У книжной полки. Уроки покаяния в Великом Каноне святого Андрея Критского

14 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Великий канон прп. Андрея Критского принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития. С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из библейской истории, начиная с сотворения Адама. Но говорит он об этом по большей части так сжато, что не всем читающим канон, всегда понятен его смысл. Понимая это затруднение в 19 веке за труд  разъяснения канона взялся епископ Виссарион (Нечаев). Его книгу под названием «Уроки покаяния в Великом Каноне святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний епископа Виссариона» мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Книга духовного писателя епископа Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния» неоднократно переиздавалась в России, как до революции, так и в наше время, и одно из последних ее изданий вышло в свет в издательстве Киево-Печерской Лавры. Эта книга представляет собой лучшее толкование Великого покаянного канона святого Андрея Критского, читаемого в храме на Великом повечерии в первые четыре дня Великого поста, а также на Мариином стоянии на утрене в четверг пятой седмицы поста. Не смотря на то, что чтение покаянного канона всегда выпадает на будние дни, православные люди стараются не пропустить эти службы.

2. В эти дорогие для каждого верующего человека дни сердце переполняется высокой печалью, в храме мы снова слышим трогательные песнопения Великого поста: «Возопих всем сердцем моим к Щедрому Богу», «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» и «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а люди, собравшиеся в храме в огромном множестве, словно на праздник, с великим сокрушением, а порой и со слезами, кладут земные поклоны. Тем, кто хочет постичь глубокий смысл этого великого творения, эта книга поможет объяснить его. Тем, кто захочет получше узнать ветхозаветную историю, книга нарисует целый ряд портретов, и, кроме известных нам пророков и святых, мы узнаем, кто такие были Финеес, Ровоам, Офни, Зан и многие другие и почему о них поет святой Андрей.

3. Автор «Уроков покаяния» епископ Костромской Виссарион (Нечаев) был талантливейшим духовным писателем, в течение 40 лет, с 1866 по 1906 год, возглавлявшим один из лучших наших духовных журналов – «Душеполезное Чтение». Ученый монах, специалист по экзегетике – толкованию Священного Писания, он сочетал с огромной эрудицией большие литературные дарования, легкость, доступность и увлекательность изложения, но, кроме этого, епископ Виссарион был наделен от Бога пламенным вдохновением благовестника. Благодаря сочетанию этих талантов автора его книги неизменно находили путь к сердцу читателей. «Вы - талантливый церковный проповедник, истолкователь слова Божия, и вообще плодовитый сочинитель, яко маслина плодовита в дому Божии, в вертограде Христовом. Какой величественный памятник вы создали себе из книг духовного журнала, с давних пор издаваемого вами!»

4. Такие слова признания заслуг епископа Виссариона перед Церковью были произнесены в его адрес при архиерейской хиротонии. А вот что пишет сам владыка о покаянном каноне прп. Андрея Критского. «Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 250 тропарей (включая тропари в честь самого его творца и преподобной Марии Египетской). Великий канон направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления. Далее владыка так говорит о духовной значимости покаянного канона: «Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из ветхозаветной истории черты жизни праведной и грехолюбивой. Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до вавилонского плена.

5. Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, - либо падавших, но каявшихся, - или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души. Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам. Но, - как говорит автор, - подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного».

6. С великим искусством святой Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего, Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории, - отмечает владыка Виссарион, - явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом – как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены – как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу. История первого грехопадения – это, - говорит автор, - моя личная история: я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и Его вечного Царства сладости из-за моих грехов...»

7. По словам епископа Виссариона, «девять песней канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и каждой души. Слова канона призывают нас к ответу, ибо они говорят о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

***

На страницах этой книги читатель найдет объяснение многих непонятных выражений, слов и образов, лучше узнает Священную историю Ветхого и Нового Заветов, сможет настроить свою душу на деятельную жизнь по заповедям Христовым.  Знание же это будет не сухим и отвлеченным, а живым и поучительным: примеры их жизни, обращенные к кающейся душе, станут для нас прекрасными уроками самоиспытания и покаяния. Тем, кто уже обогатился достаточными знаниями, но хотел бы поэффективнее применять их в своей жизни, книга поможет настроиться на подвижнический лад. Наконец, для всех вообще любителей духовного чтения, даже для искушенных в тонкостях богословия, книга епископа Виссариона станет приятным открытием.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​