***
1. В этой книге отца Наума излагается православное учение о творении мира: материального и духовного (ангельского), а также человека, получившего от Бога при творении дар находиться между этими двумя мирами, телом пребывая в мире вещественном, а по душе сродного Ангелам. Говорится в книге о грехопадении и его последствиях, о благодати, освящающей и спасающей человека и усваивающей каждому плоды искупления, дарованные Господом нашим Иисусом Христом. Раскрываются и такие важнейшие догматические истины как промышление Бога и Домостроительство спасения всего человечества и каждого из нас. Поэтому каждый, кто желает приобщиться к благодатной жизни Церкви, должен усвоить себе эти важнейшие знания.
2. В первой главе книги автор открывает нам учение о творении Богом мира, которое составляет, не только начало в учении о Боге в явлении Его тварям, но и центральный пункт во всем христианском богословии, его средоточие. По словам отца Наума, понятие о Боге как самобытном и высочайшем Духе образуется из знания о Нем как Творце мира. Признавая Его как Творца мира, мы усваиваем истины о Его всеблагом и премудром Промысле в отношении всего мира, а также совершении домостроительства нашего спасения. Признание Высшего Разума, стоящего у истоков нашего мира, должным образом поясняет и проявление разума в жизни мира. Значение догмата о Боге — Творце мира определяется также и тем, что в нем усматривается с очевидностью его богооткровенность. Подробнее о причинах возникновения мира, о создании времен, и о том, как через сотворение мира познается Творец, читайте в первой главе книги.
3. А далее автор говорит о соображениях разума в усвоении истины творения мира. Как отмечает отец Наум, «истина в том, что Бог есть единственный Виновник и Первопричина мира, то есть совокупности всего конечного бытия. Что мир не возник как-то беспорядочно или случайно, сам собой. Эта истина признается и естественным разумом человека». В связи с этим отец Наум пишет об изменчивости и условности видимого бытия (факт, что все существа изменчивы и условны, никто оспаривать не станет), объясняет целесообразность мира и понятие о всемогуществе Божием. По словам автора, «Церковь учит, что Бог есть Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получили свое бытие. Подробнее об этом отец Наум говорит в следующей главе, где знакомит читателей с учением Откровения о начальности, или временности, творения.
4. В одной из последующих глав автор раскрывает историческое значение повествования Моисея о происхождении и образовании мира, уясняемое из понятия о составе Священного Писания и рассказывает о порядке творения мира. В Книге Бытие изображена история возникновения и постепенного и последовательного образования мира. Рассказ этот очень краток, но вместе с тем в нем, по словам отца Наума, содержатся глубочайшие смыслы. О происхождении мира невидимого, упоминаемого как небо (Быт. 1,1), говорится совсем коротко. Что же касается мира видимого, или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественнонаучной точки зрения эти сведения, конечно, нельзя назвать вполне удовлетворительными, однако не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду бытописатель.
5. Целью его было вовсе не то, чтобы преподать людям подробную космогонию и учение о происхождении планеты Земля. Цель — научить читателей вере в Бога как истинного Творца всего мира. С точки зрения этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть признана вполне достаточной. Завершая эту главу, автор пишет: «Порядок миротворения состоял в постепенном восхождении от общего к более и более частному, от простейшего ко всё более и более сложному и совершенному, причем каждое звено в цепи созданий Божиих являлось приготовлением к высшему и имело в высшем свою ближайшую цель. Во всей же истории миросоздания нельзя не видеть приготовления к созданию на земле такого существа, которое могло бы понимать чудеса творения Божия и разумно пользоваться сотворенным, то есть человека, поставленного царем природы».
6. Вершиной Божия творения были создания, наделенные разумом и волей, способные общаться с Творцом и добровольно следовать по пути духовно-нравственного совершенствования, избирать добро и избегать зла. Речь идет об Ангелах и людях. И о природе Ангелов, о времени их происхождения, автор рассказывает в следующей главе книги. А затем говорит о венце творения Божия – о человеке. Как пишет отец Наум, «отобразив Свою духовную сущность в творении небесных сил, Бог восхотел запечатлеть Свой образ и в земной твари. Такой тварью, творением Божиим, стал человек. В нем соединяется телесная и духовная природа, и его создание после видимого мира показывает, что этот мир не есть конечная цель творения, что творение Божие направлено на дарование бытия духовного. Мир материальный — только промежуточная форма творения, предназначенная к обетованию и развитию духовного существа, носящего в себе образ Божий.
7. Таким существом и является человек, который в лестнице тварей следует после Ангелов, перед которыми «немного умален» (см.: Пс. 8, 6). В отношении ко всем земным и чувственным существам он занимает первое, и высшее, или господственное, место. Каково же происхождение человека? Какова его природа и в чем ее превосходство над природой всех земных существ? Каково ее назначение? На все эти вопросы Откровение дает нам, хотя краткие, но совершенно ясные и вполне достаточные для нас ответы, которые читатели найдут на страницах этого издания. А завершает книгу объяснение «Учения о Боге Освятителе», где говорится о необходимости свободного усвоения даров Искупления, о сущности освящения человека и раскрывается понятие о благодати как объективном начале в освящении человека.
***
Старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) отошел ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Последними наставлениями архимандрита Наума были слова: «Главное - это жизнь по Евангелию. Читайте Евангелие, запоминайте Евангелие». Сам батюшка стремился к тому, чтобы вся его жизнь стала Святым Евангелием. Такую же верность воплощенному Слову он завещал своим духовным чадам. Литературное наследие архимандрита Наума десяток толстых томов, в которых собраны «жемчужины духовного опыта». Мы надеемся, - говорят издатели, - что знакомство с творчеством архимандрита Наума принесет духовную пользу всем читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!