***
1. Как отмечают издатели, на русском языке издано очень мало книг святителя Нектария и посвященных ему. В прошлом году в издательстве Сретенского монастыря вышла наиболее полная биография святителя «Нектарий Пентапольский – святой наших дней». Основанная на всестороннем изучении источников, она освещает множество неизвестных и малоизвестных фактов биографии святителя. Ее автор, бескорыстный энтузиаст, движимый великой любовью к святому Нектарию, на протяжении многих лет, зачастую вопреки неблагоприятным условиям, неустанно работал, чтобы сделать известным миру все связанное с памятью святителя.
2. Составленную биографию святителя автор предваряет такими словами: «Вся его земная жизнь была дивной. Выходец из самой обширной области грекоязычного мира, питомец благочестивой семьи с твердыми христианскими устоями, он остался в памяти всех как муж благой воли, чуждый всякой злобы и лукавства, бесхитростный и смиренный. С детства трудолюбивый и добросовестный, закаленный лишениями и невзгодами отрочества и ранней юности, он и будучи архиереем не гнушался любой физической и так называемой низкой работы, будь то уборка умывален в Ризарийской семинарии или шитье и починка обуви для эгинских сестер.
3. Как истинный монах, подвизавшийся в иноческом делании на Хиосе и Эгине, святитель Нектарий был безупречно тверд в Православии, непорочен, нестяжателен, крайне неприхотлив, покорен существующим церковным и гражданским властям, терпелив в несении телесных и душевных скорбей, а как духовник — мудро и с великим рассуждением направлял души своих чад ко спасению. Как епископ он был кротким и доброжелательным, приветливым и доступным, простым и бесконечно чуждым всякого высокомерия, но при этом глубоко серьезным и предельно ответственным во всех делах, неподкупным, беспощадным к себе и милостивым, снисходительным к другим — одним словом, точным подобием истинного священнослужителя, которого сам изобразил в своем труде - «Наука пастырства».
4. Сегодня же мы предлагаем вашему вниманию книгу святителя Нектария Эгинского - «Забота о душе: покаяние и исповедь», которая впервые выходит на русском языке, также в издательстве Сретенского монастыря. Сам святитель так характеризовал эту свою работу: «Данный труд, состоящий из десяти Слов, озаглавлен "Забота о душе" ввиду их цели. Первые четыре Слова составляют исследование о нравственной свободе, в котором мы стремимся доказать, что человек нравственно свободен и что, отворачиваясь от Бога, он согрешает против Него. В пятом Слове, посвященном греху, мы показываем, что грех есть великое зло и что покаяние для нас необходимо. Шестое Слово касается покаяния; в седьмом – говорится о том, что спасение совершается как благодатью Божией, так и волей человека. Восьмое и девятое - посвящены исповеди; в последней беседе говорится о Божественной Евхаристии…»
5. Как отмечает святитель, «цель объединения и издания этих Слов и бесед состоит в том, чтобы мы имели возможность включить в один небольшой том все наставления, необходимые для попечения о разумной и бессмертной душе». Слово святителя просто, живо, действенно. Он пишет о самых важных для человека вещах – об истинной и ложной свободе, о том, как мы можем остаться нравственно свободными, как нам последовать за Христом, о грехе, покаянии и спасении, о том, как нам надлежит приступать к причащению Святых Христовых Таин и каким бывает тот, кто приобщается достойно. Опираясь на евангельское и святоотеческое учение, святитель побуждает читателя позаботиться о своей душе, встать на путь спасения и покаяния.
6. Вот, например, архипастырь отвечает на вопрос: «Как нам последовать за Христом Спасителем?» «Мы следуем за Христом, - пишет автор, - отождествляя нашу волю с Его волей, поступая так, чтобы в нас действовала не наша воля, а воля Божия, чтобы жили не мы, а Христос жил в нас, как о себе сказал апостол Павел: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). А также: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни (Рим. 14: 7–8). Такое послушание есть истинное послушание, и только оно сохраняет нас истинно свободными, оно приличествует разумным и нравственно свободным существам.
7. Поэтому нашей душе необходимо внимать духу Господа, нашему сердцу – прилепиться к Нему, а нашей воле – отождествиться с волей Господа. Таким образом, мы становимся Его истинными последователями, уверенно идем по пути истины и остаемся нравственно свободными». Эти слова святого Нектария, Эгинского чудотворца, основаны на его личном опыте, ведь его жизнь - это история абсолютного принятия и доверия воли Божьей во всех ситуациях. Особенно тогда, когда, кажется, что выхода нет, и нет возможности смириться с происходящим вокруг. Пример этого святого, а также его наставления сегодня помогает многим в преодолении ежедневных испытаний.
8. Наставляя христиан, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христианину не принесут никакой пользы правые догматы, если он небрежет о своей жизни». Поэтому святитель, как бы обращаясь к нам со страниц этой книги, говорит: «Возлюбленные, нужно нравственно переродиться, нужно жить по-христиански, нужно поступать добродетельно и достойно, нужно стать своими Богу, нужны совершенство и святость, ибо так мы становимся причастниками вечной жизни. Поэтому, если не будем прилагать усилия, ничего не достигнем. Тогда молитвы духовника окажутся бесплодными; молебны, оплаченные нами, тоже будут бесплодны; тщетными также будут сорокоусты, совершаемые за нераскаявшегося человека. Мы спасаемся сокрушением сердца и подлинной исповедью», - заключает святитель. Об этом он говорит в своей книге.
***
«Покаяние открывает нам Царствие Небесное, вводит в рай и доставляет наслаждение вечными благами», - такими словами можно резюмировать содержание книги святителя Нектария Эгинского «Забота о душе». Она содержит наставления, необходимые для попечения о разумной и бессмертной душе. В своем труде святитель изучает вопрос о духовно-нравственной свободе человека и его предназначении жить с Богом, которые человек утрачивает из-за уклонения в грех. Только покаяние пред Богом и священником в таинстве Исповеди, по мнению святителя, может вернуть человека к истинной жизни и привести к дверям Царствия. Подробнее об этом читайте на страницах этого издания.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!