести, но он возражал: «Митрополит там — в другом месте, а здесь, в скиту, я просто инок». Такое смирение митрополит Филарет хранил до конца своих дней.
5. Последние 20 лет своей жизни святитель посвятил служению на Киевской кафедре. Отдельным предметом забот митр. Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской Лавры, которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в Лавре, митр. Филарет занялся устройством внутренней жизни лаврской обители по правилам монашеского жития, установленного основателями Лавры – преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Он строго следил за нравственным состоянием братии, постоянно наставляя ее (братию) своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и братия стала относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовью.
6. Современники говорили о нем: «Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников». Пример, достойный подражания, представляла личная подвижническая жизнь митр. Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший на себя подвиг схимонашества. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, святитель Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосьевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. И здесь он вел себя, как самый простой инок. Отличительными чертами личности владыки было его глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так продолжалось всю жизнь.
7. До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так в подвигах иноческой жизни и переносил эти трудности и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше. С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: “Я вижу Господь скоро позовет меня к Себе”. Такая уверенность архипастыря не обманула его. 1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но ненадолго. “Храмина тела моего разрушается”, – говорил он.
8. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал божественную литургию в домовой церкви и причащался св. Христовых Таин. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания. 21 декабря большой лаврский колокол возвестил Киеву, что любимый архипастырь отошел ко Господу.
***
"Идти всегда прямым путем, - это было моим постоянным правилом, и было хорошо. Часто случалось мне, с самых первых пор службы, бывать в большой тесноте обстоятельств: и сверху давят, и снизу не благоприятствуют, и со сторон теснят, - а я все держался одного прямого пути и так рассуждал: как люди ни хитрят, ни усиливаются, а Бог всех перемудрит и пересилит", - сказывал умудренный скорбями и искушениями, смиренный святитель Филарет, при жизни именуемый и милостивым, и монахолюбивым, и благочестивым. Подробнее о жизни святого архипастыря вам расскажет эта книга.
Использованы материалы сайтов:
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfiteatrov/
https://pravlife.org/sr/node/501
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Светлого Христова Воскресения по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя
Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска
Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»
Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием
Читаем Добротолюбие. «Против человекоугодия». Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!