У книжной полки. Воспитание без слез и ошибок. Психолог Татьяна Воробьева

28 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Воспитание детей – дело очень серьезное. Что-то родители сделали не так, и тяжесть этой ошибки ложится на плечи ребенка на всю оставшуюся жизнь. Копируя с детства поведение своих родителей, их мимику и жесты, он переносит всё это в свою взрослую жизнь, в том числе и те приемы воспитания, которыми пользовались его папа и мама. И если эти приемы были не всегда правильные, то ком ошибок будет расти и далее от поколения к поколению. Как правильно воспитывать детей? Какой фундамент должен быть заложен в основу их воспитания? Об этом и многом другом говорится в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Воспитание без слез и ошибок».

***

1. Автор этой книги - Татьяна Владимировна Воробьева – практикующий психолог и педагог с огромным стажем и опытом психологического консультирования, сотрудница Дома ребенка, специалист в областях возрастной и педагогической психологии. Будучи православным человеком, Татьяна Владимировна в своей работе уделяет особое внимание развитию души ребенка, его внутреннего мира. Тема семьи и роли родителей в формировании здоровой атмосферы вокруг растущего маленького человека с особой силой звучит в ее выступлениях. Православный психолог считает, что, воспитывая ребенка, родители должны начинать с себя.

2. В первой части этой книги говорится о воспитании мальчиков. Каким должен быть мальчишка? Какими качествами должен обладать мальчик? По словам автора, он должен быть: ответственным, заботливым, добрым. Какие еще качества требуются мальчишке? Мужественность и героизм. «Доброта, - отмечает Татьяна Владимировна, – это внимание, чуткость, жертвенность. Без этих качеств доброта превращается в лицемерие, угодничество, лицеприятие. А дух героизма позволяет нам иметь ближайшую зону развития, планку – делать во имя Отечества, во имя семьи.

3. Это «во имя», - говорит автор, – удивительное качество! Сделать то, что не могу и не хочу, – во имя. Не надо ждать поля боя – ты каждый день на поле боя. Каждый день: сесть за уроки или нет? Слукавить или сказать правду? Каждый день мы стоим перед дилеммой, перед выбором, перед возможностью совершить подвиг-поступок». Но, что еще отмечает психолог, все эти качества, какими должен обладать мальчик, - и долг, и ответственность, и геройство, и доброта – все должно быть заложено в главенстве! Это первый постулат, первый закон, который мы должны донести нашим мальчикам, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству.

4. Что еще отмечает автор в воспитании мальчиков, это то, что всем им свойственно желание целомудрия. Зная такие особенности мальчиков, надо использовать это как метод и прием. Говоря в целом о воспитании, Татьяна Владимировна утверждает, что когда мы сталкиваемся с эгоизмом, эгоцентризмом в поступках наших детей – это тоже результат перекосов в воспитании, когда нам то некогда, то незачем общаться с ними. В результате и дети не видят, не слышат родителей. И здесь автор советует родителям: «Всякий раз, когда ребенок обращается к вам, отложите все дела, повернитесь к нему лицом, действительно постарайтесь услышать его вопрос. Не делайте это ни на ходу, ни на бегу. Ваша искренность, готовность поговорить, распахнутость для ребенка – та самая необходимая ему защищенность, когда он знает, что родители слышат, видят и понимают его!» «Задача родителей – слушать, истинно слушать!» – говорит автор.

5. Еще один момент, на котором останавливается Татьяна Воробьева, это сетование на то, что нам не хватает сил. «Святые отцы, - пишет автор, в назидании о воспитании детей часто повторяют: «Нельзя говорить: “У меня нет сил” – это плевок в Творца! Выше сил он ничего вам не дает. Все дает вам по силам». И непременно нужно детям повторять, что мы их любим. Сколько бы ни было лет ребенку, ему важно знать, что он любим! Как всем в любом возрасте важно слышать из уст своих родителей, что они любимы! Можно ли при этом показывать детям свою слабость? Можно ли корректировать поведение отца, если он не прав? Как решать с ребенком бытовые вопросы? Об этом автор также говорит в первой части книги.

6. А во второй рассказывает о том, как нельзя наказывать детей и чем наказание отличается от истязания. Как отмечает Татьяна Владимировна, дети взрослеют, и вместе с ними взрослеют проблемы их поведения. Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки. Большие детки – большие бедки». Как же уйти от этих бед? Как из бед маленьких не вырастить беды непоправимые? Полностью уйти от проблем и скорбей, наверное, не получится. Но профилактика поведенческих ошибок, а как следствие, и последующих проблем – возможна, в том числе через наказание. Наказание – урок, который дети должны усвоить вовремя, урок, помогающий не попасть в жизненные ямы, не оказаться затянутым в трясину. Наказание – учитель, помогающий ребенку осознать и осмыслить ошибки своего поведения. Без наказания невозможно становление того разума, который вовремя поможет различить зло и добро, свет и тьму. Наказание – это наказ, наставление, объяснение, вразумление». А каким должно быть это вразумление, и говорит автор далее на страницах книги.

7. В третьей части Татьяна Воробьева останавливается на проблеме почитания родителей, и как отмечает она, корень наших бед, когда мы видим непочтение со стороны детей, снова находится в нас. «Следите за тем, что сеете», - говорит автор. – Есть базовый принцип: что мы посеем, то и пожнем. Наше отношение к родителям, наше осуждение вернется к нам самим через наших детей. Об этом должны помнить папа и мама. А еще они должны знать, что от их воспитания зависит будущая счастливая или несчастная семейная жизнь их детей. Ведь зачастую, когда рождается ребенок, родители относятся к нему как к своей собственности и воспитывают его для себя. А в результате повзрослевший ребенок оказывается неспособным построить собственную семью. И эта ошибка является первой из десяти других на пути к браку. Об этих ошибках пишет автор в четвертой части книги.

8. Как специалист в вопросах православной педагогики и возрастной психологии, Татьяна Воробьева стала широко известна именно благодаря публичным выступлениям и участию в дискуссионных проектах, где проявила себя не только как великолепный профессионал-практик, но и как сторонник нравственно ориентированной христианской психологии. В свое время она являлась постоянной участницей популярной духовно-просветительской программы о детской и возрастной психологии «Диалог под часами», которую вел протоиерей Дмитрий Смирнов. Беседы с отцом Димитрием составили большую часть этой книги.

***

По словам Татьяны Владимировны, знания педагога-психолога, его формирование, базовое образование, прежде всего, зиждутся на потребности знать сущность ребенка. А чтобы ее знать, нужно много-много быть с детьми, принимать их и быть благодарным, потому что дети по сущности своей святы. Но самое главное, - отмечает автор, - не может быть психолога без веры, потому что психология - это наука о душе. И если не знаешь этой науки, если находишься вне лона православной церкви, то очень трудно быть психологом. Ребенка надо видеть, слышать, понимать и чувствовать, для этого нужны опыт, и профессиональные знания, и вера, большая вера в Бога, потому что душа принадлежит Господу. Это всё автор познала в процессе своей многолетней работы с детьми и своим опытом она делится с читателем со страниц этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать