***
1. Чтобы рассказать об этой книге и ее авторе, мы воспользуемся статьей Людмилы Александровны Ильюниной, опубликованной на сайте «Православие.ру». Как отмечает автор статьи, рассказ о жизни писателя многое может объяснить в особенностях его прозы. И далее Людмила Александровна пишет, что Александр Богатырев из тех, кого называют «поколением дворников и сторожей», и во многом он прошел путь очень похожий на стезю многих диссидентствующих. Богатырев и вправду работал сторожем, закончив филологический факультет Ленинградского государственного университета, совсем недолго проработав преподавателем английского языка. Но, как и многие советские «подпольщики», все свободное время отдавал творчеству.
2. Писать рассказы, сценарии и короткие пьесы начал еще в студенческие годы. Читал их на «сейшенах» в мастерских нонконформистских художников в Питере и в Москве. Был признан в этом эстетствующем кругу. Но потом Господь вывел его на совершенно неожиданный простор – дал увидеть необъятность Своего мира, который не ограничивается самовыражением иронизирующих индивидуалистов. Сам автор говорит о себе: «Сочинял всегда, - но всерьез говорить о писательстве можно только после воцерковления». По командировке журнала «Литературная учеба» Александр попал в Таджикистан, познакомился там с местными писателями, стал переводчиком, написал сценарий для местной студии.
3. Потом он отправился в странствование по Русскому Северу для сбора материалов для новых сценариев. За два года (1985-1986) проехал с остановками от Вологды до Архангельска. Останавливался на постой в деревнях, общался с местными жителями. Так изнутри, не по книгам узнавал он «русский мир»: народ русский, его характер и жизнь. Позже по сценарию Богатырева известный режиссер документалист Александра Сидельников снял фильм о Русском Севере - «Преображение». Экспедиции на Вологодчину и в Архангельскую область стали потрясением для авторов фильма. Они увидели прекрасный, потрясающий Русский Мир, почти полностью разоренный трагической историей нашей страны в XX веке.
4. После этих странствований появилось желание переехать на постоянное жительство в деревню. В 1986 году с женой и двумя маленькими дочками Александр поселился в деревне Березайка Тверской области. Когда дочери закончили начальную школу, семья вернулась в северную столицу. Жизнь в деревне еще больше приблизила будущего автора живых народных рассказов к «русскому миру», и из иронизирующего западника превратила его в простого русского человека. Путешествовать Александру пришлось еще немало: и по Сибири, и по западным странам, он часто бывал в Грузии, Абхазии, объездил многие монастыри и приходы на «равнине русской». В последние годы живет поочередно в Петербурге и в Сочи, но по-прежнему мечтает о жизни в тихом месте.
5. В книге «Ведро незабудок» автор, по словам Людмилы Ильюниной, изображает два мира – один мир падший, в наше время ярко себя проявляющий разными «фенечками», а другой – Горний, присутствующий и здесь, на земле, в святых людях, в добрых проявлениях у грешников, в красоте земной. При чтении этой книги, Людмиле Александровне вспомнились слова Василия Розанова: «Посмотрит русский человек острым глазком… и все станет понятно». Вот и Александру Богатыреву Бог дал «острый глазок» – он умеет видеть интересное, особенное, неповторимое и в людях, и в ситуациях. Да и стиль его очень близок к розановскому: нет нравоучений, назиданий, отвлеченностей; повествование настолько живое, что порой можно прослезиться, и тут же расхохотаться, почти каждый рассказ и трогателен, и смешон одновременно; в нем есть и благоговение перед проявлением святости в человеке, и добрая насмешка над лицемерием и театральностью.
6. Рассказчик порой простецки балагурит, как сельские жители на лавочке у палисадника, а порой поражает вдумчивыми замечаниями и размышлениями о процессах, происходящих в нашей жизни. В книге создается целостный образ времени, перед читателем проходит череда замечательных образов: как неповторимых личностей, так и рядовых, «типичных», наших современников. Автор пишет о человеке во времени. Его гражданская позиция согласуется с позицией Анны Ахматовой, которая писала: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Это относится к советской эпохе бесправия священников перед лицом «уполномоченных по делам религии», к лихим 90-м, к «застойным 80-м».
7. Не боясь преувеличений, - как отмечает Людмила Александровна, - Александра Богатырева можно назвать «Лесковым нашего времени», его рассказы и по стилю, и по подходу к проблемам напоминают «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборян». В них так же присутствуют незабываемые образы сельских священников и епархиального начальства, яркие характеры прихожанок, странствующих правдоискателей и юродивых, показан нелегкий путь веры в «мире сем прелюбодейном и грешном». Только в отличие от Лескова география описываемых событий очень обширна: это Питер, Москва, Тбилиси, Абхазия, Сибирь, Америка, русская глубинка, Оптина Пустынь, Сочи, Эстония, белгородщина, орловщина – места странствований автора.
8. Как отмечает Людмила Ильюнина, когда читаешь рассказы Богатырева, думаешь: «Все правда! Все так и есть! Как это он точно подметил!» В целом же мироощущение автора выразилось в одной его фразе: «Столько реальной жизни и искренности, что мне невольно захотелось обнять всех и похристосоваться». Даже посмеиваясь над многими незадачливыми попутчиками, автор их любит, чувствует своими братьями и сестрами, частью единого целого – народа Божьего. И это чувство он передает читателю, что, пожалуй, важнее всех литературных достоинств его книги.
***
В предисловии одной из книг Александра Богатырева говорится следующее: «Как определить литературный жанр, в котором работает писатель? Может быть, он летописец, ибо он запечатлевает свое время во многих его и трагических, и благодатных проявлениях? Или миссионер, ибо пробуждает в душах читателей жажду духовного преображения? Или просветитель, ибо свет Христов, сияющий в людях, описываемых Богатыревым, «просвещает всех»? А может быть, он просто любит Господа и Его Церковь, и от избытка этой любви глаголят, не умолкая, его уста?..» Думаю, читатели убедятся, что это так и есть, прочитав книгу «Ведро незабудок».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!