***
1. Книжная серия «Жизнь как пример» знакомит читателей с самыми разными людьми, прославленными в лике святых. Это врачи, полководцы, монахи, мученики за Христа, миссионеры... В этой книге рассказывается о жизни удивительного врача и священнослужителя, близкого нам по времени – о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Читая книгу, дети узнают немного больше об исторических событиях 20 века и о том, что такое исповедничество. Пример святителя Луки показывает, как можно отказаться от земных почестей и славы ради служения Христу и как сохранять верность Богу в самых тяжелых жизненных ситуациях.
2. Свой рассказ автор Ирина Судакова начинает так. «Город Киев. Конец XIX века. По улицам разъезжают диковинные электрические трамваи: они появились совсем недавно. Спешат куда-то по своим делам люди, мало обращая внимание на других. Только один юноша вглядывается в лица прохожих. Наблюдает за их движениями. Внимательно рассматривает пассажиров в трамваях. Mолодой человек каждый день молится в Киево-Печерской лавре и других храмах города. Но и там он порой словно изучает богомольцев, как будто хочет хорошенько их запомнить. Почему же юноша так интересуется людьми? Отгадка проста. Валентин, а именно так зовут необычного юношу, страстно любит рисовать.
3. Когда он возвращается домой, берёт в руки карандаш, проводит уверенные линии на бумаге. И пожалуйста: на листе вдруг появляется господин из трамвая, спешащий прохожий, смиренный монах или усердный паломник. Что общего между юношей Валентином и святым Лукой, о котором пойдёт речь в книге? Так ведь Валентин и есть будущий святой. Имя Лука он получил в монашестве. А до этого его звали Валентин Войно-Ясенецкий. Одновременно с гимназией Валентин окончил художественную школу. Он был необычайно талантлив. Участвовал в художественных выставках и за свои наброски получил премию. Казалось: быть ему художником. Да и сам он так думал. И уже было собрался поступать в Петербургскую академию художеств. Но потом избрал совсем другой путь. Он решил: «Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей».
4. Так юноша поступил на медицинский факультет. Как пишет автор, сначала учёба в университете давалась Валентину нелегко. Он совсем не любил физику, химию и другие естественные науки. Несмотря на это, усердно занимался и получал одни пятёрки. Но и в то время Валентина можно было увидеть с карандашом в руках. Он часто что-то зарисовывал. Но не подумайте, - говорит автор, - что юноша всё же принял решение стать художником. Совсем нет. Он увлёкся анатомией. Теперь Валентин скрупулёзно прорисовывал устройство глаза или сустава. Так будущему врачу пригодились художественные способности: умение видеть мир точно и объёмно. А потом талант художника помогал ему проводить сложные операции.
5. Когда был получен диплом доктора с отличием, товарищи по курсу были уверены, что Валентин займётся наукой. Как же они удивились, когда услышали, что он хочет быть простым деревенским врачом, чтобы помогать бедным людям. В 1904 году началась война между Россией и Японией. Валентин Феликсович поступил в медицинский отряд Красного Креста и отправился на Дальний Восток. В госпитале молодому доктору сразу пришлось оперировать раненых. Операции были сложными, но проходили успешно, и ему удалось спасти много людей. А ещё на Дальнем Востоке в жизни Валентина Феликсовича произошло важное и радостное событие: он женился на сестре милосердия Анне. Это была прекрасная девушка, такая добрая и кроткая, что все называли её «святой сестрой».
6. Наконец Валентин Феликсович смог осуществить свою мечту - послужить бедным людям в сельских больницах. Трудился в разных губерниях. Условия работы были очень тяжёлыми. Только представь, - обращается автор к читателю. - В больницах не было электричества и водопровода. Доктору приходилось быть одновременно и взрослым врачом, и детским, и окулистом, и хирургом. Порой приходилось принимать по двести пациентов в день. А потом ещё ехать верхом или на телеге к тем больным, которые не могли прийти сами. Где бы Валентин Феликсович ни работал, слава о нём быстро распространялась. Ведь к каждому пациенту он относился с сочувствием и вниманием. Как-то с помощью операции он вернул зрение молодому нищему. Исцелённый собрал слепых со всей округи, и они выстроились перед больницей в длинную очередь.
7. Как рассказывает автор, доктор Войно-Ясенецкий проводил огромное количество операций. Чтобы помочь людям, он стал думать, как лучше всего делать анестезию - обезболивающие уколы. И нашёл новый способ, безопасный для больных. Вскоре он написал книгу об анестезии и сам нарисовал к ней рисунки. Ему присвоили учёную степень - «доктор наук». Так он стал учёным. Bалентин Феликсович приступил ко второй научной работе, и у него появилась необычная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Это казалось совершенно невероятным: епископами становятся священники-монахи, а Валентин Феликсович был врачом и отцом семейства. Но прошло немного времени, и в его жизни всё изменилось. О том, что произошло дальше, наши юные читатели узнают из этой книги.
8. Кроме того, автор приводит интересные факты из жизни святого врача. А также отвечает на вопрос, как мы можем подражать святителю Луке? И вот один из ответов: развивай свои таланты. В жизни тебе, - говорит читателю Ирина Судакова, - могут понадобиться самые разные умения. Святителю Луке в медицинской деятельности пригодилось умение рисовать. А работа врача и труд ученого были самой настоящей проповедью, которая помогала ему свидетельствовать о Христовой вере и защищать её.
***
Святитель Лука Крымский - блестящий хирург, учёный, духовный писатель и автор книг по медицине. Он стал священником в сложное время гонений на Церковь, прошёл тюрьмы, ссылки и пытки. Вся его жизнь - это подвиг исповедничества. Он любил Христа и до конца жизни служил людям, и в особенности страждущим, с невероятной любовью и самоотверженностью. Святитель Лука считал лечение больных величайшим делом, которое есть подражание Самому Христу. Зачастую святые кажутся далёкими и недосягаемыми… а ведь они, как мы видим из жития святителя Луки, были такими же, как мы. Просто им хватило решимости служить Богу до конца своей жизни и использовать полученный от Бога талант во благо людям. Их жизнь является примером для всех нас.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
ПАСХА 2024. Священник Роман Колеснев
ПАСХА 2024. Священник Михаил Проходцев
ПАСХА 2024. Священник Олег Патрикеев
ПАСХА 2024. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!