У книжной полки. Вечные истины. Крылатые фразы, пословицы и поговорки библейского происхождения

31 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Каждому из нас случалось не раз слышать, а иногда и произносить «ну это просто ад кромешный» или «твои слова - бальзам на душу». Но многие ли из нас задумывались о том, откуда взялись эти красивые и образные выражения? Крылатые слова настолько органично вросли в нашу повседневную речь, что, произнося их, мы очень часто даже не задумываемся, откуда они пришли в наш язык. Между тем источник многих из них — Священное Писание. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, на страницах которой собраны крылатые фразы, пословицы и поговорки библейского происхождения. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Вечные истины».

***

1. Эта книга, как отмечают издатели, не фразеологический словарь Священного Писания, как можно было бы подумать. Подготовка подобного научного издания - очень трудоемкое дело. Оно должно объединять ученых самого разного профиля: историков, знатоков древних языков, библеистов — и занимать не один год. Оставим это дело специалистам. Книга «Вечные истины» была задумана и составлена ради совершенно других целей. Ведь крылатые фразы библейского происхождения доносятся до нас нередко: то со страниц художественных произведений, то в народной речи в виде пословиц и поговорок, а то и лозунгами официальной пропаганды: «Перекуем мечи на орала!», «Кто не работает, тот не ест».

2.  При этом далеко не всем известно, что источником значительной части распространенных образных выражений (крылатых фраз) является Библия. И это не удивительно, так как Библия для многих жителей России на протяжении семи послереволюционных десятилетий была «книгой за семью печатями». Сейчас, слава Богу, не составляет труда познакомиться с Библией. Но наше незнание Книги книг будет преодолено нескоро: атеистическая пропаганда, длившаяся десятилетиями, принесла свои плоды. И всё же, вновь повторим, в нашей повседневной речи «библейского» гораздо больше, чем мы привыкли считать. Даже равнодушные к вере или убежденные атеисты часто говорят: «беречь как зеницу ока», «валаамова ослица», «имя им легион», не задумываясь о происхождении этих слов и выражений.

3. Составитель предлагаемого издания, не претендуя на роль первооткрывателя, собрал около трехсот наиболее известных крылатых выражений библейского происхождения в надежде, что приведенные разъяснения помогут узнать их истинный смысл. Во второй части книги приведены русские пословицы и поговорки, сходные по смыслу с изречениями Священного Писания. Трудно сказать, какие из них были непосредственно заимствованы из Библии, а какие вышли из народа. Ясно одно: библейские истины тесно переплелись с народной мудростью и составляют неотъемлемую часть нашей культуры.

4. Итак, давайте обратимся к книге и узнаем смысл некоторых крылатых выражений. Наверное, каждому из нас знакомо выражение «всему свое время». Но многие ли знают, что это прямая цитата из Библии, которая полностью звучит так: Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1)? Конечно, не все даже задумываются об этом. И о том, что эта фраза должна напоминать о том, что всему cвое время, и для разрушения старого отжившего, и для созидания нового. Думаю, что многие из наших читателей хоть раз в жизни, встречая человека, который по каким-либо причинам покинул родной дом или коллектив, но позже вернулся, говорили: «возвращение блудного сына».

5. Источник этой крылатой фразы сегодня также хорошо известен среди православных христиан — это евангельская притча о блудном сыне. Она повествует о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отцовского дома и стал вести беспутный образ жизни, пока, живя в праздности и распутстве, не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, он был им с радостью прощен (см. Лк. 15,11-32). В этой притче под отцом подразумевается любящий Бог, прощающий раскаявшихся грешников. Само же слово «блудный» имеет два значения. Первое — от слова «блуждать», то есть бродить в поисках дороги, скитаться, сбившись с пути. Второе — от слова «блудить» (развратничать, распутничать, вести блудный образ жизни). Выражение «блудный сын», по словам автора-составителя, вбирает в себя оба эти значения.

6. А бывает в жизни так, что человеку говорят сделать то-то и то-то, а он понимает, что выполнить эти задания он не в состоянии, и тогда восклицает: «Вы налагаете на меня бремена неудобоносимые!» Источник этого выражения — Евангелие, где рассказывается о том, как Христос упрекал фарисеев, которые, справедливо требуя от людей исполнения Моисеева закона, в то же время накладывали на них обязанности сверх меры, сами же не соблюдали того, чего требовали от других. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23,1-4).

7. А уж выражение «я тружусь в поте лица», время от времени произносит почти каждый трудящийся человек, чаще всего, конечно, в шутку. Выражение это является прямой цитатой из Библии. В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19) сказал Бог Адаму, изгоняя его и Еву из рая за непослушание и нарушение запрета есть плод с Древа познания добра и зла. По словам автора-составителя, существует расхожее мнение, что этими словами Бог вменил человеку труд как проклятие, а до того, живя в раю, наши прародители лишь пользовались райскими благами и не трудились. Мнение это ошибочно. Незадолго перед этим говорится, что Господь поселил человека в Эдемском саду (в раю), чтобы он хранил и возделывал сад, то есть трудился во славу Божью (см. Быт. 2, 15). Но после грехопадения Адама и Евы, после искажения всех предначертаний Божьих изменилась и суть труда -- он перестал быть свободным и радостным, а стал тяжкой необходимостью, одним из основных средств к существованию человека в мире, искаженном грехом.

8. И еще одно выражение, которое также касается Адама и Евы. Это – «вкусить от древа познания». Источник выражения также Книга Бытия, где говорится, что Бог разрешил первым людям вкушать плоды со всех деревьев, произрастающих в раю, кроме древа познания добра и зла: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17). Нарушив этот запрет, первые люди были изгнаны из рая. В настоящее время выражение «вкусить от древа познания» употребляется в шутливо-ироническом смысле и означает «приобретать знания», «постичь смысл какого-либо явления».

***

«Бросать слова на ветер», «Вернуться на круги своя», «Горы свернуть», «Видеть сучок в чужом глазу», «Внести свою лепту», «Зарывать талант в землю», «Все тайное становится явным», «Всякий трудящийся достоин пропитания», - эти и другие выражения мы нередко слышим или сами произносим в нашей повседневной жизни. Привычно произнося эти фразы, не будем забывать, что изначально они являются скрытыми или переиначенными цитатами из Книги книг - Библии, которая для каждого христианина является важным и святым источником вечных, непреходящих истин.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать