***
1. Вниманию благочестивого читателя предлагается адаптированное переиздание дореволюционного труда протоиерея Стефана Кашменского - «Систематический свод учения святых отцов Церкви о душе человеческой». В этой фундаментальной работе по православной святоотеческой антропологии и психологии автор собирает, систематизирует и осмысляет более чем 1900 цитат из сочинений 70 святых отцов и церковных писателей. Богатый и разнообразный материал помогает автору раскрыть с церковной позиции такие темы, как субстанциальность души, ее независимое от тела посмертное существование в перспективе Всеобщего Воскресения, происхождение, устроение и способности души, как самой по себе, так и в сочетании ее с телом, а также различные естественные и греховные ее проявления.
2. Предваряет издание статья профессора кафедры богословия Перервинской духовной семинарии, Павла Кирилловича Доброцветова – «Протоиерей Стефан Кашменский и его труд «Систематический свод учения святых отцов Церкви о душе человеческой»». Здесь автор пишет: «Господь Иисус Христос в Евангелиях учит, что душа ценнее тела, а святые отцы Церкви в своих творениях, повторяя и развивая эту мысль на основе своего богомыслия, научают нас, что душа человека ценнее даже всего сотворенного Богом видимого мира. Как пишет преп. Иоанн Лествичник: «Никакой дар от нас Богу не может быть столько приятен, как приношение Ему словесных душ чрез покаяние. Ибо весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает во веки».
3. Вторит ему и преп. Амвросий Оптинский: «Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами». И «спасение одной души дороже всех вещей мира». Неудивительно, что душа ставится блж. Августином на второе место после Бога в иерархии познания: «Я желаю знать Бога и душу. Решительно ничего» И ничего более. Поэтому наряду с научением верных чад Церкви правильному, православному учению о Боге и Домостроительстве спасения важной задачей становится преподание православного учения и о человеческой душе, ведь от его усвоения во многом зависит и личное спасение, и, в свою очередь, весь прочий строй православного Предания и учения Церкви. Об актуальности познания человеческой души и использования для церковного душепопечения различных практик в недавнее время возникали дискуссии, свидетельствующие об актуальности и в наше время данной непреходящей темы.
4. Как отмечает Павел Кириллович, об острой необходимости отечественного труда по церковной, святоотеческой психологии в свое время сетовал архиеп. Никон (Рождественский) в 1910 году: «Не лучше ли, - говорил владыка, - не полезнее ли использовать часы уроков новых языков... на изучение души человеческой не по "произведениям светской литературы", а по учению святых отцов Церкви, этих великих знатоков души, всю свою жизнь отдавших именно на ее изучение. Как жаль, что наша церковная власть в свое время не поручила святителю Феофану Затворнику составить учебник психологии по творениям святых отцов и учителей Церкви! Никто не мог бы выполнить этой задачи лучше этого святителя-подвижника.
5. А то ведь - что греха таить? - в наших духовных семинариях вместо психологии преподается, в сущности, патология души человеческой. Учебники психологии составлены на основании [произведений] западных писателей, коих миросозерцание далеко от учения святоотеческого. И за что такое, можно сказать, пренебрежительное отношение наших ученых профессоров к святым отцам? Наши философы, наши психологи в их писания не заглядывают. Недаром еще в половине прошлого столетия известный ученый И.В. Киреевский говорил, что пора нам обратиться к святоотеческой литературе и там искать новых, лучше сказать - старых, забытых путей для православной философствующей мысли, которая, совершив круг, стоит ныне на том же месте, где была в V веке».
6. Когда же архиеп. Никон стал руководителем Издательского совета Русской Церкви в 1914-1916 годах, то он писал: «Есть немало старых хороших, но прочно забытых книг, которые надобно переиздать, потому что они когда-то сослужили великую службу современным их авторам поколениям. Для примера... Было бы полезно переиздать книгу протоиерея Стефана Кашменского «Учение святых отцов о душе человеческой», в которой собраны и расположены в известной системе выдержки из 50-ти отцов и учителей Церкви. Да и вообще нашлось бы немало таких книг. Мы забыли их, наши дети о них вовсе не слышат, а между тем в свое время они оказали великую пользу в деле воспитания понятий в области церковного миросозерцания».
7. Речь в этих мудрых словах владыки Никона идет о крупном труде протоиерея Стефана Кашменского «Систематический свод учения святых отцов Церкви о душе человеческой». К сожалению, - отмечает Павел Кириллович, по понятным причинам Первой мировой войны и последующих событий революций 1917 года и семидесятилетия безбожной советской власти в России этот наказ владыки Никона не был осуществлен. Но милостью Божией времена изменились, и исполняя этот завет владыки Никона, православное издательство «Сибирская Благозвонница» переиздает этот известный труд полностью. И прежде чем читатель познакомится непосредственно с книгой, он в предисловии узнает и о самом авторе, годы жизни которого пришлись на «золотой век» русского богословия. Труды протоиерея Стефана Кашменского не раз были отмечены в докладах обер-прокуроров Священного Синода как пример для подражания.
***
Как отмечает Павел Кириллович, ценность святоотеческого учения о душе сам отец Стефан определяет, как «достаточно полное, совершенно основательное, богатое глубокими мыслями и величественными, прекрасными изображениями, и конечно, назидательностью». Труд Кашменского четко структурирован, и эта структурность и систематичность составляют одно из важнейших его достоинств как для уяснения мысли святых отцов, так и для педагогических целей преподавания ее учащимся. Впрочем, и эта тематическая структурированность берет свои истоки в самих святоотеческих творениях. Эта фундаментальная работа по православной святоотеческой антропологии будет интересна как православному, так и светскому читателю, неравнодушному к вопросам психологии, к самопознанию и углубленному постижению смысла человеческой жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!