У книжной полки. Воспоминания Николая Рождественского

16 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом году 17 апреля исполнилось 170 лет со дня рожде­ния архиепископа Никона (Рождественского). В конце 19 века владыка был известен как редактор «Троицких листков», выпускаемых Троице-Сергиевой лаврой с целью просвещения простого народа, а в начале 20-го - еще и как публицист, отстаивающий в печати интересы Православной Церкви и боровшийся с новыми веяниями «российских прогрессистов». Вместе с тем безусловный интерес представляют не только заслуги владыки перед Русской Церковью и Россией в целом, но и история формирования его личности, то есть сведения о детстве и юности, дополняющие его биографию и способные послужить молодому поколению удивительным примером для подражания. Эти сведения мы находим в воспоминаниях самого владыки.

***

1. «Воспоминания Николая Рождественского (архиепископа Никона) о своем детстве и училищных годах» - так называется книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла при содействии двух издательств: Перервинской духовной семинарии и Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Составитель книги и автор вступительной статьи епископ Можайский Леонид (Толмачев). Настоящий сборник воспоминаний юного Николая Рождественского (будущего архиепископа Никона) о начальных пятнадцати годах его жизни представляет собой мемуары, за­писанные им в первые четыре года, проведенные в Московской духовной семинарии (1868-1872). Семинарские записки владыки не только отражают реалии того времени, но и приот­крывают внутренний мир боголюбивой, покорной воле Божией души - сначала ребенка, а потом ученика духовных училищ.

2. Первые записи в «Памятных записках» появились в конце августа 1866 года: Николай помещал здесь копии писем к родителям и отмечал отдельные свои впечатления. С переходом в Московскую семинарию «Памятные запи­ски» преобразились в полноценный рукописный журнал, выпускаемый автором раз в неделю (50 номеров в учебный год). В них юный семинарист продолжал делиться своими впечатлениями от различных встреч, паломничеств и событий, писал статьи по разным волнующим его и общество вопросам, а также записывал некоторые семейные преда­ния и свои воспоминания. Причину написания мемуаров юноша формулировал так: «Главную цель издания я определил тогда в том, чтобы впоследствии, если Богу угодно будет продлить мою жизнь, иметь возмож­ность взглянуть на свое прошедшее».

3. Другими словами, Николай Рождественский хотел запечатлеть свою биогра­фию от момента рождения, чтобы впоследствии воскре­шать в памяти забытое время детства и юности, получая назидание и утешение в тяжелые минуты. Эта цель была практически достигнута. Не напрасность труда ведения воспоминаний стала осо­бенно очевидна, когда владыка Никон, будучи архиман­дритом, в 1904 году получил указ о выборе его епископом. Переживая неожиданное известие и не находя утешения, он вспомнил случай из детства, когда некий старец, при­ласкав его, сказал: «Это наш будущий батюшка-архиерей». В своем слове при наречении во епископа будущий владыка так писал об этом: «Я поспешил отыскать запыленный том своих семинарских памятных записок, отыскал и перечи­тал запись этого случая. И миром повеяло на меня от это­го воспоминания, и вспомнил я слова Премудрого: "От Гос­пода исправляются стопы человеку..." И изрек я себе: "Буди Его святая воля"».

4. Воспоминания, опубликованные в «Памятных запи­сках» семинарского периода, раскрывают подробности дет­ства и юности владыки Никона. Причем в них он описыва­ет даже и то, что случилось до его рождения: «Пред самым моим рождением, как рассказывала мне маменька, она ви­дела во сне образ Николая Чудотворца, во весь рост в бли­стающем окладе. В то время, как она (во сне) молилась пред этою иконою и недоумевала, какой это изображен святитель? Вдруг услышала голос, отвечавший на ее мыс­ли: "Разве ты не видишь, что это - Николай Чудотворец?" Проснулась маменька, дала обет, если родится у нее сын, то назовет его Николаем. Так и случилось, и этот Нико­лай - я. Я недостойный сего великого имени святителева, удостоился быть под его покровом». Покровительство свя­тителя Николая ощущалось им и в Перервинском учили­ще, и в Московской семинарии - храмы учебных заведе­ний были посвящены этому святому.

5. Самые ранние детские впечатления Николая относятся к праздникам Рождества Христова и Крещения Господня, великопостному периоду и Пасхе, освящению храма в селе Чашниково и Троице, когда он еще ребенком осмыслял сам и церковные исторические события, и русские обычаи, свя­занные с ними. Юноша описывал свое знакомство с грамо­той, чтение первых книг и присутствие первый раз на ис­поведи. Более подробно, чем в семинарском сочинении, Николай рассказывает о тя­желейшей болезни, случившейся в его 6-8 лет, в результа­те которой он потерял зрение на один глаз. Живо и зани­мательно повествует Николай и о том, как его отец обучал чтению и письму крестьянских мальчиков, которых соби­ралось до 15 человек.

6. Воспоминания проясняют период, когда Николай до­ма обучался у приходского священника, затем поступил в Заиконоспасское училище. Вторая часть мемуаров, «Из прошлого», начинается пе­реходом Николая в 3-й класс училища. До описания самой училищной жизни юноша отступает от хронологии и рас­сказывает об участии в домашних работах (заготовке дров, сборе грибов, уборке картофеля), вспоминает свадьбу се­стры, манифест об освобождении крестьян в 1861 году, проживание в их доме мастеровых, которые производили ремонт храма. Именно последнее обстоятельство дало воз­можность отцу скопить некоторые средства, полученные от мастеровых за ночлег в доме, и поместить сына в духов­ное училище.

7. Важная перемена в жизни Николая произошла, когда он начал учиться в Заиконоспасском училище в 1864 го­ду. Этому периоду посвящается часть воспоминаний в училище: знакомство с учениками и училищными обычаями, путешествие до­мой на праздники, определение в число первых учеников, прогулки по кремлевским святыням, экзамены перед Рож­деством Христовым, перевод на полуказенное содержание в училище с проживанием в доме помещика A.M. Карепина. После болезни, случившейся в праздник Рождества Христова и задержавшей Николая почти до масленицы, ему был предложен переход на полное казенное содержание в Перервинское училище. С особой покорностью воле Божией он описывает свой переезд в Перерву: «Погода была ненастная, как раз подходившая к моему настроению. Мне было груст­но, по понятной причине. Мне предстояла новая жизнь, которая будет ли лучше, - это еще вопрос, а очень может быть и хуже. Но я вполне покорялся судьбе Провидения. «Что бы ни произошло», - думал я, - «конечно, Бог ведет к луч­шему».

***

Издаваемые мемуары, по словам епископа Можайского Леонида, являются исключительно ценным источником для биографии архиепископа Никона и существенно пополняют сведения по истории Троицкого храма в селе Чашниково, Заиконоспасского и Перервинского духовных училищ. Чтение и изучение записок приснопамятного владыки может помочь молодым людям - как тем, кто избрал духовную стезю, так и избравшим светский образ жизни – более осмысленно и внимательно строить свои отношения с Богом искать в обстоятельствах волю Божию для ее исполнения. Вот почему так важна публикация воспоминаний юного семинариста Николая Рождественского - впоследствии знаменитого иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Никона.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать