Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
«Когда берешь ты в руки слово Божие, то вспомни, что было время, когда люди не имели нужды в книгах писанных, когда Бог Сам, уста к устам, беседовал со Своими избранниками. От Адама до Моисея не было святых писаний. Священное Писание стало необходимо тогда, когда люди, по греховной нечистоте своей, стали неспособны и недостойны беседовать с Богом так, как беседовали св. праотцы: Адам, Ной, Авраам, Иов, Моисей и другие», - читаем мы на страницах этой книги. Самое ее появление на свет свидетельствует о том, что со временем возникла нужда не только «в книгах писанных», но и в подробном объяснении этих священных книг.
Как говорится в этом издании, желая дать своим читателям такое чтение, которое наиболее отвечало бы их духовным потребностям, редакция «Троицких листков» внимательно прислушивалась к тому, чего они сами просили в своих письмах. И наиболее, в редакцию обращались с просьбами выслать или, по крайней мере, указать, откуда можно выписать толкования на Святое Евангелие, на Псалтирь и другие книги Священного Писания. По мере возможности и делались такие указания, и книги выписывались, но, к сожалению, от читателей нередко получались отзывы вроде такого: «Мы выписали такую-то книгу по вашему указанию; спора нет - книга хорошая, но к ней не скоро приспособишься, она писана по-ученому, много в ней для нас непонятного, а главное - к душе-то ничего не говорит».
Это значит, - отмечали в редакции «Троицких листков», - что народ ищет в толкованиях на слово Божие не только изъяснения священного текста, но и нравственного назидания, ищет духовной пищи не только своему уму, но и сердцу. Сухое, буквальное, без обращения, по народному выражению, к душе, толкование Священного Писания не производит особенного впечатления на простого благочестивого читателя из народа. Напротив, толкование, сопровождаемое беседою и назиданием, действует неотразимо на его душу. Именно в таком духе и писали свои толкования богомудрые отцы и учителя церковные: святитель Иоанн Златоуст, блаженные Феофилакт и Августин, Евфимий Зигабен и другие писатели-толковники.
К сожалению, как отмечали издатели, в современной им духовной литературе они не смогли найти ни одного подобного толкования на какую-либо целую книгу Священного Писания. И тогда пришли к мысли: дать в виде опыта такое толкование хотя на одного евангелиста. За советом обратились к святителю Феофану Затворнику, который ответил так: «Ваш проект толкования свв. Евангелий очень хорош. И потребность вами узрена настоятельная и настоящая. Благослови Господи исполнить вам ее... Ангел Божий внушил вам: вам и исполнить»... Затем, дав опытные указания, как вести дело, какими книгами пользоваться и каких «не стоит касаться», святитель Божий писал: «итак, благослови Господи! Превосходное дело! Благослови Господи и все труды ваши...Спасайтесь. Ваш доброхот епископ Феофан».
Ободряемые святительским благословением и советом богомудрого старца-подвижника, издатели «Троицких листков» приступили к делу. Составив толкование на первые три главы, они предложили их в рукописи на суд таких знатоков народной жизни, как известный деятель по народному образованию Сергей Александрович Рачинский и др. И от них получены были отзывы самые ободрительные. И впоследствии, уже приступив к печатанию листков по Евангелию от Матфея, оканчивая каждый выпуск, издатели снова обращались к своим читателям с просьбою помочь им своими советами и указаниями, и на это многие читатели отзывались с любовью и самым теплым сочувствием.
Таким образом, издавая свое толкование на святое Евангелие отдельными листками, издатели хотели дать возможность каждому бедняку, при постепенной покупке этих листков, составить себе потом из них целую большую книгу. Книга будет дорогая, думалось нам, (пишут издатели) но затрата на ее покупку не будет обременительна: копейка-две в неделю найдется и у нищего, было бы только желание приобрести листок. Да и прочтётся такое толкование неспешно, по мере приобретения листков. В таком виде, по мнению издателей, эти листки могли быть особенно полезны для пастырей, при внебогослужебных собеседованиях с прихожанами. А те, в свою очередь, покупая после бесед «Троицкий листок» с толкованием, могли уже дома, в своей семье, повторить то, что слышали от священника.
Желая дать книгу не для «научных справок», а для духовной пользы читателей, редакция «Троицких листков» составила толкование не в сухом, научно-точном изложении евангельских истин, а, по возможности, или в форме или исторического рассказа, или назидания, чтобы на душе читателя оставалось впечатление более живое и прочное, чем какое получается от чтения обычных толкований. С этой целью в этом толковании священные слова Евангелия не приводятся отрывочно, отдельно от самого толкования: в виду цельности впечатления они, так сказать, вплетаются, как златые нити, в толкование, составленное преимущественно на основании богомудрых писаний святых отцов и учителей Церкви православной, причем подлинные слова св. Евангелия выделяются славянским шрифтом.
Сегодня это самое доступное к пониманию толкование Священного Евангелия, выпускавшееся Троице-Сергиевой Лаврой по главам в течение 19 века и собранное впоследствии в одну книгу, предлагается вниманию современного благочестивого читателя. Это толкование объединяет в себе мысли признанных истолкователей Священного Писания: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Феофана Затворника и Филарета Московского, блаженных Феофилакта Болгарского, Иеронима Стридонского, Августина Иппонийского, Феодорита Кирского, преп. Иоанна Дамаскина, Евфимия Зигабена и многих других Святых Отцов и подвижников благочестия.
***
Толкование Евангелия «Троицких листков» заслуженно является самым распространённым, понятным и доступным, и выдержало уже не одно переиздание. В заключение программы прочитаем пожелания издателей тем, кто будет обращаться к этой книге: «Итак, желаем, чтобы слово Божие, изъясняемое в наших листках, не оставалось только в уме, а непременно доходило и до сердца наших читателей. Желаем, чтобы в наших листках по Евангелию от Матфея читатели находили хотя бы в малой мере раскрытие того, чего просит, чего жаждет, что верует обрести каждая христианская душа в слове Божием. А жаждет она для себя благодатного света Христова, нетленной пищи для своего духа бессмертного, укрепления и обновления всего своего богоподобного существа».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Этот день в истории. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!