У книжной полки. Творение мира. Архимандрит Наум (Байбородин)

6 августа 2020 г.

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, почившего в 2017 году архимандрита Троице-Сергиевой лавры отца Наума (Байбородина). Издательство «Сибирская Благозвонница» в течение многих лет издавала сборники, составленные отцом Наумом, которые из-за скромности составителя были подписаны псевдонимом Н. С. Посадский. В настоящее время авторские труды и проповеди отца Наума издаются под его собственным именем. На нашей книжной полке было представлено уже несколько книг батюшки, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередное издание под названием «Творение мира».

***

1. В этой книге отца Наума излагается православное уче­ние о творении мира: материального и ду­ховного (ангельского), а также человека, получившего от Бога при творении дар на­ходиться между этими двумя мирами, телом пребывая в мире вещественном, а по душе сродного Ангелам. Говорится в книге о грехопадении и его последствиях, о благодати, освящающей и спасающей человека и усваивающей каждому плоды искупления, дарованные Господом нашим Иисусом Христом. Раскрываются и такие важнейшие догматические истины как промышление Бога и Домостроительство спасения всего человечества и каждого из нас. Поэтому каждый, кто желает приобщиться к благодатной жизни Церкви, должен усвоить себе эти важнейшие знания.

2. В первой главе книги автор открывает нам учение о творении Богом мира, которое составляет, не только начало в учении о Боге в явлении Его тварям, но и центральный пункт во всем христианском богословии, его сре­доточие. По словам отца Наума, понятие о Боге как самобытном и высочайшем Духе образуется из знания о Нем как Творце мира. Признавая Его как Творца мира, мы усваиваем истины о Его всеблагом и премудром Промысле в отно­шении всего мира, а также совершении до­мостроительства нашего спасения. Призна­ние Высшего Разума, стоящего у истоков нашего мира, должным образом поясняет и проявление разума в жизни мира. Значение догмата о Боге — Творце мира определяется также и тем, что в нем усматривается с очевидностью его богооткровенность. Подробнее о причинах возникновения мира, о создании времен, и о том, как через сотворение мира познается Творец, читайте в первой главе книги.

3. А далее автор говорит о соображениях разума в усвоении истины творения мира. Как отмечает отец Наум, «истина в том, что Бог есть единственный Виновник и Первопричина мира, то есть совокупности всего конечного бытия. Что мир не возник как-то беспорядочно или случайно, сам собой. Эта истина признается и естественным разумом человека». В связи с этим отец Наум пишет об изменчивости и условности видимого бытия (факт, что все существа изменчивы и условны, никто оспаривать не станет), объясняет целесообразность мира и понятие о всемогуществе Божием. По словам автора, «Церковь учит, что Бог есть Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получили свое бытие. Подробнее об этом отец Наум говорит в следующей главе, где знакомит читателей с учением Откровения о начальности, или временности, творения.

4. В одной из последующих глав автор раскрывает историческое значение повествования Моисея о происхождении и образовании мира, уясняемое из понятия о составе Священного Писания и рассказывает о порядке творения мира. В Книге Бытие изображена история возникновения и по­степенного и последовательного образования мира. Рассказ этот очень краток, но вместе с тем в нем, по словам отца Наума, содержатся глубочай­шие смыслы. О происхождении мира неви­димого, упоминаемого как небо (Быт. 1,1), говорится совсем коротко. Что же касается мира видимого, или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественнонаучной точки зрения эти сведения, конеч­но, нельзя назвать вполне удовлетворительными, однако не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду бытописатель.

5. Целью его было вовсе не то, чтобы преподать людям подробную космогонию и учение о происхождении планеты Земля. Цель — научить читателей вере в Бога как истинного Творца всего мира. С точ­ки зрения этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть призна­на вполне достаточной. Завершая эту главу, автор пишет: «Порядок миротворения состоял в по­степенном восхождении от общего к более и более частному, от простейшего ко всё более и более сложному и совершенному, причем каждое звено в цепи созданий Божиих являлось приготовлением к высшему и имело в высшем свою ближайшую цель. Во всей же истории миросоздания нельзя не видеть приготовления к созданию на земле такого существа, которое могло бы по­нимать чудеса творения Божия и разумно пользоваться сотворенным, то есть человека, поставленного царем природы».

6. Вершиной Божия творения были создания, наделенные разумом и волей, способные общаться с Творцом и добровольно следовать по пути духовно-нравственного совершенствования, избирать добро и избегать зла. Речь идет об Ангелах и людях. И о природе Ангелов, о времени их происхождения, автор рассказывает в следующей главе книги. А затем говорит о венце творения Божия – о человеке. Как пишет отец Наум, «отобразив Свою духовную сущность в творении небесных сил, Бог восхотел за­печатлеть Свой образ и в земной твари. Та­кой тварью, творением Божиим, стал чело­век. В нем соединяется телесная и духовная природа, и его создание после видимого мира показывает, что этот мир не есть конечная цель творения, что творение Божие направлено на дарование бытия духовного. Мир материальный — только промежуточная форма творения, предназначенная к обетованию и разви­тию духовного существа, носящего в себе образ Божий.

7. Таким существом и является человек, который в лестнице тварей следует после Ангелов, перед которыми «немного умален» (см.: Пс. 8, 6). В отношении ко всем земным и чувственным существам он занимает первое, и высшее, или господственное, место. Каково же происхождение человека? Какова его природа и в чем ее превосходство над природой всех земных существ? Каково ее назначение? На все эти вопросы Откровение дает нам, хотя краткие, но со­вершенно ясные и вполне достаточные для нас ответы, которые читатели найдут на страницах этого издания. А завершает книгу объяснение «Учения о Боге Освятителе», где говорится о необходимости свободного усвоения даров Искупления, о сущности освящения человека и раскрывается понятие о благодати как объективном начале в освящении человека.

***

Старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) отошел ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Последними наставлениями архи­мандрита Наума были слова: «Главное - это жизнь по Евангелию. Читайте Евангелие, запоминайте Евангелие». Сам батюшка стремился к тому, чтобы вся его жизнь стала Святым Евангелием. Такую же верность воплощенному Сло­ву он завещал своим духовным чадам. Литературное наследие архиман­дрита Наума десяток толстых томов, в которых собраны «жемчужины духовного опыта». Мы надеемся, - говорят издатели, - что знакомство с творчеством архимандрита Наума принесет духовную пользу всем читателям.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​