У книжной полки. Записки письмоводителя старца

5 июля 2023 г.

«Я хочу поведать, как под руководством старца благода­ря его духовному опыту, святым молитвам и трудам человек меняется» — такими словами начинал свои воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине) один ученый муж, которого в молодые годы вопросы о смысле жизни привели к келье старца. Также по Промыслу Божию приехала однажды к отцу Иоанну и Татьяна Сергеева Смирнова, ставшая впоследствии его помощницей, келейницей и письмоводителем. Она неотступно пребывала рядом со старцем с 1981 года и до самой его кончины в 2006-м, была свидетельницей сокровенной духовной жизни своего наставника. Об этом она и рассказывает в книге, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Записки письмоводителя старца. О Промысле Божием, милующем нас, не понимающих Его любви».

***

1. Итак, автор этой книги - Татьяна Сергеева Смирнова - человек, близко знавший старца и духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Приведенная в далеком 1969 году Промыслом Божиим в монастырь и встретившая там отца Иоанна, она стала одним из его верных духовных чад. Ее воспоминания открывают читателю ранее неизвестные страницы жизни отца Иоанна, а также показывают, как Промысл Божий невидимо, неотступно и благодатно присутствует в нашей жизни. Предваряет свой рассказ Татьяна Сергеева такими словами:

2. «Долго я сомневалась в том, стоит ли обнародовать мои воспоминания о прожитом. Хотя они то и дело оживают в сознании. И сама я часто возвращаюсь в прошлое, оно освещает и даже руководит моей теперешней жизнью. Но как же тягостно сознавать, что в то время, когда всесильная милостивая рука Божия творит нашу жизнь, мы не обращаем осмысленного внимания на это творчество, своеволием усиленно сопротивляясь ему. Воспоминания же зримо подтверждают для меня нерушимость высказывания отца Иоанна, что только Промысл Божий властен во всем мире и в жизни каждого человека. Оглядываясь назад, теперь я не сомневаюсь, что этот Божий руководитель был в моей жизни и до того, как я начала это понимать».

3. «Но, - как отмечает Татьяна Сергеевна, - Господь с младенцами бережно осторожен и деликатен во весь период, пока они еще только играют в жизнь. Кстати, «играть в жизнь» - это выражение отца Иоанна, которое я, - говорит автор, - часто слы­шала от него. Я заигралась надолго. Главным руководителем моим было мое «я». «Я хочу», «мне интересно», «мне нравится». Никакого насилия над собой мое «я» категорически не признавало. Да что насилие, оно даже свое же здравое суждение частенько отвергало. Все подчинялось этому тирану, всемогущему и безрассуд­ному «я». Необузданность молодости и веселье несли меня по жизни, начиная с окончания школы: художе­ственное училище, странствия по России с рюкзаком и этюдником, очарование Кавказом. Волнение мамы в счет не шло».

4. Всё изменилось в 1969 году. Тогда настал момент окончания Строгановки и вступление в самостоятельную жизнь. И вот наступившая «неопределенность будущего начала нарушать душевное равновесие» Татьяны Сергеевны. «А главное, - пишет она, - расставание с Церковью, которая вошла в жизнь и согревала мою душу в Москве». По словам автора, «ощутимый переворот ее мировоззрения произошел в 1965 году», когда она «первый раз прочитала Святое Евангелие. Летом я, - рассказывает Татьяна Сергеевна, -  поехала на могилку моего дедушки протодиакона Евлампия, который за несколько лет до описываемых событий служил в Никольской церкви города Касимова. Не забыть той особенной ночи, когда я на веранде маленького домика старой монахини со свечой начала чтение».

5. Но свеча скоро не потребовалась - страшная гроза накрыла Касимов. Небо раскалывалось от грозного грохота разбушевавшейся стихии. Молнии, одна за другой, не успев погаснуть, вспыхивали без перерывов, поглощая ночную тьму. Так, «под апокалиптический аккомпанемент» высвечивалась для Смирновой благая весть о любви Божией к человечеству. Само небо освещало вечные слова Вечной Книги. За ночь она прочитала все четыре Евангелия, и они буквально перевернули ее сознание. Прошлое вдруг сразу измельчало и как бы соскользнуло в небытие, освещенное светом неведомой доселе великой вечной Божественной Истины.

6. А через несколько месяцев после ее отъезда в Никольскую церковь Касимова был назначен новый настоятель — протоиерей отец Иоанн Крестьянкин. Прослужил он в ней только год, после чего начал свой монашеский сорокалетний путь в Псково-Печерском монастыре. Таков был Промысл Божий. И именно тогда, Господь, услышав мысленный плач Татьяны Сергеевны о своей погибающей душе, ответил ей, вручив пастырю — водителю по жизни. «Теперь, - пишет автор, - могу говорить только о том, что я слышала и видела своими глазами, что записала для памяти за время моего служения в качестве келейницы. Не берусь ни домысливать, ни оценивать виденное и слышанное. О духовном может судить только духовный, а потому понимание и суждение о батюшке оставляю на духовную меру читающих».

7. Двадцать пять лет Татьяна Сергеевна видела человека, который выпестованной в себе любовью стал совокупностью совершенств. Она была рядом и, хоть многого не понимая, видела и слышала его отношение к жизни, видела его в разговорах с одним человеком, слышала его беседы одновременно с группой посетителей, видела встречи с сильными и малыми мира сего. Видела одухотворенным молитвой, готовящимся к праздникам, в быту и в моменты работы над проповедями. Видела на природе, которая для него была божественной книгой, продолжением Святого Евангелия. Она видела и удивлялась виденному и слышанному, ибо буквально все это было явлением жизни во Христе. Внешне ничем не отличаясь от своих собратьев-современников, по сути своей отец Иоанн, по словам автора, был в наше время, как «един от древних».

8. Своим примером батюшка, как отмечает Татьяна Сергеевна, безмолвно звал всех увидеть и почувствовать и в своей жизни присутствие Живого Бога. Ибо «познание Бога, единение с Богом и утверждение в Боге» он признавал «конечной целью всей жизни и духовного воспитания». Воспринятое от мамы в раннем отрочестве понятие о Промысле Божием возросло в опыте жизни до реального ощущения постоянного присутствия Божия. Это действие Промысла Божия в жизни человека, «милующее нас, непонимающих Его любви», раскрывается на протяжении всей это книги.

***

Долгие годы Татьяна Сергеева Смирнова была не только помощницей отца Иоанна, но и его письмоводителем. «Письма, письма и письма! – пишет она. - Сколько их про­шло сквозь батюшкины руки; сколько горя и боли приняло в себя его любящее сердце; сколько смущений и недоумений устранил он; скольких воззвал из глубины падений своей милостивой сопричастностью и молитвой. Эти письма, которые, по мнению Татьяны Сергеевны, также сохранил для нас Промысл Божий, и теперь продолжают разговор батюшки с нами от сердца к сердцу, от души к душе. Одним из главных заветов старца говорил о вере в Промысл Божий, ведущий человека ко спасению. О чем свидетельствует и автор этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать