***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Как отмечают издатели, врата покаяния - это дарованное Церковью людям спасительное поприще Великого поста, к которому Святая Церковь готовит своих чад заблаговременно и милосердно. И это происходит не столько в телесном отношении, сколько, прежде всего, в духовном. Евангельские и Апостольские чтения и песнопения великопостного богослужения посвящены обращению души к покаянию и пробуждению в ней осознания своей греховной слабости и потому необходимости помощи Божией и нашего постного покаянного труда.
2. Традиционно, издревле, многие церковные проповедники посвящали проповеди толкованию Евангельского или Апостольского чтения или, по крайней мере, уделяли ему важное место в своей проповеди. Этой традиции следует и митрополит Владимир. Данный том назван «Начало великопостного обновления души» и посвящен подготовке к вхождению на поприще Великого поста и его началу. Книга объемлет три подготовительные к Великому посту седмицы богослужебного круга: сплошную после Недели о мытаре и фарисее, седмицу после Недели о блудном сыне, сырную, а также первую седмицу Великого поста. Всего 28 дней, события которых раскрываются в 102 проповедях, произнесенных автором в разные годы его церковного служения.
3. Как указывает митрополит Владимир, «начались приготовительные недели к Великому посту, и каждое богослужение этих дней, каждое церковное песнопение с этого времени учат нас, как правильно вступить на постное поприще исправления своей жизни, исправления себя — поприще сугубой молитвы, воздержания и покаяния». По словам Владыки, «время Великого поста есть время говения, молитв, духовного совершенствования... Но человеческие силы так слабы против греховного плена. Мы так подвержены соблазнам и искушениям, так малодушны в том, чтобы исправить, переменить свою жизнь. Земное всегда тянет нас вниз, отвлекает от вечного, духовного». В связи с этим автор призывает своих читателей к внимательному и беспристрастному самоанализу, самопознанию с целью открытия неприглядной правды о самих себе как первой и неизбежной ступени на пути к покаянию.
4. «Давайте же, - говорит Владыка, - в преддверии Святой Четыредесятницы задумаемся, а чем, собственно, заняты наши мысли и чувства? Ответ окажется банальным: житейскими заботами, какими-то неурядицами и еще очень-очень многим, таким далеким от Бога...» «Да, братья и сестры, все мы не свободны, в той или иной степени раболепствуем греху. Ведь что там говорить, зачастую не мы руководим своими желаниями и страстями, а они нами. Как трудно, например, бросить курение или употребление спиртных напитков! Как трудно совладать со своим чревом тому, кто предается излишеству в пище, приводящему даже к расстройству физического здоровья. Тот, кто сталкивался с этими проблемами, — знает. Причем самое страшное заключается в том, что многие среди нас и вокруг нас сознательно оправдывают себя в своем грехе тем, что, мол, все так живут».
5. При этом автор дает и богословскую оценку причин нашего нынешнего греховного состояния: «Греховны же мы потому, что наше человеческое естество унаследовано нами от наших родителей, а через них от самих прародителей — Адама и Евы. Они — Адам и Ева — были созданы Богом чистыми, со здоровой природой, однако затем согрешили, нарушили заповедь Божию, и грех повредил их естество, исказил его, оно стало греховно, оно — больно грехом. И это больное естество, эту испорченную природу все люди получают с рождения, как потомки первых людей».
6. Касаясь темы греха, автор отмечает, что «нет грехов малых или незначительных. Всякий грех губителен для души. И если мы согрешили, пали в бездну беззакония, то, чтобы подняться, вновь встать на ноги, надо со всей искренностью и смирением принести Господу покаяние, просить у Него прощения и помощи в исправлении и уж никак не искать оправданий. И Господь действительно поможет, простит, очистит от всякой греховной скверны, если мы сделаем хотя бы один шаг навстречу Ему, устремимся к Нему со смирением». Логично, - говорят издатели, - что митрополит Владимир уделяет много места в своих проповедях спасительному значению покаяния. Это его центральная тема.
7. Великий пост - это время работы над собой, время борьбы с пороками и приобретения христианских добродетелей, приближающих нас к Богу, на первом месте среди которых находится смирение. Поэтому, по словам автора, «блаженны те, которые встречают весну постную в смирении и покаянии. И нет такого греха, который бы не изглаживался искренним покаянием! Как бы ни было велико наше падение, - говорит Владыка, - Бог силен извлечь нас из него». При этом автор акцентирует внимание читателя на том, каким должен быть правильный и богоугодный пост: «Очень важно, чтобы воздержание от некоторых видов пищи не становилось для нас самоцелью поста; нужно, чтобы воздержанию чрева сопутствовало воздержание духовное».
8. «Истинный пост, - отмечает архипастырь, - не есть только ограничение в пище, но и удаление от всякого греха, обуздание языка, отложение гнева, прекращение лжи и клеветы, отвержение всех недобрых побуждений». Митрополит Владимир также советует нам не забывать, что великопостное поприще самоограничения есть нередко путь скорбный и трудный и эта скорбность не должна нас заставить свернуть с него. Более того, по словам Владыки, переживание спасительной скорби поста должно привести нас к подлинной радости — радости духовной.
***
Как отмечают издатели, в целом ценность книги митрополита Владимира - в ее практической пользе с точки зрения постижения читателем каждодневного церковного богослужения Великого поста. Усвоив вероучительный и нравственный урок, христианин пойдет на богослужение с четким представлением о том, чему посвящено сегодняшнее чтение, и будет осмысленно участвовать в богослужебной молитве. Небесполезной окажется эта книга и для священников, готовящихся к проповеди, и в целом, как надеется редакция, найдет своего благодарного читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 9 октября 2024 года
Православный словарь. Обрезание Господне
Этот день в истории. 9 октября
День ангела. 9 октября
Церковный календарь 9 октября. Преподобный Ефрем Перекомский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!