***
1. Главное дело жизни известного писателя и публициста, автора многих телевизионных программ Василия Давыдовича Ирзабекова – это служение русскому языку, борьба за его чистоту и сбережение. Родился писатель 12 ноября 1953 года в Баку. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. После окончания Педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова преподавал в Азербайджанском государственном университете, работал в Республиканском Совете по делам иностранных учащихся. В 1992 году в Москве был избран ответственным секретарём Общества российско-азербайджанской дружбы. В 1995 году принял Таинство Святого Крещения с именем Василий.
2. В 2001 году Василий Давыдович создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Трудился литературным редактором журнала «Шестое чувство» («Переправа»). Организатор и участник многочисленных конференций, в том числе, международных, посвящённых сохранению чистоты русского языка, культуре. Одна из книг Ирзабекова под названием - «Тайны русского слова», изданная несколькими тиражами, буквально «расхватывалась» читателями. А затем автору приходило огромное количество писем, и это подтверждение тому, что можно разрушить барьер равнодушия и возродить любовь к родному слову.
3. Новая книга Василия Ирзабекова «Всё, что имею», как уже отмечалось, необычна тем, что в ней впервые собраны рассказы и очерки, написанные автором на протяжении последних двух десятилетий. В ней писатель делится болью о судьбах нашего Отечества, размышляет о вечном противоборстве светлых и темных начал жизни, приглашает неравнодушного читателя осмыслить непростые жизненные коллизии современников. Что же объединяет тексты, вошедшие в книгу, которые неискушенному взгляду могут показаться столь различными? «В русском языке, - говорит Василий Давыдович, - как и в русском сознании, два ключевых жизненных понятия - любовь и боль - неразрывно связаны меж собой, и не только грамматически». А потому главным условием того, «о чем взялся повествовать, непременно должно быть вызвано сердечной болью, а значит и любовью».
4. Именно боль вызвала к жизни строчки рассказанных автором историй. Ею, как неким незримым камертоном, выверял он каждую из них. И так жаждал поделиться ею со своими неравнодушными читателями! Описываемые события происходили в разных уголках России, в предгорьях Малого Кавказского хребта, в родном для автора Баку, где прошло его раннее детстве, в столь же любимой родной Москве, где писатель в возрасте сорока двух лет крестился в русскую православную веру, родился заново; на съемной даче или в церковном приходе ближнего Подмосковья, где в течение целого ряда лет Василию Ирзабекову довелось трудиться помощником настоятеля храма. Где бы он ни был, о чем бы ни говорил, пронизано любовь и сердечной болью.
5. Так, первый из рассказов называется «Видеть Христа». Часто можно услышать такую распространенную фразу, как «докажите мне, что Христос есть. Как я могу поверить в Того, Кого не видел?» Что можно ответить таким людям? По Евангельски, что в каждом человеке мы должны видеть Христа? Ведь Он Сам говорит нам: «то, что вы сделали одному из меньших Моих братьев – это вы Мне сделали». Но и здесь могут возникнуть вопросы и противоречия. Вот и в этой первой истории автор рассказывает об одной прихожанке, которая, будучи бухгалтером, помогала в храме по финансовой части. Однажды она подошла к Василию Давыдовичу с просьбой: убедить ее мужа уверовать во Христа.
6. «Я знал ее мужа, - пишет автор, - изредка он появлялся с женою в храме, как-то раз мы даже были вместе в паломнической поездке. Помню, как она с неизменной трогательной заботливостью пеклась о нем, крупном мужчине, не умеющем даже передвигаться самостоятельно. Болезнь его началась давно, и все эти годы Анна Марковна с воистину христианским смирением возилась с ним, как с малым дитем, безропотно снося его тяжелый нрав и грубости. На что наверняка не согласилась бы ни одна сиделка, ни за какие деньги. И не было в этом никогда ни позы, ни жалоб, а только извиняющаяся улыбка, какая возникает порой на устах у матерей капризных чад».
7. Тогда Василий Давыдович подумал: «Как удивительно случается порой с людьми. Христос, в Которого этот человек отказывается верить именно по той причине, что никогда не видел Его, тем не менее ежедневно и ежечасно, чуть не ежеминутно пребывает с ним, несчастным: кормит его, одевает, обувает, обмывает и обстирывает, потакает капризам и терпеливо сносит обиды и оскорбления… А он упорно не видит Его». Завершает свой рассказ автор такими словами: «Христос во всем, что окружает нас. Он ведь — наш, и мы — Его. Его благодать разлита в самом воздухе, которым мы дышим, привычно не замечая самого дыхания нашего. Его поразительная любовь сквозит в ангельской терпеливости моей доброй жены, неумении гневаться — не в пример мне — моей младшей дочери, в солнечном лучике, который упорно пробивается сейчас ко мне в окно сквозь угрюмую тучку, в не поддающейся никакому описанию радостной улыбке соседнего малыша».
8. Надо только заметить это, услышать, о чем и напоминает нам автор своим небольшим рассказом. А далее - рассказывает о своем детстве, которое еще греет его и озаряет жизнь нежным, тихо струящимся светом. С горечью вспоминает и о том, что уже не исправить. Рассказывая о гусях, которые защищали своего товарища от людей, предлагает задуматься, почему люди чаще всего ведут себя гораздо хуже, чем братья наши меньшие, и не умеют, к примеру, дружить, как они. Говорит автор и о любви к Родине, к людям, об уважении к старшим и о многом-многом другом. Это всё то, что есть у него и чем он делится со своим читателем.
***
С любовью вспоминает Василий Ирзабеков прожитые годы, своих родителей, бабушку, которая учила будущего писателя уму-разуму, давая ему мудрые советы и наставления, своих соседей, друзей и многих других людей, о которых вы прочитаете на страницах этой книги. Не забывает автор говорить и о русском языке, попутно предлагая задуматься над происхождением того или иного слова. И, конечно, каждую свою историю он рассматривает в свете Евангельской истины, помогая читателю «видеть Христа» в каждом мгновении нашей жизни. Читателю остается прочитать эти рассказы, как притчи и почерпнуть из них столько, сколько позволит ему его сердце.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
Всенощное бдение 6 декабря 2024 года
Региональный этап Рождественских образовательных чтений 6 декабря 2024 года
Божественная литургия 6 декабря 2024 года
Этот день в истории. 6 декабря
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!