У книжной полки. Житие преподобного Василия Нового

10 апреля 2024 г.

По учению Святой Церкви, всякая душа по окончании земного пути переходит в мир иной, где ждет ее, как говорит святитель Феофан Затворник, «подвиг перехода через мытарства». Учение о мытарствах содержится в сочинениях многих святых отцов 4-5 веков – святителя Иоанна Златоуста, преподобных Макария Великого и Ефрема Сирина и других. В более позднее время размышления на эту тему можно найти в сочинениях святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Шанхайского, святого праведного Иоанна Кронштадского. Наиболее известный рассказ о посмертных мытарствах содержится в житии преподобного Василия Нового, которое сегодня мы и предлагаем вашему вниманию.

***

1. Книга «Житие преподобного Василия Нового» вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Из повествования известно, что написано это житие было учеником и духовным сыном преподобного Василия - Григорием. В предисловии автор пишет: «В память вечную будет праведник, — говорит царь и пророк Давид, а пре­мудрый Соломон вторит: Память праведных с похвалами. Я же, ничтожный и недостой­ный, бессильный восхвалить праведного Василия собственными своими силами, начинаю изложение равноангельского жития сего бла­женного. Желая начать это чудесное и достохвальное повествование, страшусь и трепещу, сознавая свое неумение.  Впрочем, опасаясь быть осужденным подобно тому, кто сокрыл талант, данный Господом его, дерзаю на это, чтобы не остались скрыты чудеса преподоб­ного, а те, кому надлежит, получили пользу».

2. Житие старца в этом сборнике занимает третью часть издания. Вкратце автор рассказывает следующее. О рождении святого Василия, о том, где и как он был воспитан и стал монахом, неизвестно. «Сам же он, по словам автора, никогда не говорил о себе, всегда стараясь скрыть свои добрые дела из присущего ему смирения, великого и чудесного. Однако он был таким человеком, что не мог укрыться и утаиться, ибо прославил Бог раба Своего. В молодости прп. Василий оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского императора и были встревожены его странным видом, приняв за лазутчика, шпионившего за Римским государством.

3. Они схватили подвижника и привели в город, где патриций Самона учинил ему допрос. На вопрос, кто он, Святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле. Преподобного подвергли многочисленным тяжким пыткам, но так как ничего не вредило ему, Самона объявил его чародеем. Причиной же молчания святого Василия было его нежелание обнаружить пред народом своих добрых дел, совершенных им в течение всей его жизни. В конце концов, патриций приказал утопить блаженного Василия в море, но два дельфина подхватили святого и вынесли на берег в предместье Константинополя, Евдоме. Преподобный вошел в город, где около Золотых ворот встретил больного человека по имени Иоанн, страдавшего лихорадкой. Святой Василий исцелил больного именем Спасителя и по просьбе Иоанна остался жить у него.

4. Иоанн и его жена выделили святому келию, в которой тот беспрестанно молился Богу. Автор об этом пишет: «Кто может описать слезы, которые проливал он всю ночь в молитве, совершавшиеся им поклоны и всенощное бдение? Ибо сон скорее мог охватить неусыпающие звезды, чем смежить веки святого. Столь велики были его кротость и безгневие, что его можно было уподобить второму Моисею или Давиду. Он был столь же непритворен и добронравен, как Иаков, и столь же незлобив, как Иов, милостив, как Авраам, и пребывал в глубокой бедности. И вот, поселившись в доме Иоанна святой Василий был словно второй Моисей у Иофора в земле Мадиамской».

5. Спустя немного дней, как свидетельствует Григорий, - к подвижнику начали стекаться боголюбивые люди, великие и малые, и он назидал их духовно своими наставлениями. Некоторые приводили больных, с верою, и он лечил их одной молитвой и возложением рук. Другие поправлялись через несколько посещений, после чего он отпускал их. И поскольку имел он богатые дары Святого Духа, то о каждом знал, каковы деяния его, и кто он такой, называл по имени даже тех, кого никогда не видел, многих он обличал за совершенные ими дурные дела и перед всеми открывал их злые помыслы, так что все, кто шли к нему, стыдились и каялись.

6. Святой скончался около 944 года в возрасте ста десяти лет. Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него. Подробнее о его жизни и его духовных подвигах рассказывает ученик блаженного Василия Григорий. А еще он говорит о старице преклонных лет, которая усердно служила святому отцу. Звали ее - Феодора. Она умерла раньше преподобного Василия. Все скорбели о ее преставлении, потому что она встречала и провожала каждого, кто приходил к святому. Более того, как добрая христианка, она с любовью беседовала со всеми и напутствовала на благие дела. Она всегда была тихой женщиной, душевной, незлобивой, с добрым нравом и охотно прислуживала с большим смирением.

7. И вот, когда она умерла, Григория стали донимать думы о ней. Я, - говорит он, размышлял, в какое место попала она, в хорошее или в плохое? Спаслась она или мучается? И какое воздаяние получила за свое служение святому? По великому желанию Григория узнать о ее загробной участи, старец открыл ему, что блаженная Феодора пройдя все мытарства, находится в раю. В сонном видении Григорий увидел старицу и спросил ее, как она разлучилась с телом и как достигла до сего блаженного места. На это блаженная Феодора отвечала рассказом о том, как она умерла и как прошла мытарства. Этот рассказ святые отцы советуют читать со вниманием. Так, например, святитель Феофан Затворник говорит, что «он очень поучителен. И к самопознанию поруководит, и паче внедрит убеждение в силе слезного покаяния и исповеди».

8. Мытарств, как говорится в настоящем житии, святая Феодора прошла двадцать. И все эти мытарства описывает ученик святого Василия Григорий. За пространным рассказом о загробной участи человека следует не менее пространное повествование о видении Будущего Суда, которого также удостоился автор данного жития. А завершает этот труд рассказ о преставлении преподобного Василия, который, прежде чем отойти ко Господу, благословил Григория написать его житие и рассказ о посмертной участи преподобной Феодоры для пользы боголюбивых душ.

***

По словам издателей, «Богодухновенное житие преподобного Василия Нового, память которого совершается 8 апреля, раскрывает тайны будущего века: посмертную участь человеческой души, неизреченный Праведный Суд Господа нашего Иисуса Христа, наконец, тот способ, которым до­стигается вожделенная вечная жизнь и общение с Господом». Это назидательное чтение будет полезно всем, кто идет по пути спасения, поможет читателю тщательно подготовиться к исповеди, испытать свою совесть и обрести покаянный настрой, что особенно важно сейчас в дни Великого поста.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать