У книжной полки. Учение святых отцов о душе в 3-х частях

17 октября 2023 г.

Велика тайна человека, еще более — тайна человеческой души. Что она такое по существу? Каковы ее способности и происхождение? Как она соединяется с телом? Как влияет на душу грех и как ей с ним бороться? Как живет душа в теле в земной жизни и как с ним на время разлучается и вновь соединяется с ним, чтобы больше уже не разлучаться никогда? И как будет жить в вечности? На эти и другие вопросы на протяжении почти восемнадцати веков отвечают святые отцы и церковные писатели, чьи мнения тщательно собраны воедино в книге протоиерея Стефана Кашменского «Учение святых отцов о душе». Эту книгу, вышедшую в свет в издательстве Сибирская Благозвонница, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Вниманию благочестивого читателя предлагается адаптированное переиздание дореволюционного труда протоиерея Стефана Кашменского - «Систематический свод учения святых отцов Церкви о душе человеческой». В этой фундаментальной работе по православной святоотеческой антропологии и психологии автор собирает, систематизирует и осмысляет более чем 1900 цитат из сочинений 70 святых отцов и церковных писателей. Богатый и разнообразный материал помогает автору раскрыть с церковной позиции такие темы, как субстанциальность души, ее независимое от тела посмертное существование в перспективе Всеобщего Воскресения, происхождение, устроение и способности души, как самой по себе, так и в сочетании ее с телом, а также различные естественные и греховные ее проявления.

2. Предваряет издание статья профессора кафедры богословия Перервинской духовной семинарии, Павла Кирилловича Доброцветова – «Протоиерей Стефан Кашменский и его труд «Систематический свод учения святых отцов Церкви о душе человеческой»». Здесь автор пишет: «Господь Иисус Христос в Евангелиях учит, что душа ценнее тела, а святые отцы Церкви в своих творениях, повторяя и развивая эту мысль на основе своего богомыслия, научают нас, что душа человека ценнее даже всего сотворенного Богом видимого мира. Как пишет преп. Иоанн Лествичник: «Никакой дар от нас Богу не может быть столько приятен, как приношение Ему словесных душ чрез покаяние. Ибо весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает во веки».

3. Вторит ему и преп. Амвросий Оптинский: «Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами». И «спасение одной души дороже всех вещей мира». Неудивительно, что душа ставится блж. Августином на второе место после Бога в иерархии познания: «Я желаю знать Бога и душу. Решительно ничего» И ничего более. Поэтому наряду с научением верных чад Церкви правильному, православному учению о Боге и Домостроительстве спасения важной задачей становится преподание православного учения и о человеческой душе, ведь от его усвоения во многом зависит и личное спасение, и, в свою очередь, весь прочий строй православного Предания и учения Церкви. Об актуальности познания человеческой души и использования для церковного душепопечения различных практик в недавнее время возникали дискуссии, свидетельствующие об актуальности и в наше время данной непреходящей темы.

4. Как отмечает Павел Кириллович, об острой необходимости отечественного труда по церковной, святоотеческой психологии в свое время сетовал архиеп. Никон (Рождественский) в 1910 году: «Не лучше ли, - говорил владыка, - не полезнее ли использовать часы уроков новых языков... на изучение души человеческой не по "произведениям светской литературы", а по учению святых отцов Церкви, этих великих знатоков души, всю свою жизнь отдавших именно на ее изучение. Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника.

5. А то ведь - что греха таить? - в наших духовных семинариях вместо психологии преподается, в сущности, патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании [произведений] западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого. И за что такое, можно сказать, пренебрежительное отношение наших ученых профессоров к святым отцам? Наши философы, наши психологи в их писания не заглядывают. Недаром еще в половине прошлого столетия известный ученый И.В. Киреевский говорил, что пора нам обратиться к святоотеческой литературе и там искать новых, лучше сказать - старых, забытых путей для православной философствующей мысли, которая, совершив круг, стоит ныне на том же месте, где была в V веке».

6. Когда же архиеп. Никон стал руководителем Издательского совета Русской Церкви в 1914-1916 годах, то он писал: «Есть немало старых хороших, но прочно забытых книг, которые надобно переиздать, потому что они когда-то сослужили великую службу современным их авторам поколениям. Для примера... Было бы полезно переиздать книгу протоиерея Стефана Кашменского «Учение святых отцов о душе человеческой», в которой собраны и расположены в известной системе выдержки из 50-ти отцов и учителей Церкви. Да и вообще нашлось бы немало таких книг. Мы забыли их, наши дети о них вовсе не слышат, а между тем в свое время они оказали великую пользу в деле воспитания понятий в области церковного миросозерцания».

7. Речь в этих мудрых словах владыки Никона идет о крупном труде протоиерея Стефана Кашменского «Систематический свод учения святых отцов Церкви о душе человеческой». К сожалению, - отмечает Павел Кириллович, по понятным причинам Первой мировой войны и последующих событий революций 1917 года и семидесятилетия безбожной советской власти в России этот наказ владыки Никона не был осуществлен. Но милостью Божией времена изменились, и исполняя этот завет владыки Никона, православное издательство «Сибирская Благозвонница» переиздает этот известный труд полностью. И прежде чем читатель познакомится непосредственно с книгой, он в предисловии узнает и о самом авторе, годы жизни которого пришлись на «золотой век» русского богословия. Труды протоиерея Стефана Кашменского не раз были отмечены в докладах обер-прокуроров Священного Синода как пример для подражания.

***

Как отмечает Павел Кириллович, ценность святоотеческого учения о душе сам отец Стефан определяет, как «достаточно полное, совершенно основательное, богатое глубокими мыслями и величественными, прекрасными изображениями, и конечно, назидательностью». Труд Кашменского четко структурирован, и эта структурность и систематичность составляют одно из важнейших его достоинств как для уяснения мысли святых отцов, так и для педагогических целей преподавания ее учащимся. Впрочем, и эта тематическая структурированность берет свои истоки в самих святоотеческих творениях. Эта фундаментальная работа по православной святоотеческой антропологии будет интересна как православному, так и светскому читателю, неравнодушному к вопросам психологии, к самопознанию и углубленному постижению смысла человеческой жизни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать