Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Эта книга напечатана по изданию «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых». На протяжении более двух веков Четьи-минеи святителя были в числе наиболее почитаемых книг на Руси. Над составлением житийных повествований святитель Димитрий трудился в течение двадцати лет своей жизни, до самой кончины собирая новые, дополнительные материалы о жизни святых. Полное собрание этого труда насчитывает 12 томов, которые неоднократно переиздавались. О многих и многих святых рассказывает труд святителя Димитрия Ростовского, в эту же книгу вошли лишь избранные жития святых отцов.
Жития святых, как отмечают издатели, — это животворящий источник для верующего человека. Духовное чтение утешает в горестях, избавляет от уныния и возвышает душу. Подвижники веры и благочестия ведут нас своими примерами. Они сильны умом и приобрели помощь Самого Господа, и поэтому безопасно плавают по морю непостижимости Божией. Святые - это великие столпы веры, к которым мы, малощные, но ищущие правды Христовой, можем приблизиться и найти опору. Бог дал избранникам Своим, любящим Его неизреченной любовью, Свою живоносную любовь и светлый дар понимания и рассуждения православных истин. Мы называем их святыми отцами. Они во всей сердечной и душевной полноте восприняли слова Господа: Я возлюбил вас (Мал. 1:2), а свою искреннюю и великую любовь обращали не только к Богу, но плодами неустанных трудов своих насыщали целые народы.
Одним из наиболее чтимых Православной Церковью вселенских учителей и святителей, житием которого открывается эта книга, бесспорно, является Василий Великий. О нем святой Амфилохий, епископ Иконийский говорил: «Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской принадлежит не одной Кесарийской Церкви. Он не только в свое время, и не одним только своим соплеменникам был полезен, но и по всем странам и городам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу». Творения святого отличаются особой выразительностью речи, яркостью образов, точностью наблюдений, и они не перестали быть актуальными для современного общества.
Вкратце обратимся к житию великого подвижника, память которого сегодня совершает Святая Церковь. Архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий, родился в 329 году и первоначальное воспитание получил в семье, отличавшейся особым благочестием. Бабушка его, сестра, мать и брат причтены к лику святых. Отец его был учителем красноречия и адвокатом. Окончив образование в Кесарии, Василий учился в знаменитых афинских школах. После возвращения на родину он принял крещение и был причислен к клиру в звании чтеца. Затем долгое время прожил у пустынников Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта, где изучил монашескую жизнь. Пустынная жизнь была по сердцу Василию, и он, выбрав себе уединенное место, устроил обитель, где с ним подвизался и друг юности - святой Григорий (названный Церковью Богословом).
В 364 году кесарийский архиепископ Евсевий вызвал святителя Василия из пустыни и рукоположил в пресвитера. В этой должности, состоя ближайшим помощником архиепископа в делах церковного управления, святой Василий трудился до изнеможения сил, проповедовал каждодневно, иногда по два раза в день, устраивал в Кесарии и ее окрестностях больницы, приюты, странноприимные дома. После смерти Евсевия в 370 г., святой Василий был возведен на кесарийскую кафедру и почти все время архипастырского служения провел в напряженной борьбе с арианами, которые имели большую силу при императоре Констанции и еще более при императоре Валенте. Святой Василий в борьбе с арианами был продолжателем дела Афанасия Великого и, подобно ему, возвышался над всеми, как несокрушимый столп Православия.
Кроме самоотверженной защиты Православия против ариан, архиепископ Василий оказал и другие великие услуги Церкви: вся жизнь его и особенно девять лет его архиепископского служения были исполнены непрестанными трудами. Многочисленные письма его показывают, как он болел душой о смятениях, бывших в Церкви, и как заботился о водворении мира в епископской среде. Устроенные им приюты для больных и бедных были так обширны, что в своей совокупности представляли как бы целый город. Во время голода жители Кесарии нашли в нем щедрого благотворителя. Он был основателем славных монашеских обителей и составил правила для жизни и поведения иноков, которыми руководятся они и доныне. Заботясь о единообразии и порядке священнослужения, святой Василий изложил чин апостольской литургии, известной под его именем. Усиленные труды и скорби, между тем, неприметно истощили телесные силы святого Василия и повергли его на смертный одр. Умер святой 1 января 379 года, сорока девяти лет от роду.
В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго, вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь». Эти слова - почти буквальное повторение отзыва о Василии Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним название Великого. Отцы Второго Константинопольского Собора прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий». Собор Трулльский в 32-м правиле также ясно говорит, что слава Василия прошла по всей вселенной; а похвальные отзывы о нем, встречающиеся в писаниях древних отцов и учителей, неисчислимы».
Кроме того, в этой книге представлены жития преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, святителей Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Григория Паламы, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и Пимена Великого, равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, преподобного Иоанна Дамаскина, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.
***
Эта книга рассказывает о самых известных святых отцах, которые жили в разные века христианства, но одинаково угодили Богу и стяжали венец святости. Как говорится в предисловии книги, «Церковь православная, благодарно почитая первых великих отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других, учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками. Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнаёт» в людях своих святых отцов не по причине древности, а руководствуясь своим опытом и внутренней интуицией, на основании которых и формируется Предание».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!