Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Разговор о любви к ближнему автор книги предваряет следующей притчей: «Некогда три инока, не имевшие в сердцах своих любви к ближним, пришли к одному опытному в духовной жизни старцу и стали хвалиться своими делами. Первый сказал: «Я выучил наизусть Ветхий и Новый Заветы, что мне будет за это?» Старец ответил: «Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет». За первым приступил второй: «А я, отче, все Священное Писание переписал для себя!» Старец сказал: «И тебе нет пользы». Тогда третий воскликнул: «А я, отче, чудеса творю!» «И тебе нет пользы, — сказал и этому старец, — ибо и ты любовь отогнал от себя». Потом, обратившись ко всем, сказал: «Если хотите спастись, имейте ко всем любовь и милости прилежите, и тогда спасетесь».
«Итак, возлюби ближнего твоего», - говорит нам Господь. По словам отца Валерия, «от самого раннего возраста и до последнего вздоха человек находится в тесном общении с другими людьми. Наше воспитание, быт, здоровье, становление в жизни как личностей — все это и многое другое возможно лишь потому, что мы живем здесь, на земле, не одни, что кто-то еще о нас заботится и что нам дается шанс позаботиться о других. И каждый из нас в сокровенных тайниках своего сердца признается, что есть для нас самые-самые близкие и родные нам люди. Даже расставание с ними не может разрушить близости в сердце, созданной по любви. Как отмечает священник, герой Гоголя Тарас Бульба в своей пламенной и сердечной речи перед решающим боем высказал уникальную истину: «Любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек». Таким образом, среди людей возможно родство, сокровенная близость душ».
По словам автора, святые люди сравнивали человеческое общество с организмом, в котором все члены находятся в глубокой взаимосвязи. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 5), - говорит апостол Павел. Более того, все наши близкие, друзья и знакомые — не просто случайные спутники жизни. Есть особый Божественный Промысл о том, что мы с кем-то знакомимся. Это помощники, данные нам от Бога на пути спасения нашей души, пусть даже они сами не святы. Преподобный Зосима Верховский, чувствуя в юности призвание к духовному, никак не решался оставить мир. Однажды его в печали увидел зять, сам вольнодумец, изменявший сестре Зосимы. Он по-доброму обратился к Зосиме: «Хочешь идти в монахи, да не можешь решиться? Если и моя правда, что нет вечной жизни, то ты только то потеряешь, что не поживешь так развратно, как я. Но если же ваша правда, что будет и вечная мука, и вечное блаженство в Царствии Небесном, тогда ты много выиграешь предо мною!»
Эти слова разрешили все недоумения Зосимы. Так вроде бы погибший человек повлиял на решающий жизненный шаг будущего святого. И в жизни каждого из нас многие значимые события произошли потому, что рядом был человек, который вовремя подсказал, помог, проявил в трудной ситуации личное участие. Подчас такая забота, нежданная, но очень своевременная, обнаруживается в мелочах. И в каждом из нас уже заложена потребность любить других. Любовь - это единственное, что может сплотить людей. Это тот ключ, который отмыкает замок наших взаимоотношений с ближними. Любовь, объединяя людей, приводит к жизненной прочности... Однако чаще всего в жизни не все так идеально, как хочется». Что же нам мешает жить в любви, как заповедал нам Господь?
Отвечая на этот вопрос, автор вспоминает следующее: «Философ Шопенгауэр как-то сравнил людей с замерзающими дикобразами: в поисках тепла они теснятся друг к другу, но уколы от иголок заставляют их разбегаться в стороны. Затем, чувствуя холод, они вновь ищут тепла своих ближних и так мечутся между двумя невзгодами - холодом окружающей среды и взаимными уколами - пока не найдут для себя подходящей дистанции. Человек - это крайне противоречивое существо. Мы все, или за редким исключением все, страшно боимся одиночества, но и с другими людьми почему-то не можем ужиться. И вроде бы в цивилизованном мире все люди на вид порядочные. Но поселите их вместе в небольшом замкнутом пространстве, и вы увидите, какие пакости они начнут друг другу творить.
Порой наиболее страшной карой для многих становится не одиночество, а необходимость жить или работать в замкнутом коллективе. И даже может случиться так, что легче переносить голод и жажду, материальные лишения и страдания, нежели присутствие рядом других людей. Общаясь со страниц книги с читателями, отец Валерий предлагает задуматься, а какими чувствами бывает наполнена наша душа в отношении отдельных людей, с которыми мы вместе работаем, живем или вынужденно встречаемся? Как так получается, что мы не можем без других людей, но именно с ними у нас связаны самые большие проблемы в жизни?
Как отмечает автор, «когда мы встречаемся с человеком и беседуем с ним, то непременно ищем внутреннее соответствие этого человека нам? Причем интуитивно мы хотим, чтобы по основным жизненным вопросам он был единомышлен нам, отвечал бы, так сказать, нашим взглядам на принципы существования. В этом человеке нам хочется, как бы зеркального отражения самих себя, мы именно себя желаем видеть в другом. Если же этого не происходит, то можно заметить, как надежда быстро рушится, с досадой мы осознаем, что этот человек не подходит под прокрустово ложе наших представлений, и он тут же отступает на второй план в шкале наших идеалов и ценностей. И даже если внешне мы этого никак не выказываем, внутри все равно остается некий осадок — неприятное ощущение. А в результате происходят склоки и недопонимание между людьми? Как научиться взаимопониманию? Что значит – «любить ближнего твоего» и кто же, в конце концов, ОН - наш ближний? На все эти вопросы и отвечает автор данной книги - протоиерей Валерий Духанин.
***
По мнению автора если с детских лет вы сохранили с кем-либо дружбу и пронесли ее через всю свою жизнь, то вы действительно способны на гармоничные отношения с ближними. Если в общении вы даете только тепло и радость, то вы подлинно подарок для окружающих. И хотя такое, наверное, мы вряд ли можем сказать о себе, все-таки всем нам хочется доброты, душевного тепла, любви и ласки. Эта книга раскрывает истины и духовные законы, следование которым поможет по-новому посмотреть на окружающий мир, увидеть в других людях то, чего не замечали раньше. А еще автор напоминает всем нам: пока есть ближние с их нуждами и скорбями, у нас есть возможность спасти свою душу для вечности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!