***
1. Драматические события истории, описанные в этой книге, по мнению издателей, учат нас, как следует дорожить своей верой, как нужно любить свое Отечество. Читая историческую повесть – «За святую обитель», юные читатели узнают о героической шестнадцатимесячной обороне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осажденной польско-литовскими войсками в сентябре 1608 года, в ходе событий, известных в истории России под названием «Смутное время». «Смута» — то есть раздоры, беспорядки — явилась следствием династического, экономического и политического кризиса в Московском государстве в конце 16 — начале 17 века. После смерти в 1584 году царя Иоанна Васильевича Грозного у него осталось два сына: Феодор, который и унаследовал царский престол, и малолетний Димитрий.
2. В 1591 году царевич Димитрий был убит в Угличе, а спустя семь лет умер и царь Феодор Иоаннович — последний представитель династии Рюриковичей по мужской линии. На царский престол взошел боярин Борис Годунов. С пресечением древней династии оживились давние враги Русского государства — Польша и Ватикан во главе с папой Римским, желавшие подчинить себе земли Западной и Южной Руси с их населением, искоренить там Православие и ввести католицизм. В 1604 году их ставленник — самозванец, получивший в истории имя Лжедмитрия Первого (так как он присвоил себе имя покойного царевича Димитрия, будто бы спасшегося после трагедии в Угличе), — вторгся с войсками в русские пределы.
3. В кризисной ситуации того времени среди русских людей не было единого мнения о том, кто является законным представителем царской власти на Московском престоле. Самозванца поддержала значительная часть армии и боярства, многие города без боя сдались Лжедмитрию. В разгар войны, в апреле следующего года, скончался царь Борис Годунов, а через два месяца сторонники Лжедмитрия I в Кремле убили его сына и наследника царя Феодора Годунова. Путь к Русскому престолу для самозванца был расчищен. Он торжественно вступил в Москву, и 30 июля 1605 года в Московском Кремле состоялось венчание Лжедмитрия I на царство. Однако не все русские люди признали самозванца законным правителем. Через год после воцарения, в результате переворота, организатором которого был князь Василий Шуйский, в мае 1606 года Лжедмитрий I был убит.
4. На Московском престоле воцарился боярин (Рюрикович по женской линии) Василий Шуйский. Но война против Руси и Православия продолжалась. Вскоре защитникам Отечества пришлось вести борьбу против нового врага, посягнувшего на Русскую землю, русскую государственность и русскую веру. Новый самозванец — Лжедмитрий II — летом 1607 года заявил о своих притязаниях на Московский престол, не хотели упустить своего шанса в ослаблении Русского государства и Польша с Ватиканом. Весной 1608 года Лжедмитрий 2, собрав многотысячную армию, предпринял поход на Москву. Нещадно разоряя русские города, опустошая селения, войска самозванца в июне подошли к Москве, но взять ее не смогли и встали лагерем в подмосковном селе Тушине. Навсегда в истории за Лжедмитрием II закрепилось прозвище «Тушинский вор».
5. В сентябре польским воеводам Яну-Петру Сапеге и Александру Лисовскому было поручено отправиться из тушинского лагеря на север по направлению к большой Ярославской дороге и захватить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, которая служила главным опорным пунктом для поддержания постоянного сообщения между Москвою и северными русскими областями, откуда в столицу поступало продовольствие и воинское подкрепление. Да и сама древняя Лавра, имевшая в своих сокровищницах богатую казну, казалась полякам заманчивой добычей. Троицкая обитель, как одна из самых старинных и наиболее уважаемых, имела огромное влияние на православный русский народ. Захватив Лавру, враги рассчитывали заставить ее настоятеля, архимандрита Иоасафа, написать грамоту, в которой он признавал бы самозванца законным наследником Русского престола; тогда, по замыслу интервентов, и весь русский народ, и Москва с остальными городами подчинились бы власти Лжедмитрия.
6. Но враги просчитались. «Троицкие сидельцы» — так называли участников обороны Троицкой Лавры — проявили исключительное мужество и упорство, защищая православную веру, родные святыни. По словам историка Сергея Михайловича Соловьева, во время обороны обители преподобного Сергия Радонежского речь шла «не о том, передаться ли царю тушинскому от царя Московского, но о том, предать ли гроб великого Чудотворца на поругание врагам православной веры». В Смутное время Свято-Троицкая обитель предстала столпом Православия и русской государственности, ее защитники явили пример подвига веры, торжества русского духа.
7. Знаменитый келарь Сергиевой Лавры, старец Авраамий (Палицын), написал в своем «Сказании об осаде Троице-Сергиевой Лавры»: «На дом великого Чудотворца вся Россия, как на солнце, смотрела, и, на его молитвы надеясь, все окраины российские против врагов укреплялись. И хоть и малая Искра огня Божественной любви загорелась в обители Чудотворца, но, в конце концов, великий пламень добродетели запылал». Этот огонь горел в посланиях вдохновителя сопротивления польским интервентам Патриарха Гермогена, в трудах и подвигах троицких настоятелей Иоасафа и Дионисия, старца Авраамия, защитников обители преподобного Сергия.
8. Этот огонь в пору великих испытаний воспламенил дух русских людей, укрепил их мужество, верность Богу и Отечеству, вызвал к жизни волю к освобождению от иноземной власти и к национальному возрождению Руси. В январе 1610 года враги отступили от Троице-Сергиевой Лавры, осада была снята. Но еще почти три года польские захватчики топтали Русскую землю. Пламенные воззвания главы Церкви, Патриарха Гермогена, а также троицкого настоятеля Дионисия, подготовили атмосферу, в которой было сформировано второе ополчение Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, освободившее Москву от интервентов в октябре 1612 года. Обо всем этом и рассказывает повесть «За святую обитель».
***
Автор данной книги, Владимир Петрович Лебедев, известен как автор многих исторических повестей и очерков. В богоборческий период времени его произведения были закрыты для русского читателя. Ведь Лебедев являлся верным сыном Православия, а это бесспорно сказалось и на оценке исторических событий, и на характеристике исторических героев. Они описаны именно с точки зрения реального, неискаженного православного видения. И вот теперь повести Лебедева извлечены из хранилищ и призваны возжечь в юных сердцах любовь к истории, к Отечеству, к Православию.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!