***
1. Итак, в этой книге представлены избранные проповеди святителя Николая Сербского, полные любви и заботы о ближнем. Как отмечают издатели, его наставления являют собой врачующую «живую воду» для больной и скорбящей души и помогают человеку открыть свое сердце для Милосердного Бога. Открывает издание жизнеописание святителя Николая, которое само по себе весьма поучительно. Никола Велимирович родился в 1880 году и был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; любовь к письму он привил и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие на службы, к Причастию.
2. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, по окончании которой отец послал сына в гимназию в г. Валево в Центральной Сербии. Затем юноша поступил в Белградскую семинарию, где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. По окончании духовной школы Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию для продолжения учебы на Бернском старокатолическом факультете.
3. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Окончив Бернский факультет, он поехал в Англию и, быстро овладев английским языком, закончил философский факультет в Оксфорде. Свою вторую докторскую работу он защищал уже во Франции на французском языке. Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболел. В больнице он дал обет, если выздоровеет, целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. После чудесного исцеления Никола немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг с именем Николай.
4. В 1910 году иеромонах Николай поехал учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. При приеме в академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не вспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.
5. Святитель Николай пережил две мировые войны, был узником лагеря Дахау, а после освобождения, когда на его Родине к власти пришли коммунисты, он служил, проповедовал и преподавал в Америке и Канаде. Именно здесь лучше всего проявились данные ему от Бога таланты: широта знаний, ученость и трудолюбие. При знакомстве с этой стороной деятельности владыки поражает его необычайная плодотворность. Он писал много, писал постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отдыха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Святитель оставил богатейшее литературное наследие. В своих беседах, словах, письмах к пастве владыка Николай не только пытался пробудить в людях искреннюю и горячую веру и преданность Богу, но одновременно отвечал на вопросы их повседневного спасения.
6. Святитель находил такие слова, которые проникали до глубины сердца и меняли жизнь прихожан. Об этом он так говорит в одной из своих проповедей: «Слово – сильно, как гром. Оно поражает грешника, оно бальзам для больного и скорбящего, оно исправляет развратного и предостерегает богатого. Хорошая проповедь – это рельефная картина душевного состояния праведника или грешника, наказания или награды Божией или Его великих благодеяний роду человеческому. В таких наглядных картинах христианин часто видит образ, реальный образ своей души; духовную добродетель или греховность природы, которые рисует проповедник, он сравнивает с самим собой; слушая проповедь, он одновременно анализирует свою душу; радуется, если находит в ней добродетель, и страшится грехов, за которые проповедник грозит Божиим наказанием.
7. Христианина смущает проницательность проповедника, он думает, что его слова относятся исключительно к нему, он вздрагивает и боится точного попадания и описания его тайных грехов; он чувствует себя обвиняемым перед судом, перед которым невозможно скрыть вину; судья проникает во все тайники его души, и помешать этому невозможно; он предается воле Божией, сокрушается. Но вот проповедник перестает обличать, он зовет к покаянию, грешник готов сделать все, чтобы очистить все, что отягощает совесть; совесть мучает его, и он кается». Проповедничество, по словам святителя Николая, «воздействует на душу сильнее поэзии. Проповедник же, зная, что проповедует слово Божие, которому невозможно противиться, должен говорить авторитетно, как власть имеющий, без страха и стеснения.
8. Как пастырь, ответственный за свое стадо, он должен быть грозным и повелевающим; как учитель, должен наставлять, советовать и просить; как служитель Отца Небесного утешать, успокаивать и вселять надежду». Такими были и слова владыки Николая, и сегодня они, как и дух его творений не теряют своей силы и актуальности и для нас, христиан 21 века. Знакомясь с ними, мы нередко удивительным образом получаем ответы на многие беспокоящие нас вопросы. Проповеди святителя Николая поражают поэтичностью, красноречием, глубиной мысли и необычайной силой убеждения. Познакомиться с этим наследием сербского архипастыря читатели смогут благодаря этой книге.
***
Святитель Николай Сербский мирно отошел ко Господу рано утром в Прощеное воскресенье 18 марта 1956 года. Он молитвенно готовился к служению Божественной литургии; и так, на молитве, почил, перейдя из земной Церкви в Церковь Небесную. Всенародно любимый архипастырь, он почитается не только на его родной земле, но и по всему православному миру. Все духовные произведения святителя наполнены Евангельской проповедью и сама Святая Церковь прославляет его словами - «Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа». Доказательством тому служат книги святителя, в том числе и это издание.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!