Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. «Воспоминания Николая Рождественского (архиепископа Никона) о своем детстве и училищных годах» - так называется книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла при содействии двух издательств: Перервинской духовной семинарии и Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Составитель книги и автор вступительной статьи епископ Можайский Леонид (Толмачев). Настоящий сборник воспоминаний юного Николая Рождественского (будущего архиепископа Никона) о начальных пятнадцати годах его жизни представляет собой мемуары, записанные им в первые четыре года, проведенные в Московской духовной семинарии (1868-1872). Семинарские записки владыки не только отражают реалии того времени, но и приоткрывают внутренний мир боголюбивой, покорной воле Божией души - сначала ребенка, а потом ученика духовных училищ.
2. Первые записи в «Памятных записках» появились в конце августа 1866 года: Николай помещал здесь копии писем к родителям и отмечал отдельные свои впечатления. С переходом в Московскую семинарию «Памятные записки» преобразились в полноценный рукописный журнал, выпускаемый автором раз в неделю (50 номеров в учебный год). В них юный семинарист продолжал делиться своими впечатлениями от различных встреч, паломничеств и событий, писал статьи по разным волнующим его и общество вопросам, а также записывал некоторые семейные предания и свои воспоминания. Причину написания мемуаров юноша формулировал так: «Главную цель издания я определил тогда в том, чтобы впоследствии, если Богу угодно будет продлить мою жизнь, иметь возможность взглянуть на свое прошедшее».
3. Другими словами, Николай Рождественский хотел запечатлеть свою биографию от момента рождения, чтобы впоследствии воскрешать в памяти забытое время детства и юности, получая назидание и утешение в тяжелые минуты. Эта цель была практически достигнута. Не напрасность труда ведения воспоминаний стала особенно очевидна, когда владыка Никон, будучи архимандритом, в 1904 году получил указ о выборе его епископом. Переживая неожиданное известие и не находя утешения, он вспомнил случай из детства, когда некий старец, приласкав его, сказал: «Это наш будущий батюшка-архиерей». В своем слове при наречении во епископа будущий владыка так писал об этом: «Я поспешил отыскать запыленный том своих семинарских памятных записок, отыскал и перечитал запись этого случая. И миром повеяло на меня от этого воспоминания, и вспомнил я слова Премудрого: "От Господа исправляются стопы человеку..." И изрек я себе: "Буди Его святая воля"».
4. Воспоминания, опубликованные в «Памятных записках» семинарского периода, раскрывают подробности детства и юности владыки Никона. Причем в них он описывает даже и то, что случилось до его рождения: «Пред самым моим рождением, как рассказывала мне маменька, она видела во сне образ Николая Чудотворца, во весь рост в блистающем окладе. В то время, как она (во сне) молилась пред этою иконою и недоумевала, какой это изображен святитель? Вдруг услышала голос, отвечавший на ее мысли: "Разве ты не видишь, что это - Николай Чудотворец?" Проснулась маменька, дала обет, если родится у нее сын, то назовет его Николаем. Так и случилось, и этот Николай - я. Я недостойный сего великого имени святителева, удостоился быть под его покровом». Покровительство святителя Николая ощущалось им и в Перервинском училище, и в Московской семинарии - храмы учебных заведений были посвящены этому святому.
5. Самые ранние детские впечатления Николая относятся к праздникам Рождества Христова и Крещения Господня, великопостному периоду и Пасхе, освящению храма в селе Чашниково и Троице, когда он еще ребенком осмыслял сам и церковные исторические события, и русские обычаи, связанные с ними. Юноша описывал свое знакомство с грамотой, чтение первых книг и присутствие первый раз на исповеди. Более подробно, чем в семинарском сочинении, Николай рассказывает о тяжелейшей болезни, случившейся в его 6-8 лет, в результате которой он потерял зрение на один глаз. Живо и занимательно повествует Николай и о том, как его отец обучал чтению и письму крестьянских мальчиков, которых собиралось до 15 человек.
6. Воспоминания проясняют период, когда Николай дома обучался у приходского священника, затем поступил в Заиконоспасское училище. Вторая часть мемуаров, «Из прошлого», начинается переходом Николая в 3-й класс училища. До описания самой училищной жизни юноша отступает от хронологии и рассказывает об участии в домашних работах (заготовке дров, сборе грибов, уборке картофеля), вспоминает свадьбу сестры, манифест об освобождении крестьян в 1861 году, проживание в их доме мастеровых, которые производили ремонт храма. Именно последнее обстоятельство дало возможность отцу скопить некоторые средства, полученные от мастеровых за ночлег в доме, и поместить сына в духовное училище.
7. Важная перемена в жизни Николая произошла, когда он начал учиться в Заиконоспасском училище в 1864 году. Этому периоду посвящается часть воспоминаний в училище: знакомство с учениками и училищными обычаями, путешествие домой на праздники, определение в число первых учеников, прогулки по кремлевским святыням, экзамены перед Рождеством Христовым, перевод на полуказенное содержание в училище с проживанием в доме помещика A.M. Карепина. После болезни, случившейся в праздник Рождества Христова и задержавшей Николая почти до масленицы, ему был предложен переход на полное казенное содержание в Перервинское училище. С особой покорностью воле Божией он описывает свой переезд в Перерву: «Погода была ненастная, как раз подходившая к моему настроению. Мне было грустно, по понятной причине. Мне предстояла новая жизнь, которая будет ли лучше, - это еще вопрос, а очень может быть и хуже. Но я вполне покорялся судьбе Провидения. «Что бы ни произошло», - думал я, - «конечно, Бог ведет к лучшему».
***
Издаваемые мемуары, по словам епископа Можайского Леонида, являются исключительно ценным источником для биографии архиепископа Никона и существенно пополняют сведения по истории Троицкого храма в селе Чашниково, Заиконоспасского и Перервинского духовных училищ. Чтение и изучение записок приснопамятного владыки может помочь молодым людям - как тем, кто избрал духовную стезю, так и избравшим светский образ жизни – более осмысленно и внимательно строить свои отношения с Богом искать в обстоятельствах волю Божию для ее исполнения. Вот почему так важна публикация воспоминаний юного семинариста Николая Рождественского - впоследствии знаменитого иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Никона.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!