У книжной полки. Владимир Петрович Лебедев. За святую обитель

20 июля 2020 г.

Осада Троице-Сергиевой Лавры  в начале 17 века была не просто осадой монастыря. Это была битва за Православную веру, за Церковь — за Православное Отечество. Россия в Смуте. Преда­тельство «своих» обретает масштабы национальной измены. Десятки го­родов пали под натиском интервентов: поляки, литовцы, венгры... Они выступали как воины папы Римского, чтобы насадить на нашей право­славной земле римо-католицизм. Казалось бы, России не устоять... Но устояла Троице-Сергиева обитель, и не только устояла, но и подняла на­родное ополчение Минина и Пожарского на битву за Россию. И сегодня мы предлагаем нашим юным читателям Повесть об осаде Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах в книге Владимира Петровича Лебедева – «За святую обитель». Книга вышла в свет в Издательстве «Отчий дом» в серии «Православ­ная детская библиотека».

***

1. Драма­тические события истории, описанные в этой книге, по мнению издателей, учат нас, как следует дорожить своей верой, как нужно любить свое Отечество. Читая историческую повесть – «За святую обитель», юные читатели узнают о героической шестнадцатимесячной обороне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, осажденной польско-литовскими войсками в сентя­бре 1608 года, в ходе событий, известных в истории России под названием «Смутное время». «Смута» — то есть раздоры, беспорядки — яви­лась следствием династического, экономического и полити­ческого кризиса в Московском государстве в конце 16 — начале 17 века. После смерти в 1584 году царя Иоанна Васильевича Грозного у него осталось два сына: Феодор, который и унаследовал царский престол, и малолетний Димитрий.

2. В 1591 году царевич Димитрий был убит в Угличе, а спустя семь лет умер и царь Феодор Иоаннович — последний пред­ставитель династии Рюриковичей по мужской линии. На царский престол взошел боярин Борис Годунов. С пресечением древней династии оживи­лись давние враги Русского государства — Польша и Вати­кан во главе с папой Римским, желавшие подчинить себе земли Западной и Южной Руси с их населением, искоре­нить там Православие и ввести католицизм. В 1604 году их ставленник — самозванец, получивший в истории имя Лжедмитрия Первого (так как он присвоил себе имя покойного царевича Димитрия, будто бы спасшегося после трагедии в Угличе), — вторгся с войсками в русские пределы.

3. В кризисной ситуации того времени среди русских лю­дей не было единого мнения о том, кто является законным представителем царской власти на Московском престоле. Самозванца поддержала значительная часть армии и бояр­ства, многие города без боя сдались Лжедмитрию. В разгар войны, в апреле следующего года, скончался царь Бо­рис Годунов, а через два месяца сторонники Лжедмитрия I в Кремле убили его сына и наследника царя Феодора Году­нова. Путь к Русскому престолу для самозванца был расчи­щен. Он торжественно вступил в Москву, и 30 июля 1605 года в Московском Кремле состоялось венчание Лжедмитрия I на царство. Однако не все русские люди признали самозванца закон­ным правителем. Через год после воцарения, в результа­те переворота, организатором которого был князь Василий Шуйский, в мае 1606 года Лжедмитрий I был убит.

4. На Мо­сковском престоле воцарился боярин (Рюрикович по жен­ской линии) Василий Шуйский. Но война против Руси и Православия продолжалась. Вскоре защитникам Отечества пришлось вести борьбу про­тив нового врага, посягнувшего на Русскую землю, рус­скую государственность и русскую веру. Новый самозва­нец — Лжедмитрий II — летом 1607 года заявил о своих притязаниях на Московский престол, не хотели упустить своего шанса в ослаблении Русского государства и Польша с Ватиканом. Весной 1608 года Лжедмитрий 2, собрав многотысяч­ную армию, предпринял поход на Москву. Нещадно разо­ряя русские города, опустошая селения, войска самозванца в июне подошли к Москве, но взять ее не смогли и встали лагерем в подмосковном селе Тушине. Навсегда в истории за Лжедмитрием II закрепилось прозвище «Тушинский вор».

5. В сентябре польским воеводам Яну-Петру Сапеге и Алек­сандру Лисовскому было поручено отправиться из тушин­ского лагеря на север по направлению к большой Ярослав­ской дороге и захватить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, которая служила главным опорным пунктом для поддер­жания постоянного сообщения между Москвою и северны­ми русскими областями, откуда в столицу поступало про­довольствие и воинское подкрепление. Да и сама древняя Лавра, имевшая в своих сокровищницах богатую казну, ка­залась полякам заманчивой добычей. Троицкая обитель, как одна из самых старинных и наи­более уважаемых, имела огромное влияние на православ­ный русский народ. Захватив Лавру, враги рассчитывали заставить ее настоятеля, архимандрита Иоасафа, написать грамоту, в которой он признавал бы самозванца законным наследником Русского престола; тогда, по замыслу интер­вентов, и весь русский народ, и Москва с остальными горо­дами подчинились бы власти Лжедмитрия.

6. Но враги просчитались. «Троицкие сидельцы» — так называли участников обороны Троицкой Лавры — про­явили исключительное мужество и упорство, защищая православную веру, родные святыни. По словам историка Сергея Михайловича Соловьева, во время обороны обители преподобно­го Сергия Радонежского речь шла «не о том, передаться ли царю тушинскому от царя Московского, но о том, предать ли гроб великого Чудотворца на поругание врагам право­славной веры». В Смутное время Свято-Троицкая обитель предстала столпом Православия и русской государственно­сти, ее защитники явили пример подвига веры, торжества русского духа.

7. Знаменитый келарь Сергиевой Лавры, старец Авраамий (Палицын), написал в своем «Сказании об осаде Троице-Сергиевой Лавры»: «На дом великого Чудотворца вся Рос­сия, как на солнце, смотрела, и, на его молитвы надеясь, все окраины российские против врагов укреплялись. И хоть и малая Искра огня Божественной любви загорелась в обители Чудотворца, но, в конце концов, великий пламень добродете­ли запылал». Этот огонь горел в посланиях вдохнови­теля сопротивления польским интервентам  Патриарха Гермогена, в трудах и подвигах троицких настоятелей Иоасафа и Дионисия, старца Авраамия, защит­ников обители преподобного Сергия.

8. Этот огонь в пору великих ис­пытаний воспламенил дух русских людей, укрепил их му­жество, верность Богу и Отечеству, вызвал к жизни волю к освобождению от иноземной власти и к национальному воз­рождению Руси. В январе 1610 года враги отступили от Троице-Сергиевой Лавры, осада была снята. Но еще почти три года поль­ские захватчики топтали Русскую землю. Пламенные воз­звания главы Церкви, Патриарха Гермогена, а также троицкого настоятеля Дионисия, под­готовили атмосферу, в которой было сформировано второе ополчение Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, осво­бодившее Москву от интервентов в октябре 1612 года. Обо всем этом и рассказывает повесть «За святую обитель».

***

Автор данной книги, Владимир Петрович Лебедев, известен как автор многих исторических повестей и очерков. В богоборческий период времени его произведения были закрыты для русского читателя. Ведь Лебедев являлся верным сыном Православия, а это бесспорно сказалось и на оценке исторических событий, и на характеристике исторических героев. Они описаны именно с точки зрения реального, не­искаженного православного видения. И вот теперь повести Лебедева извлечены из храни­лищ и призваны возжечь в юных сердцах любовь к истории, к Отечеству, к Православию.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать