У книжной полки. Жизнь и деятельность святителя Феофана

22 января 2024 г.

В жизни Русской Церкви большое значение имело «ученое монашество» — сословие иноков, получивших высшее богословское образование в духовных академиях. И среди многих выдающихся ученых богословов и иерархов 19 века особое место занимает святитель Феофан Затворник, чье богатое богословское наследие пронизано мыслью о христианском спасении. Изучению трудов святителя посвятил многие годы своей жизни архимандрит Георгий (Тертышников), книгу которого мы и предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Правило веры» и называется – «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника».

***

1. Книга «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника» представляет первую часть фундаментального труда доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия (Тертышникова) «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Скажем несколько слов об авторе. Николай Иванович Тертышников в 1969 году по окончании Московской Духовной семинарии вступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и в том же году был пострижен в монашество с именем Георгий. Будучи еще семинаристом, он по совету игумена Марка (Лозинского) начал исследовать творения святителя Феофана Затворника. И этому делу посвятил всю свою оставшуюся жизнь.

2. Отец Георгий непосредственно участвовал в обре­тении мощей епископа Феофана в 1972 году и готовил материалы к прославлению его в лике святых и составил службу святителю Феофану Затворнику. А в марте 1990 года он защитил в МДА магистерскую диссертацию на тему - «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». В течение 30-ти лет архимандрит Георгий изучал и систематизировал творения преосвященного Феофана, выпустил большое количество статей по этой теме, также очень популярны были его беседы о Святителе на радио «Радонеж». Предлагаемая вашему вниманию книга включает в себя как подробное жизнеописание епископа Феофана, так и глубокий и всесторон­ний анализ его деятельности. Завершает издание служба святителю Феофану Затворнику.

3. Как пишет отец Георгий, есть люди, которые всецело отдают себя внешней деятельности и непрестанно погружены в борьбу за свои идеалы. Они быстро осваиваются в различных условиях и энергичной рукой направляют течение событий к намеченной цели; верным глазом различают отношения между людьми, умеют подчинить их своей воле и заставить следовать за собой. Жизненная борьба с ее треволнениями, победами и поражениями, — вообще чисто прак­тические интересы — вот сфера их деятельности, без которой они и жить не могут. Но есть другие люди. Они чутки ко всем проявлениям сокровенной жизни, ко всему истинно прекрасному, возвышенному, идеальному, способны различать тончайшие оттенки нравственного настроения.

4. Они не трубят о своей деятельности. Вглубь, а не вширь направлены их силы. Но плоды их трудов со временем оказывают могущественное воздействие на души многих и многих тысяч людей, и потому имена их живут в веках. К числу таких одаренных, глубоко художе­ственных натур, великих мужей духа относится и святитель Феофан, который, как и святитель Тихон Задонский, стал великим учителем благочестия, служа людям из затворнической келий. Если внешняя деятельность замечательных людей глубоко поучительна, то несравненно более поучителен их внутренний мир: как веровал, молился, размышлял и боролся с собой человек, наделенный богатыми духовными силами и небесными стремлениями?

5. Епископ Феофан, по словам автора, принадлежит к числу тех глубоких, искренних и принципиальных писателей, у которых печатное слово находилось всегда в полном согласии с их действительной жизнью. Его произведения всегда доказательны и убедительны потому, что они являются плодом его жизненного подвига, пережиты им сполна. В сочинениях и письмах святителя, как в чистом зеркале, отображается светлый образ их автора. Плоды подвига Вышенского затворника ведомы только Единому Богу, ибо как можно проникнуть в глубочайшие тайники человеческого духа? Однако, - пишет отец Георгий, - как мы упоминали, его сочинения и другие дошедшие до нас известия вырисовывают достаточно ясную картину его жизни в этот период и отчасти расширяют возможность познания внутреннего подвига святителя.

6. Так, например, из жития святого известно, что в 1866 году он по прошению был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Здесь он до самого конца своей жизни чувствовал себя вполне счастливым. «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, — писал он, — и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митро­полию, но и на патриаршество, если бы его вос­становили у нас и меня назначили на него». «Вышу можно променять только на Царство Небесное», - говорил святитель Феофан.

7. Главным занятием святителя была молитва и богослужение. Он твердо помнил заповедь киевского старца Парфения, что одно нужнее всего: молиться, и молиться непрестанно умом и сердцем Богу. Очевидец, один из иноков Вышенской обители - игумен Тихон (Цыпляковский), сказал, что святитель «горел, как свеча или неугасимая лампада пред ликами Христа, Богоматери Заступницы и святых Божиих». А духовным подвигам святителя Феофана сопутствовали учено-литературные и богословские труды. Ему, по собственному его выражению, нередко «денно-нощно» приходилось сидеть за своими учеными занятиями. «Затвор дал возможность Вышенскому затворнику стать глубочайшим христианским психологом и знаменитым христианским богословом». За время пребывания на Выше святителем Феофаном было создано столько духовных произ­ведений, что перечень их занял бы не один десяток страниц. Поэтому отец Георгий кратко останавливается на наиболее важных из них.

8. 28 лет затвора отдал святитель Феофан на служение Богу, предаваясь молитве, богомыслию и неусыпным духовно-литературным трудам на пользу ближ­ним. Воскресив своей жизнью идеал истинного подвижника древней Церкви и показав нетлен­ную красоту его, Преосвященный владыка, по словам отца Георгия, явился ярким духовным светочем, указывающим путь современному ему обществу к истине и добру. Из своего тихого затвора на Выше смиренный архипастырь неутомимо изливал благодатный свет истины Христовой, и сколько душ, жаждущих этого света, этой благодатной истины, напоены его словом, воистину благодатным!

***

По словам протоиерея Павла Великанова, архимандрит Георгий Тертышников «не случайно выбрал святителя Феофана. Его душа была созвучна духовным исканиям вышенского затворника». Как отмечал сам отец Георгий, «всякий, кто знаком с сочинениями святителя Феофана, не мог не почувствовать их притягательной силы, искренности и правды. Все, что в них высказано, было автором пережито, выстрадано, приобретено огромными усилиями, в каждой фразе запечатлен внутренний опыт, духовный подвиг святителя». Сочинения святого архипастыря, по мнению отца Георгия, должны стать «настольными книгами для каждого желающего идти по пути спасения в жизнь вечную». Таковыми они были и для архимандрита Георгия (Тертышникова), отошедшего ко Господу 2 октября 1998 года. Последние написанные им строки были посвящены святителю Феофану.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать