У книжной полки. Епископ Петр (Екатериновский). Указание пути ко спасению: опыт аскетики

7 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Человеку, как существу разумному и свободному, свойственно и надобно всегда действовать рассудительно, обдуманно, всякому делу назначать добрую цель и лучшие средства для достижения предположенной цели. Но какая главная цель нашей жизни? По словам епископа Петра (Екатериновского), главная цель всего существующего есть – Бог, к Которому должна устремляться всякая душа человеческая. Бог есть первая верховная причина всех существ, Он Тот, от Кого все существа всецело зависят как в первую минуту своего бытия, так и в продолжение своей жизни. И Он же есть последняя цель жизни всякого человека. О том, как достичь этой цели и таким образом спасти свою душу, говорится в книге епископа Петра – «Указание пути ко спасению: опыт аскетики», вышедшей в свет в Издательстве Сибирская Благозвониица.

***

1. Имя епископа Петра (Екатериновского), ныне незаслуженно забытое, по праву можно поставить и один ряд с именами святителей Филарета Московского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника. Книга епископа Петра «Указание пути ко спасению» до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью. Это свидетельствует о том, какое значение в деле духовного становления христианина придавали книге Оптинские старцы. Современники писали: «Такие труды, как «Путь ко спасению» епископа Феофана и «Указание пути ко спасению» епископа Петра, наряду с «Невидимой бранью» Никодима Святогорца, должны быть настольными книгами пастырей».

2. Родился Преосвященный Петр (в миру - Феодор Екатериновский) в 1820 году в Саратовской губернии, в семье священника. После окончания Саратовской семинарии поступил в Московскую Духовную Академию, где в первый же год обучения принял монашеский постриг с именем Петра. Благочестие, внутренняя сосредоточенность и стремление к истинно монашеской жизни определили его дальнейшую судьбу. Летом 1844 года Петра рукополагают во иеромонаха. По окончании Академии он становится учителем Иркутской семинарии по классу чтения Священного Писания.

3. Спустя восемь лет иеромонаха Петра возводят в сан архимандрита, а затем назначают ректором Иркутской Духовной семинарии. Неся труды по преподаванию и управлению учебным заведением, будущий святитель проходит путь внутреннего монашеского делания. В 1856 году в Москве издается его книга «О монашестве». В марте 1859 года была совершена хиротония архимандрита Петра во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. В разные годы преосвященный Петр возглавлял Якутскую, Уфимскую и Томскую епархии. Во время своего архипастырского служения он много апостольски потрудился в распространении и утверждении христианства. Владыка Петр всегда усердно молился Спасителю о своей пастве.

4. Когда ему исполнилось 63 года, Владыка, по прошению, был уволен на покой и поселился в Оптиной пустыни. Жил он в Оптине во время настоятельства архимандрита Исаакия и старчествования преподобного Амвросия. Главным попечением духовно мудрого и рассудительного отца Исаакия были материальные нужды монастыря и правильное устроение духовной жизни братии. Забота же о старческом окормлении скитской и монастырской братии лежала на его духовном отце, мудром советнике и молитвеннике -иеросхимонахе Амвросии. Результатом такого мудрого руководства была внешне и внутренне благоустроенная жизнь обители.

5. В Оптиной пустыни епископ Петр прожил два года, оставив здесь по себе самые отрадные воспоминания. Архимандрит Исаакий, рассказывая впоследствии о пребывании в обители преосвященного Петра, удивлялся его глубокому смирению, в особенности, когда Владыка перед совершением богослужения всегда приходил к нему за благословением. В 1855 году епископ Петр был назначен управляющим Новоспасского монастыря в Москве. Кротость, нелицемерная любовь к ближним и истинная духовная мудрость стяжали преосвященному Петру живую симпатию среди жителей Москвы. Особенно любили его бедные люди, которым он щедро помогал. Кончина его последовала в 1889 году, накануне дня Святой Троицы.

6. Среди трудов епископа Петра наиболее известны «Указание пути ко спасению» и «О монашестве». Эти книги, по словам издателей, дают возможность и в наше время почерпнуть потребное нам из того богатейшего духовного наследия, которое оставил XIX век. И вот что, к примеру, владыка Петр пишет в книге о желании преуспевать в духовном совершенстве. «Искреннее желание спасения есть первое необходимое с нашей стороны условие для возрастания в духовном совершенстве, потому что кто чего не желает, тот того не ищет и не получит. Хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может. Бог внушает нам без нас только мысль о спасении, желание это производит вместе с нами, а самые добрые дела - посредством нас.

7. Спасение, - говорит епископ Петр, - не есть дело случая, само собою не придет с течением времени и обстоятельств жизни без нашего желания и искания. А чтобы желать его, надобно сознавать и помнить, что хотя не все мы одним путем идем на поприще духовной жизни и не все получаем одинаковые дары природы и благодати, однако же все обязаны по мере сил стремиться к высшему совершенству. Этого требуют, во-первых, настоящее состояние наше, всегда подвергающее нас опасности падения, если не будем бодрствовать (см. 1 Пет. 5, 8); во-вторых, существенное свойство нашего духа, всегда деятельного, непрерывно стремиться к дальнейшему развитию, к высшему усовершенствованию умственному и нравственному.

8. Желание духовного совершенства, или спасения, должно быть не холодное, вялое, а усильное, потому что Царство Небесное с усилием приобретается и только усильные искатели восхищают его (см. Мф. 11, 12); должно быть напряженное, такое, какое имеет томимый голодом и жаждою, только алчущие и жаждущие правды... насытятся (Мф. 5, 6). Потому Спаситель и убеждает: Подвизайтесь войти в Царство Небесное сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13, 24). <...> Посему кто намеревается возрастать во всех добродетелях и дойти до совершенства, тот в начале, как сказано, да принуждает себя ко всякой добродетели и да старается упорное и прекословящее сердце свое сделать уступчивым и покорным Богу». Такими словами начинается труд епископа Петра, публикующийся в сокращении в этой книге.

***

Спаситель неоднократно побуждал Своих учеников к бодрствованию. И, чтобы кто не подумал, что это сказано Им одним апостолам, Христос прибавил: А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13, 37). То же часто внушают и апостолы (см. Дсян. 20, 31; 1 Кор. 16, 13; Кол. 4, 2; 1 Фес. 5,6; 1 Пет. 5,8). Бодрствование можно отнести к следующим четырем видам: надобно внимательно рассматривать свое нравственное состояние; со всей осмотрительностью отклонять опасности, угрожающие добродетели; надлежащим образом приготовлять, вооружать себя для отражения врагов нашего спасения; надобно знать, как вести брань с врагами спасения. Об этом и многом другом и беседует епископ Петр с читателями этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать