Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Автор книги, Вячеслав Олегович Чворо родился в 1978 году, в Кемеровской области, небольшом городе Березовский возле областного центра. Дед - заслуженный работник культуры, редактор местной газеты. От него передалась тяга к литературе и журналистике. Окончил Томский госуниверситет, факультет журналистики. Работал в ряде городских, областных, межрегиональных СМИ. В последнее время трудится в сфере финансовой аналитики, проживая в Кении. Интересуется вопросами музыки, духовного роста, личностных взаимоотношений. Книга Вячеслава Олеговича под названием «Вера великих композиторов» вышла в свет в издательстве «Вольный Странник».
2. Она на примере жизни 19 выдающихся зарубежных и отечественных композиторов, живших на протяжении трех веков, отвечает на вопрос: насколько тесно переплетена история мировой классической музыки с христианством? Как отмечают издатели, для того чтобы оценить истинный масштаб явления, недостаточно просто проследить основные вехи музыкальной истории. Чуть более пристальный, нежели обычно, взгляд на жизнь и творчество отдельных выдающихся композиторов прошлого говорит о том же гораздо красноречивей. Именно христианская религия была тем стержнем и той силой, благодаря которым появлялись на свет великие музыкальные шедевры. Без этой теснейшей связи сокровищница мировой музыкальной культуры сегодня выглядела бы оскудевшей. Ведь и сами композиторы-классики попросту не могли представить себя вне веры, пусть путь ее обретения и был гладким далеко не всегда.
3. Предваряет книгу рассказ автора о появлении и развитии музыки на протяжении веков «От времен ветхозаветных – к веку восемнадцатому». Здесь в частности автор пишет: «В проявлении по-настоящему глубоких чувств и мыслей — будь то скорбь, радость, смирение, благоговение или любых других — одних слов бывает недостаточно. В таких случаях роль всеобъемлющего, могучего в своих возможностях и при этом интуитивно понятного каждому языка берет на себя музыка. Ритм, звук, гармония — из этого дыхания вечности плетутся волшебные нити, позволяющие выражать желаемое и воспринимать этот посыл максимально полно. Вытканное таким образом полотно становится языком поистине универсальным — и для человеческого общения, и для обращения человека к Богу.
4. Это волшебство естественно. Оно уходит корнями к истокам Бытия, ведь музыкальным можно считать сам акт сотворения мира. Еще во II веке на это обратил внимание богослов и проповедник св. Климент Александрийский, писавший, что Божья песнь творения «организовала Вселенную сообразно и объединила разрозненные элементы в гармоничное соответствие так, что весь космос стал благозвучным». С учетом столь глубинного укоренения музыки неудивительно, что она гармонично и многогранно представлена уже в Священном Писании Ветхого Завета: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу...» (Исх. 15, 20–21).
5. Таким образом, как отмечает автор, уже в те далекие времена: музыка служила как «светским», так и духовным целям; ее исполняли и мужчины, и женщины, она была инструментально дифференцированной (существовали ударные, духовые, струнные), исполнялась сольно, но появлялись и зачатки будущего оркестра; существовал и прообраз концертного формата - торжественное исполнение музыки в определенные даты. Сохранило Писание и имя первого музыканта, изобретателя первых струнных и духовых музыкальных инструментов: ...Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели (Быт. 4, 21). Кстати, само имя символично: в переводе это «поток», «протяжный звук», «рог», «труба».
6. Развивая дело Иувала, первым «классическим» духовным композитором, судя по тексту Писания, стал израильский царь Давид. Будущего полководца и правителя уже в юные годы отличала как недюжинная храбрость, так и очевидная музыкальная одаренность. Во время его царствования изменился и характер богослужения – он стал более светлым. Утвердив многозвучный характер торжественного богослужения, Давид, по всей видимости, стал и автором первых сочинений в «больших» церковно-музыкальных форматах. История сохранила и имена церковных деятелей, повлиявших на становление европейской храмовой музыки. О них автор рассказывает в первой главе книги. А затем переходит к описанию жизненных историй композиторов, от Иоганна Себастьяна Баха до Георгия Свиридова и Джона Тавенера.
7. Как отмечает автор, в этой книге лишь «верхушка айсберга», к которой автор прикоснулся, которая, однако позволила не просто обозначить основные вехи развития христианской музыки, но и выделить черты, присущие классическим христианским композиторам как таковым. Несмотря на разность в судьбах героев книги, есть у них то общее, что видно невооруженным взглядом. Это не легкие испытания, ниспосланные им свыше. Это те границы и рубежи, перейдя которые (во многом как раз благодаря этим испытаниям), композиторы раз за разом двигали мировую музыку дальше, делая ее все более многогранной, совершенной и искренней. Наконец, это убежденность в правоте Христовых заветов, с которой заканчивали композиторы земной путь. Примеры знаменитых предшественников вдохновляют многих любителей музыки со всего мира и сегодня. Действительно, и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17). Благодаря героям книги дорога к Истине остается более понятной и видимой нам потомкам.
***
Это издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся вопросами культуры, истории, духовной жизни. Автор выражает надежду, что после прочтения книги, представление об истории христианской музыки и некоторых ее наиболее ярких творцах у читателей станет чуть целостнее и глубже. А если чтение побудит познакомиться еще и с творчеством упомянутых личностей, то эта книга свою основную задачу выполнит однозначно. Конечно, как говорит автор, она не претендует на полный охват всех имен, посвятивших себя целиком или частично служению Господу на ниве духовного творчества. Сколько композиторов, попадающих в хронологию этого повествования, осталось за его рамками? Все они тоже - светила, личности с яркими судьбами и искренней христианской преданностью. История каждого из них, несомненно, также достойна отдельного рассказа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!