1. Это издание содержит жития прославленных к общецерковному почитанию на Архиерейском Соборе Русской Церкви 2017 года святых, среди которых подвижники благочестия, канонизированные Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и Синодом Белорусского Экзархата. Данная публикация, предпринятая согласно определению Освящённого Архиерейского Собора Русской Церкви, призвана послужить «для назидания в благочестии чад церковных». Жития сопровождаются иконографическими изображениями (в некоторых случаях гравюрами или фотографиями) святых, указаны даты празднования их общецерковных памятей.
2. Открывает книгу житие мученика Даниила Черкасского. Как говорится в книге, многие годы Православие на Правобережье Днепра переживало притеснения со стороны католического и униатского духовенства, поддерживаемого политической элитой Польши. Символом стойкости православных Правобережья в тяжелые 1760-е годы стала мученическая кончина Даниила Кушнира - старосты Успенского храма местечка Млиева близ Смелы. Желая вернуться в Православие, млиевские прихожане предложили священнику Успенской церкви отречься от унии, но получили отказ. Тогда они спрятали священнические облачения, книги и сосуды, а старосте Даниилу поручили снять с престола и спрятать Дарохранительницу.
3. Узнав об этом, униатский священник Василий Гдышицкий обвинил святого Даниила в святотатстве. Старосту арестовали, через несколько месяцев ему сожгли обе руки, а затем его обезглавили и водрузили главу на кол. Православным удалось обрести главу казненного мученика и отправить ее в Переяслав. Там ее торжественно похоронили в кафедральном соборе Вознесенского монастыря. Мученик Даниил Кушнир прославлен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8 марта 1994 года как местночтимый святой Черкасской епархии, а 30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви благословлен для общецерковного почитания. День памяти: 11 августа.
4. Далее следуют жития святителей Игнатия Мариупольского; Георгия, архиепископа Могилевского, Афанасия Полтавского, чудотворца; Иннокентия, архиепископа Херсонского, Филарета, архиепископа Черниговского; преподобных Парфения Киевского, Иоанна Святогорского, затворника, Вонифатия Феофановского, Паисия Киевского, Христа ради юродивого, Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита, Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца, Алексия Голосеевского, Киевского; праведного Иоанна Кормянского. Отдельная часть книги посвящена Глинским святым, общая память которых празднуется 22 сентября.
5. Как отмечает архимандрит Рафаил (Карелин) в одной из своих книг, «возрожденная во время Второй мировой войны Глинская Рождество-Богородицкая пустынь стала преемницей и продолжательницей традиций знаменитого Оптинского монастыря. Здесь дивными цветами процвело то духовное предание монашества, которое золотой нитью тянулось от Фиваиды к Афону, от Афона через преподобного Паисия Величковского к Валахии, оттуда – в Россию, в скиты брянских лесов и в Оптину. Это предание называется старчеством. Глинские старцы, по словам отца Рафаила, были хранителями этого живого предания, которое так ярко просияло в лице преподобных Льва, Макария, Амвросия и других старцев Оптиной пустыни.
6. Глинские старцы вспоминали, как во время хрущевских гонений митрополит Крутицкий Николай говорил им: «Пока я жив, Глинскую пустынь не закроют». Но он неожиданно умер, и после его смерти монахов выселили из обители: огонь гонений, полыхавший по всей стране, достиг Глинского монастыря и оставил от него одни стены. Монахи, как сироты, лишившиеся отеческого дома, разошлись по разным городам и весям. Старцы предсказали, что обитель будет открыта снова, и, живя в разных концах огромной страны, прилагали все силы к тому, чтобы служба по глинскому уставу, завещанная его богомудрым основателем игуменом Филаретом (Данилевским), не прекращалась. Они надеялись, что настанет время, когда вновь откроется их монастырь и в родную обитель вернется ее чудотворная икона – образ Рождества Пресвятой Богородицы».
7. Глинские старцы уже тогда, в советское время, считались великими старцами и подвижниками. А позже почитание стало общецерковным. Глинским старцам молились на Кавказе, в Украине, а теперь, после того, как Освященный Собор благословил общецерковное почитание, включив их имена в месяцеслов, в каждом приходе Русской Церкви. Открывает эту часть книги о Глинских святых житие преподобного Василия (Кишкина). С семи лет святой подвижник подвизался в монастырях: сначала в Саровской пустыни, затем в Киево-Печерской лавре и Миропольской обители Харьковской губернии, где, будучи пятнадцати лет от роду, принял постриг. В 1764 году перешел в Коренную пустынь, после 1780 года несколько лет жил со своими учениками на Афоне, позже - в молдавском Нямецком монастыре.
8. Став одним из последователей преподобного Паисия Величковского, он около 1800 года вернулся в Российскую империю и оказывал монастырям помощь в их духовном устроении. В 1816-1827 годах трудился в Глинской пустыни, содействуя ее настоятелю преподобному Филарету. Из Глинской пустыни подвижник перешел в Площанскую, где и окончил свой земной путь. Его память, как и других преподобных отцов Глинских празднуется 22 сентября. Всего в издании представлено 16 имен, прославленных на Архиерейском соборе подвижников, подвизавшихся в Глинской пустыни, из них трое – наиболее близкие нам по времени, они отошли ко Господу в 70-80 годы 20 века. Это преподобные Серафим (Мажуга), Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов).
***
Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных. Всем нам известен 12-томный труд святителя Димитрия Ростовского, в котором собраны жития многих и многих святых. Но жизнь Церкви Христовой продолжается, а значит, сонм святых пополняется новыми подвижниками. Пополняется и месяцеслов Русской святости, в котором находятся и упомянутые в этой книге святые. Они широко почитаются как в епархиях Украины и Белоруссии, так и во многих других епархиях Русской Церкви и во всем православном мире.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!